5 стилей лидерства, которые стоит взять на вооружение

Существуют стили лидерства, которые прочно ассоциируются с фигурами отдельных гуру менеджмента и политиков. Есть лидеры, которые всегда четко придерживаются одного управленческого стиля, но есть и такие, кто меняет приемы в зависимости от ситуации. Амит Шах, директор компании Bizteh IT Consultancy, представляет пять основных стилей лидерства, которые распространены в бизнесе.

1. Стиль невмешательства

Суть этого стиля лидерства в том, что руководитель как бы остается в стороне, позволяя членам команды самостоятельно принимать решения. Самое важное в таком подходе — собрать и развить сильную команду, а затем отпустить вожжи.

Среди примеров такого стиля руководства можно упомянуть президента США Рональда Рейгана и одного из самых известных инвесторов всех времен Уоррена Баффета, генерального директора Berkshire Hathaway.

Чем характеризуется стиль невмешательства:

  • Полная свобода сотрудников в принятии решений.
  • Сотрудники решают проблемы на свое усмотрение.
  • Делегируя полномочия членам команды, лидер несет ответственность за группу, а также за важные решения.

Каких навыков и усилий требует этот стиль? Чтобы быть успешным, лидеру необходимо:

  • Лично наблюдать за эффективностью группы.
  • Брать на работу опытных, хорошо образованных сотрудников.
  • Относиться к сотрудникам как к мотивированным ответственным людям.

2. Директивный стиль

Руководители с таким подходом прямо указывают подчиненным, что они должны делать, и требует немедленного выполнения. Мотивация сотрудников сводится к описанию негативных последствий непослушания. Директивный стиль оправдан в отраслях, где у подчиненных нет узкой специализации, и они нуждаются в сильном контроле, который позволит им избежать неопределенности в направлении действий.

Известные директивные лидеры: руководитель СССР Иосиф Сталин, президент Ирана Махмуд Ахмадинежад, основатель и руководитель Apple Стив Джобс.

Чем характеризуется директивный стиль:

  • Установление четких стандартов, правил и критериев производительности, соблюдение строгой субординации.
  • Постоянная оценка критериев, сроков, ролей, обязанностей и определение вспомогательных целей, которые позволяют приблизить главную цель;
  • Точное следования намеченному плану, что позволяет избегать ошибок, устранение которых требует времени.

Чтобы быть успешным, директивному лидеру необходимо:

  • Упростить путь, чтобы подчиненные знали, в какую сторону идти.
  • Устранить барьеры, которые не позволяют идти к цели.
  • Увеличивать вознаграждение по мере приближения к цели.

3. Мотивирующий стиль

Мотивирующее руководство — это умение стимулировать и вдохновлять людей так, чтобы они проявляли в работе свои лучшие качества. Такие лидеры уделяют внимание созданию комфортной и доверительной атмосферы. Ядро мотивирующего принципа руководства — убедиться, что в коллективе действуют мощные этические принципы, определенные ценности, налажена коммуникация, что сотрудники на самом деле ориентированы на совместную работу, создающую позитивную атмосферу в компании. Обязанность лидера — изменять условия, которые препятствуют мотивации, а также использовать правильные психологические подходы к сотрудникам.

Известные мотивирующие лидеры: Исаак Перлмуттер, руководитель Marvel Entertainment; Дан Хессе, руководитель Sprint Corporation; Ричард Тирлинк, бывший руководитель Harley Davidson.

Что характеризует мотивирующего лидера:

  • Умение чувствовать момент, способность к сопереживанию.
  • Поощрение творчества и преданность идее.
  • Умение различать не только нюансы слов, но и язык жестов.

Чтобы быть успешным, мотивирующему лидеру необходимо:

  • Быть хорошим слушателем и уметь решать чужие проблемы.
  • Опираться на опыт и возможности, а не на титулы и должности.
  • Вдохновлять команду, оставаясь дипломатичным.

4. Подгоняющий стиль

Подгоняющие лидеры ведут себя, как на гонках. Они ставят захватывающие цели и бросают вызов команде, ожидая, что команда может достигнуть наивысших результатов. Они дают понять, что производительность сотрудников низкая и требуют от них большего. При необходимости они могут сами засучить рукава и взяться за дело. Им кажется, что так сотрудники лучше поймут, что от них требуется.

Известные подгоняющие лидеры: Илон Маск, генеральный директор Tesla; Джефф Безос, генеральный директор Amazon.

Характеристики лидера, задающего темп:

  • Настойчивость и создание атмосферы срочности.
  • Желание сделать все как можно быстрее, хотя цели всегда сложные и глобальные.
  • Введение высоких стандартов производительности и неприятие слабых результатов в течение долгого времени.

