Чему управленцы могут научиться у покорителей космоса

У нас в России особые отношения с космосом, который воплощает в себе мечты детства, гордость за страну и триумф человеческой мысли. Космонавты представляются нам героями, способными проводить месяцы в замкнутом пространстве, испытывать нечеловеческие перегрузки и выполнять сложнейшие технические работы в открытом космосе. Если отбросить легенды и мифы, присущие любой сложной профессии, примерно так и есть: работа на орбите требует особенных навыков, при чем не столько физических, сколько психологических, интеллектуальных и эмоциональных.

Международная космическая станция представляет из себя многомодульную «трубу» длиной примерно 60 метров, в которой группе людей приходится провести несколько месяцев. В таких условиях, словно под увеличительным стеклом, видны все нюансы взаимодействия людей в команде, а роль лидера, способного эффективно достигать поставленных задач, становится особенно важной.

Чтобы понять, в чем заключается особенность работы лидера в условиях невесомости, мы поговорили с Сергеем Рязанским, Героем России, членом экипажа МКС 37/38. Оказалось, что земные управленцы могут очень многому научиться у командиров космических экипажей.

Вы не всегда выбираете людей, с которыми придется работать

Психологическая совместимость – последнее, о чем думают руководители космических агентств, когда собирают экипаж, и можно ли провести более 100 дней в замкнутом пространстве с человеком, которого на Земле будешь обходить стороной. Значит, надо уметь достигать результатов и строить коммуникацию с теми, кто оказался вокруг. Конфликты в космосе невозможны – толщина стенки космической станции составляет всего полтора миллиметра, и любую проблему в любом случае придется решать сообща. Поэтому в космосе никто никогда не разговаривает на эмоциях – если вдруг чувствуешь, что «закипаешь», то просто «отплываешь» в сторону, а затем, уже остыв, за общим столом, очень спокойно пытаешься поговорить. В космических кругах это называется «по-доброму поругаться». А чтобы минимизировать возможность появления таких ситуаций, надо внимательно наблюдать за людьми и считывать их поведение. Особенно хорошо его видно во время трехдневных курсов по выживанию, обязательных перед полетом: на них сразу же видно, как человек поведет себя в стрессовой ситуации. Таким образом, эмоциональный интеллект для космонавта зачастую оказывается куда более важным, чем физическая подготовка.

Люди другой культуры помогают лучше понять свою культуру

В длинном коридоре МКС можно встретить посланников со всего света, и если общение между ними как-то налажено с помощью «космического языка» Ruslish (синтез русского и английского), то на уровне базовых культурных установок постоянно возникают различные ситуации, способные внести нарушения в рабочий процесс. Например, на орбите регулярно что-то выходит из строя: в этой ситуации американцы первым делом связываются с Хьюстоном и описывают проблему, а русские тут же начинают разбирать и собирать сломанный агрегат, как автомат Калашникова, пытаясь самостоятельно выяснить что случилось. Ни один из методов нельзя назвать «правильным», особенно если оба в итоге приводят к решению проблемы, но важно понимать, как люди разных национальностей отреагируют на твои слова или поведут себя в той или иной ситуации. Деятельное общение с ними помогает лучше понять не только их, но, в первую очередь, себя самого.

Необходимо разметить систему координат

Космическая станция летит по орбите со скоростью 27 тысяч километров в час. Внутри у нее полная невесомость, в которой не существует таких понятий, как «пол» и «потолок». Однако, человеку крайне важно определить правила, в которых он существует, включая разметку окружающего пространства. Поэтому русские космонавты покрасили стены в разные цвета, а американцы их подписали. Казалось бы, мелочь, но она избавила жителей МКС от множества коммуникационных проблем. Так же и на земле – стоит «на берегу» договориться о правилах совместной работы, чтобы у всех было единое представление о том, в каких рамках работает команда.

Важен не опыт, а его осмысление и разбор

«Разбор полета» – это не просто красивое выражение, а обязательный глубокий разговор, который происходит после каждого, даже тренировочного полета. Без него полет не превратится в полезный опыт, а останется лишь набором ситуаций и переживаний. Даже если все прошло хорошо и без внештатных ситуаций, командир экипажа очень часто остается со своей командой, чтобы еще раз проговорить ту или иную ситуацию. Это не только позволяет избежать ошибок в будущем, но и снимает все недосказанности и сплачивает команду. Наконец, способностью развиваться обладает только тот человек, который имеет способность анализировать себя и свой опыт.

Нельзя воспринимать останавливаться в развитии

Космонавтика – это крайне конкурентная сфера, в которую мечтают попасть тысячи, но МКС рассчитана всего на шесть мест. Это значит, что если ты хоть на какое-то время перестанешь готовиться, учиться и дашь слабину, то дашь другим шанс себя обогнать. Поэтому у космонавтов принято давать друг другу прямую обратную связь в случае, если кто-то начинает снижать планку. Уникальным примером здесь является российский космонавт Геннадий Падалка, мировой чемпион по продолжительности нахождения в космосе, 878 дней. Свой крайний полет он совершил в возрасте 57 лет, опередив по уровню подготовки более молодых кандидатов – лишь благодаря что готовился к каждому полету, как к первому.

