Краткость не сестра таланта? Сколько знаков должно быть в тексте

Знаменитый роман «Три мушкетера» начался с публикаций в газете. Александру Дюма платили построчно. Поэтому в тексте много диалогов, которым позавидует Тарантино. Например, такого вида:

— Тридцать экю.
— Арамис?
— Десять пистолей.
— У вас, д′Артаньян?
— Двадцать пять.

Среди критиков и завистников ходят упорные слухи о том, будто Дюма специально добавил некоторых персонажей вроде Гримо (слуги Атоса) исключительно ради односложных реплик. Действительно, каждые «Да» и «Нет» идут за полноценную строку. 

Правда такая «монетизация» не помешала шедевру стать бестселлером. И даже пережить века, тысяча чертей! Но это, скорее, исключение из общего правила:

Нельзя оплачивать (или брать деньги) за объем текста в знаках, словах, килограммах потраченной бумаги или литрах кофе. Значение имеет только смысл.

Валовый подход к производству контента однозначно устарел. Более того, часто звучит поговорка про краткость. Но это на словах. Реально сокращать тексты почти никто не умеет. Наоборот, все пытаются запихать в публикацию как можно больше.

Много не мало

К сожалению, есть причины раздувать длину текстов. Даже если по знакам никто не платит.

Рекламодатели хотят выжать больше из каждого оплаченного контакта со своей аудиторией. Это касается как прямых затрат на рекламу, так и косвенных в виде аналитики, подготовки контента, отслеживания метрик по публикациям и выступлениям.

Площадкам любого вида напрямую интересно больше, больше — это их поток, который крутит колеса монетизации. 

А что же агентства, копирайтеры и другие подрядчики? Они точно понимают, как все устроено на самом деле:

  • Первое касание с аудиторией не должно продавать, его задача привлечь внимание и побудить погрузиться глубже.
  • Значит, нужна фокусировка на отдельных продающих тезисах, а также (и даже важнее) приманка для продолжения знакомства. Тизер.
  • Контент-план и тем более стратегия продвижения реализуется не тактически, в виде единичных текстов или презентаций, а стратегически, с плавным переводом ЦА с одного уровня воронки продаж на другой.

Отлично, но что происходит на практике? Очень редко кто из бизнеса самостоятельно ведет полный цикл медийки, SMM и прочего промо. Все это делают подрядчики. Генподряд на веки вечные, как правило, не дают. Сначала нужно показать результаты! И их конечно обеспечивают.

Только за счет всех последующих этажей продвижения, сминая стратегическую воронку в единичные элементы контента. В ход идет все и сразу, УТП отжимается досуха еще на первом касании.

На потом ничего не остается. Подогретая публика заглядывает дальше, а там – гулкий вакуум и сплошные повторы. Это скучно, ценности не добавляет. Все, пока. 

Впрочем, здесь больше про содержание, чем про объем. Вернемся к оценке текстов в знаках. 

Насколько великим может быть пост

Иногда срабатывает хрестоматийный лайфхак про телефонный справочник, который специально выпустили форматом меньше, чем у конкурентов. Люди складывали такие каталоги стопкой, и сверху оказывалась продукция хитрецов. 

Можно попробовать выделиться из серой массы мейнстрима нарочитой лаконичностью. Иногда это срабатывает.

Тем не менее «сеошники» рекомендуют не опускаться ниже 500 слов — иначе будет плохо индексироваться. Несколько тысяч слов звучит как лонгрид, но для SEO только лучше. Будет шире семантическое ядро, больше шансов зацепить целевую аудиторию.

Площадки вроде Дзен и Пульс (похоже, их уже можно называть просто ДзеноПульс) формально допускают публикации в широком диапазоне. Но опыт показывает, что оптимально не менее 3 000 знаков, после 5 000 охваты снижаются. Правда, бывают исключения. Если накачать текст фактами, цифрами и буквально запихать в него не один, а сразу несколько этажей «воронки», то можно срезать угол в пару касаний. Это так называемые тексты на «перфоманс», то есть с конвертацией в обращение или продажу. 