Чтобы быть успешным, подгоняющий лидер должен:

  • Быстро выявлять людей, не соответствующих его ожиданиям.
  • Быть скупым на похвалу.

5. Аффилятивный стиль

Аффилятивный лидер создает эмоциональную связь с командой и заботится о чувстве связности, принадлежности к организации. Девиз этого стиля лидерства: «Люди прежде всего». Когда товарищ по команде травмирован или когда необходимо восстановить доверие, этот стиль работает лучше всего. Аффилятивный стиль полезно сочетать с другими приемами, потому что опора на похвалы и поощрения может снизить производительность сотрудников и лишить их действия нужного направления.

Известный аффилятивный лидер: Нельсон Мандела, президент ЮАР.

Что характерно для аффилятивного лидера:

  • Способность делегировать полномочия.
  • Способность с юмором воспринимать тяжелые ситуации, заряжать сотрудников оптимизмом.

Чтобы быть успешным, аффилятивному лидеру необходимо:

  • Поддерживать атмосферу радости и гармонии в коллективе.
  • Создать доверие между членами команды, используя все преимущества инновационных подходов к увеличению продуктивности.

Стили работы меняются очень быстро. Рынки как никогда заинтересованы в успешных лидерах. В непредсказуемых условиях от руководителя требуется эффективное оперирование различными инструментами в соответствии с ситуацией.

Перевод с английского. Источник: LinkedIn.com.

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Санкт-Петербург

Стиль лидерства(управления) зависит от лидера (руководителя или собственника) и поменять его он не может. Какой стиль управления нужно взять на вооружение и как, если нужно. его поменять? Только поменяв руководителя или собственника.

Генеральный директор, Украина

Нельзя рассматривать стили управления в "рафинированном" виде, как предлагается в статье - ни один стиль в отдельности не является эффективным.

Тот же Сталин (кроме директивного стиля) использовал и подгоняющий стиль "... ставят захватывающие цели (построение коммунизма) ожидая, что команда может достигнуть наивысших результатов, дают понять, что производительность сотрудников низкая и требуют от них большего" .

-

IT-консультант, Москва

Есть разные описания стилей управления, лидерства и т.п. Много денег на этом заработано, хотя все эти классификации похожи, если докапываться до сути. Ценность статьи в том, что одно из описаний здесь присутствует. Т.е. присутствует одна из систем координат, классификации, по которой, например, можно построить аудит и систему обучения лидерским качествам и систему их развития. Иначе мы услышим то, о чем пишет в отзыве Павел Кузовников. А это не так, и я лично подпишусь под тем, что развить и развивать лидерские качества можно, как и научиться их сочетать, т.е. научиться управлять грамотно.

А дальше - жизнь, т.е. в этой статье мне не хватило пункта под названием "Заключение". Где стоило бы написать то, что упоминает Юрий Петров: в жизни требуется именно сочетание разных стилей. Правда, автор не претендует на выводы, заявляя только о намерениях познакомить читателя с некоторой информацией на тему. И еще одно: обращаю внимание на то, что сделан перевод с английского. Это означает одну простую мысль: стили-то англо-саксонские (или американские), что требует дополнительной адаптации под нашу действительность.

Юрист, Москва

Для лидерства в человеке должен быть стержень, не приобретенный по книгам и советам (напускной), а настоящий. Не каждый может и хочет быть лидером на самом деле.

Менеджер группы продуктов, Москва

К сожалению в России принят директивный и подгоняющий стиль. Многие топ-менеджеры российских компаний работают только так. Результат любой ценой - их девиз, на людей наплевать, бывают случаи инсультов на работе, а также вызовов "Скорой". Очень жаль, что в России это прижилось и такие "рукой водители" еще и поощряются.

Нач. отдела, зам. руководителя, Уфа

Повторение - мать учения. Век живи - век учись. Но в статье как-то намешано всё в одной куче). О стилях руководства есть одна правдивая история из моей жизни. В одной госструктуре стоял во главе руководства очень авторитарный товарищ. Контролировал всё от и до. Пахал сам в три смены и со всех требовал. Люди плакали и считали что он издевается. Добивался много и его команда тоже. В итоге его сняли с должности за какие-то недочёты. Далее на его место ставят разгильдяя с попустительским стилем управления (как все думают). Сам пьёт и пьянствует с верхушкой что над ним. НО результаты работы данной структуры просто впечатляют. Люди работают и успехи на всех этапах. Данный попуститель поставил себе сильных замов и дал им свободу действий, но предупредил - не будет результатов поменяет. Вывод? Ищите золотую середину и вырабатывайте свой стиль учась у других.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.