Похоже обстоят дела с презентациями. Не обязательно делать короткую и легкую, с красивыми разгруженными слайдами. Иногда эффективнее массивный контент, потому что он подавляет аудиторию и заставляет ее усомниться в самостоятельных решениях. Все так сложно, пожалуй, стоит обратиться к специалистам. Благо, вот они как раз выступают.

Пользователи соцсетей охотно добавляют в закладки бесконечные списки. Засилье названий, цифр, терминов, адресов, чего угодно еще. Все это невозможно прочитать и осознать. Возникает соблазн разобраться потом. Но метрика бесполезная, почти никто второй раз свою онлайн-библиотеку не откроет. 

Что насчет Executive.ru? Вижу разные публикации, многие гораздо короче моих. Но сам обычно ориентируюсь на планку около 10 000 знаков. Сухой остаток на порядок меньше, и это еще в лучшем случае. Конечно, можно писать гораздо короче. Но в таком случае придется удалить промежуточную логику рассуждений. А сухие выводы менее наглядны, они вызывают меньше доверия. Одна из причин уделять внимание кейсам. Демонстрация полной цепочки по проекту гораздо убедительнее, чем результаты. 

Так сколько «вешать знаков»? Романы могут измеряться хоть миллионами символов, это никого не смутит. Для слогана вполне хватит 10 букв. Например «Just do it» — автор и предположить не мог, что его изречение разойдется такими тиражами (оригинал исходной фразы «Let’s do it» принадлежит серийному убийце перед казнью).

Впрочем, минимализм – особая материя. Это почти как квантовый мир со своими законами физики. 

Малые формы

Есть определенные форматы, которые однозначно предполагают краткость. Например:

  • Слоганы
  • Заголовки
  • Сообщения в мессенджерах
  • Темы электронных писем
  • Сниппеты 

Собственно, сниппеты объясняют весь подход к сокращению текстов. Это не что иное, как предельно сжатый конспект (в худшем случае) или тизер (в идеале). Фраза, привлекающая внимание в поисковой выдаче. Она служит якорем, а также мотивирует узнать больше. 

Очень похоже на Elevator pitch — те волшебные слова, благодаря которым можно зацепить инвестора в лифте и договориться о более подробной презентации.

Только гениальная речь для лифта из области искусства. А лимит на большинство коротких текстов определяется кодированием текста в 1 байте: 2⁸–1=255. Это магическое число, 255 используется в IT повсеместно:

  • Значения цветов RGB и CMYK
  • Маски подсети для определения IP-адресов
  • Максимальная длина имени файла в NTFS
  • Ключи шифрования по стандарту AES
  • Таблица символов ASCII

А ведь с нее все началось, с доброй старой ASCII. Если копнуть глубже, то даже с телетайпа. Иронично, да? Способ передачи символов возрастом под пару веков определил примерно все лимиты на короткие форматы текста современных сервисов и площадок. Те же самые 255 символов мы видим в описаниях каналов Telegram, ранее в твитах или, как сейчас нужно говорить, в «иксах», а также в большинстве строк электронных анкет. Если непонятно, сколько точно знаков — скорее всего, не больше 255.

Но плавно двинемся дальше, в сторону увеличения.

Лиды, тизеры, другие форматы второго уровня пирамиды в пределах одного текста обычно следует уложить в один небольшой абзац. Здесь вариативность по площадкам гораздо выше, и особо мельчить не стоит. Читатели увидят ваше описание в ленте наряду с другими.

ГЗК (голос за кадром) тоже лучше сокращать, но аккуратно. А еще проговаривать вслух, естественно, что любым форматам текста не помешает. Абсолютно любым. Даже тем, которые озвучивать никто не собирается. Потому что приемами скорочтения владеет незначительное количество людей, многие мысленно проговаривают все при чтении. 

И даже для монстров, скользящих по лезвию страниц, тоже нужны лаконичные формулировки. Как минимум на уровне заголовков. 

Все по полочкам

Состав имеет значение. Структура, навигация, приемы верстки с разбивкой на абзацы, врезы и прочее — все это сильно влияет на восприятие текста. В том числе «крадет» или визуально увеличивает его объем.  

Наконец, важна лексика, тональность, длина предложений. Также ритмичность языка, даже длины слов. Легкий слог скрадывает объем, можно прочитать на несколько страниц больше, чем собирался, и не заметить этого. 

И наоборот, сложновымороченный и стилистически перегруженный язык, требуя дополнительной мыслительной активности, создает лишнюю нагрузку на ментальные ресурсы потребителя контента; что приводит к затруднению восприятия и вследствие этого возникают предпосылки для подсознательного завышения объема прочитываемого текста, независимо от его объективного размера в знаках или других единицах измерения.

Если кто и осилил предыдущий абзац, то, вероятно, сожалеет об этом. Хотя там меньше 50 слов. Вроде немного, но ощущается иначе.

Это важный момент. 

Физические лимиты по объемам текстов — не более чем средняя температура по больнице, включая кочегарку и морг. Нужно начинать с «пирамиды». А точнее даже с пирамиды в квадрате.

Пирамида в квадрате

Общий принцип грамотной подачи контента похож на рыбалку. Конечно, это довольно грубая аналогия (как и любые сравнения). И тем не менее:

  • Все начинается с наживки. Она должна быть маленькой. Это фраза или две-три максимум. Заголовок, сниппет. С упакованным внутри крючком.
  • Полученный интерес нужно удержать до уверенной поклевки. Если пытаться подсекать сразу — рыба сорвется. Особенно крупная. Здесь уже счет на абзацы. 
  • Читатель попался, начинается борьба. Бесконечное море другого контента манит дофаминовой новизной. Человек хочет листать ленту дальше. Для того, чтобы он задержался и читал дальше, потребуются уже страницы текста. 

Дальше полезно вспомнить о том, что все происходит в рамках одного касания. Если оно первое, то просто безумие пытаться сразу вытаскивать рыбу на берег. Цель первого знакомства со спикером, продуктом, услугой, идеей заключается не в продаже. 

Нужно переключить скорости, выйти на подписку, чтение другого материала, запись на следующий тренинг или семинар. Провести дальше по воронке. 

Весь «полный метр» прошлого материала парадоксально играет роль самого краткого формата — заголовка, максимум лида. Это самое сложное в разработке контента. Разница как между единичным выпуском и сериалом. 

Каждый переход между сериями создает риск потери зрителя. Поэтому сценаристы стараются изобрести так называемый «клиффхэнгер» на каждом разрыве внимания.

Таким образом, тут две пирамиды, одна вложена в другую:

  • Общая большая, это воронка продаж.
  • Другие маленькие, для мотивации читать дальше на каждом этапе.

Объемы текстов во всей этой механике вторичны. Главное помнить о том, что каждую следующую строчку прочитают, только если все если предыдущие были написаны органично и интересно.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Москва

А лимит на большинство коротких текстов определяется кодированием текста в 1 байте: 2⁸–1=255. Это магическое число, 255 используется в IT повсеместно:

  • Значения цветов RGB и CMYK
  • Маски подсети для определения IP-адресов
  • Максимальная длина имени файла в NTFS
  • Ключи шифрования по стандарту AES
  • Таблица символов ASCII

Так как этот автор свои публикации не комментирует и не отвечает на вопросы, кто понял и мог бы объяснить, что именно он хотел сказать?

Первый кусок текста публикации про молчаливого Гримо похоже на вольный пересказ отрывка из известной книги Андре Моруа. Возможно, упоминалось где-то еще.

Но многое из изложенного после этой истории напоминает результат работы генератора текста, к которому рука редактора не прикасалась.

Researcher, Москва

Любой текст можно проанализировать на водность и тошноту.
Это не грубость в данном случае, а СЕО-термин.

Платить надо за количество текста (строк или символов), учитывая коэффициенты водности и тошноты.
Это во-первых.

НО!
Лонгриды щас никому не интересны. То поколение, которое родилось и выросло с Интернетом, соцсетями, Твиттером и Инстой не читает больше одно абзаца из 5-6 строк.
Лонгрид умирающий формат.
Это во-вторых.

Даже я, родившийся и выросший задолго до Интернета, и научившийся читать в 4 года -- не читаю лонгриды или читаю их по диагонали.

Лично мне интересны краткие структурированные тексты с концентрированным изложением и парой тройкой схем, таблиц, графиков, картинок. То есть, с элементами какой-то инфографики или медийного контента.
Хотя краткость в изложении -- не моя сильная сторона.
И я на дух не выношу в тексте всякие афоризмы или цитаты великих.

Создание такого структурированного и иллюстрированного контента -- безусловно, работа. Но которая окупается сполна вниманием и интересом аудитории.
Текст и речь -- чрезвычайно сложный для восприятия формат, по сравнению с картинкой, схемой, диаграммой, графиком.
На мой взгляд, комбинация этого с небольшим количеством текста -- отличный формат подачи контента, который будет востребован, принят и понят более широкой аудиторией, чем классический лонгрид (многабукафф).

Независимый директор, Москва

Прекрасная статья ! ИИ аплодирует. Образец узкоспециализированного взгляда на текст как на бессодержательный буквослов. А экспертному сообществу и специалистам - читателям  хотелось бы видеть рассмотрение информационно-эмоциональный объекта потребительского внимания. Но, как говорил классик: "Страшно далеки авторы от народа..." А вы как считаете, уважаемый автор  Станислав Антипов ?

Консультант, Москва

Лично для меня в теме  интересным оказалось только вступление о проделках Александра Дюма  - отца, потому что  писателем быо и его сын тоже Александр Дюма, правда не таким плодовитым всего один роман "Дама с камелиями", плохо воспринятый публикой. И роман был издан только из желания издательства не потерять Дюма - отца.

Дюма - отец бал отличным коммерсантом и,  имея написательский талант, стремился сделать свои произведения коммерческими. то есть приносящими доход. Была в нем авантюрная жилка! Да и время было удачным - читателей , которым нужно было понравится, а он умел нравится  - бабник и серцеед-манипулято, было  значитьльно больше чем писателей. И потому издательства покупали у авторов, которые могли писать коммерчески выгодные произведения,   даже понимая что автор, грубо говоря,  их обманывает. Но это окупалоссь с лихвой! Романы Дюма - отца расхватывали как "горячие пирожки".

А ныне? Все именилось, Пишут все, читают единица, и чаще всего только специалисты издательств, которые оценивают переспективы издания различныз кгиг. Книжный рынок завален литературой, не востребованной у читателей. И издательства зарабатывает на  оплате самими  авторами  издания своих книг. И не авторы сейчас дурят издателей, а все совсем наоборот- издатели воруют у писателей коммерчески выгодные произведения. Бизнес!

Тем более,  что издательств очень много, как и писателей, вся загвоздка в том, что очень мало коммерчески выггодных произведений, которые бы расхватывались  публикой как "горячие пирожки". Думаю, настало время, когда издателям необхожимо покупать такие  коммерчески выгодные, произвеления у авторов и делать на этом свой бизнес. 

Адм. директор, Санкт-Петербург
Валентина Путилина пишет:
Тем более,  что издательств очень много, как и писателей, вся загвоздка в том, что очень мало коммерчески выггодных произведений, которые бы расхватывались  публикой как "горячие пирожки".

Посмотрите тут, в небольшом сентябрьском отпуске начал читать кое-что из свежепубликуемого, и до сих пор по утрам новые главки почитываю...

Да - доступ чуть-чуть платный, но зато книжки пыль не собирают, и аудиофайлы есть - в пути можно слушать... И комменты читателей не накрученные, а от души...

 

Консультант, Москва
Сергей Алейников пишет:
Да - доступ чуть-чуть платный, но зато книжки пыль не собирают, и аудиофайлы есть - в пути можно слушать... И комменты читателей не накрученные, а от души...

Чуть - чуть!  Для кого - для авторов или для читателей?

Я не сомневаюсь, что есть писатели которые очень талантиливы, и книги которых читают,

Валерий Андреев +12765 Валерий Андреев Директор по продажам, Санкт-Петербург

Набор слов, не привязанных к посылу статьи и без смысловой нагрузки. Согласен и верно, что букафмнога. Особенно, для молодого поколения и их родителей. Всегда приятно ознакомиться с текстом содержательным, с прослеживаемой линией, грамотно написанным. Однако, ... Ну, типа, как бы, короче... И. т. п. элементы новояза в головах многих рулят. И, если сравнивать плату писателя за Кол-во букаф, то художнику раньше платили так. Выкладывали холст монетами, закрывая  ими всю площадь готовой картины. Статья ни о чëм. И И рулит. 

Аналитик, Москва
Сергей Средний пишет:

Даже я, родившийся и выросший задолго до Интернета, и научившийся читать в 4 года -- не читаю лонгриды или читаю их по диагонали.

Лично мне интересны краткие структурированные тексты с концентрированным изложением и парой тройкой схем, таблиц, графиков, картинок.

...
Хотя краткость в изложении -- не моя сильная сторона.
И я на дух не выношу в тексте всякие афоризмы или цитаты великих.

Зацеплюсь за эту цитату великого человека. Это очень показательная мысль. 

Лёгкий путь познания всегда привлекателен. Чем проще человек устроен, чем уже его кругозор, тем ближе ему простота любого вывода. Например, ветер  возникает, потому что деревья качаются. Ясно. Логично. Понятно любому. Или - Земля плоская.

Классическая тема - давать простые советы по обустройству общественной жизни. Отсюда темы про четырёхдневку. Про раздавать деньги. Про "лучше бы всем премию дали вместо оружия". Про "все  мужики сво...". 

В молодости человек хватает любую информацию, которая помогает ему соориентировться в его дальнем и ближнем круге общения. Если твои попутчики общаются матом,то ты тоже будешь познавать мир через такую речь. А для твои детей первым словом будет не "мама", а что-то другое. Речь и письмо - два неразлучных друга. Именно друга. Ни один не может без другого. Созерцание видосиков у нормального молодого человека будет всего лишь толчком к дальнейшему и глубокому изучению. Но не будет он воспитывать своих детей по видосикам. Большая любовь к женщине не возникает от прочтения слоганов. 

Правда огромная часть нашей жизни проходит в дороге на работу, в метро, в магазинах, где и правда не нужны длинные речи. Так - эсэмэскообразные междометия, вежливые или грубые фразы. Очень редкие монологи. А диалог почти исключён.

Падение интереса к чтению - явный признак старения, убеждён в этом.  Интернет здесь не при чём. Следующая фаза - падение интереса к жизни. К наличию друзей. К новому познанию. Человек становится нетерпимым к чужым выводам. Старый семейный деспот и резонёр. 

Очень опасный путь. 

Хотя в бизнесе все средства хороши. Может быть.

Простые мысли, простые тексты, простые выводы - удел недоразвитых. В том числе и недоразвитых бизнесменов.

Адм. директор, Санкт-Петербург
Валентина Путилина пишет:
Сергей Алейников пишет:Да - доступ чуть-чуть платный, но зато книжки пыль не собирают, и аудиофайлы есть - в пути можно слушать... И комменты читателей не накрученные, а от души...
Чуть - чуть!  Для кого - для авторов или для читателей?

Плата за чтение свежей книги не более двухсот рублей - не так много и для читателя, ИМХО. Хотя пенсионеры "из читателей" периодически и жалуются, что интересно, но для них дороговато... Хотя спустя некоторое время то же самое можно почитать и бесплатно, проведя некоторое время в интернете.

Для Автора, творчество которого интересно другим - результатом может быть неплохой побочный доход. Но не все могут выдавать по пятнадцать - двадцать печатных знаков в сутки, складывая из них отдельные главы, которые потом воспринимаются как цельное произведение...

По собственно обсуждаемой теме материала: знаков в тексте материала должно быть ровно столько, сколько требуется для выкладки основной информации. Если это длинный текст получается - он должен быть структурирован и содержать оглавление. Для более детального изучения - должны быть вкладки и ссылки.

Это классика...

Аналитик, Москва

А вот существует огромная справочная,энциклопедическая, историческая лтература. Любители стиля тик-ток это читают? Если кто-то скажет, что в интернете всё это есть, то это не так. Далеко не так. Я про подлинники даже и не говорю.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.