Лидер – это не звание и не должность

В космосе никто не будет слушаться тебя только потому, что ты командир экипажа. Никаких рычагов принуждения на орбите не существует, поэтому авторитарный стиль работы там не работает, и единственно возможная тактика – это вовлечение и совместная работа в команде. Вместо «Упал, отжался!» – «Друзья, Земля поставила нам задачу. Что вы думаете по этому поводу?». Очень важно, чтобы экипаж уважал своего командира и доверял ему, и это еще необходимо заслужить – в первую очередь принятием ответственности за ситуацию и за команду.

Мечта делает невозможное возможным

Сергей Рязанский никогда не думал, что полетит в космос. Он закончил биологический факультет МГУ и занимался наукой, когда совершенно неожиданно возникла идея направлять на МКС, помимо инженеров, еще и ученых, и он стал принимать участие в наземных экспериментах, без особой надежды. Пройдя все испытания, он был зачислен в отряд космонавтов, но вскоре пришло разочарование – все места ученых на МКС были выкуплены другими странами до 2017 г., а на должность инженера можно было попасть только с соответствующим образованием из МАИ или МГТУ им. Баумана. Ждать 12 лет было бессмысленно, и другой бы сдался, но запрет возымел обратный эффект – Сергей решил исполнить свою мечту и показать, что нельзя судить людей по формальным признакам (наличие профильного образования). Сначала было участие в эксперименте «Марс-500», а затем 105 экзаменов, сданных на «отлично». Как результат – в 2015 году он впервые полетел на МКС в должности инженера, а в 2017 г. планирует отправиться на орбиту уже в качестве командира 53-го экипажа.

На МКС лидер предельно зависит от своей команды, а команда – от лидера. Поэтому безотносительно того, насколько далеко ты находишься от Земли, самое главное – это быть человеком.

Фото: Сергей Рязанский / Instagram

Расскажите коллегам:
Комментарии
HR-директор, Москва

Сергей, какой же Вы молодец! великолепно, спасибо большое!

Директор по логистике, Москва

Господа давайте перестаем врать друг другу. Особенно про так называемый "космос". Я по первому образованию - металлург и про теплопередачу материалов знаю не по наслышке. Цитата из статьи:" Конфликты в космосе невозможны – толщина стенки космической станции составляет всего полтора миллиметра, и любую проблему в любом случае придется решать сообща."

Если посмотреть принятую схему атмосферы Земли, то после высоты 200 км, идет резкий рост t за бортом см. Википедию ( Термосфера Верхний предел — около 800 км. Температура растёт до высот 200—300 км, где достигает значений порядка 1500 К, после чего остаётся почти постоянной до больших высот.) Для справки 1500 К это - 1227 С !!! (температура расплавленной стали - 1500 С).

Как может 1,5 мм металла (пусть даже супертехнологичного) удержать такую температуру?

Еще цитата: "Космическая станция летит по орбите со скоростью 27 тысяч километров в час". И еще: "Международная космическая станция представляет из себя многомодульную «трубу» длиной примерно 60 метров, в которой группе людей приходится провести несколько месяцев."

Вопрос - как эта 60 метровая труба летает и не сталкивается с космическим мусором, про который постоянно говорят???


Консультант, Москва

Максим, в той же статье Вики, которую вы процитировали: "Высокая температура воздуха в термосфере не страшна летательным аппаратам, поскольку из-за сильной разрежённости воздуха он практически не взаимодействует с обшивкой летательного аппарата, то есть плотности воздуха недостаточно для того, чтобы нагреть физическое тело, так как количество молекул очень мало и частота их столкновений с обшивкой судна (соответственно и передачи тепловой энергии) невелика."

Нач. отдела, зам. руководителя, Санкт-Петербург

Спасибо за статью, очень поучительно!

Михаил Кузнецов +7139 Михаил Кузнецов Аналитик, Москва

В длинном коридоре МКС можно встретить посланников со всего света, и если общение между ними как-то налажено с помощью «космического языка» Ruslish (синтез русского и английского), 

Директор по рекламе, Москва

разметка дискурса и рационализм в аналитике опыта - основа для движения (если есть мотивация размечать дискурс и включать рациональное) 

Адм. директор, Санкт-Петербург

Коллеги, межотраслевое общение и обмен опытом - важная составляющая успеха! Но космос как среда и как вид деятельности - это совершенно особое явление, в том числе и с точки зрения управленца и инженера....

Мне запало в душу высказывание одного из доцентов на кафедре автоматики ПГУПС (университета путей сообщения) на дне открытых дверей 10 лет назад, а он сказал следующее: "Мы отбивались в девяностых годах от "рекомендаций" инженеров космической отрасли, тогда разваленной и искавшей себя в новых реалиях, о перенесении опыта аосмической автоматики на автоматику железнодорожную, по следующей причине: "Над одним космическим устройством работают тысячи инженеров, и рабочий цикл его жизнедеятельности - несколько часов или месяцев. На РЖД на тысячу НАДЁЖНЫХ устройств приходится один инженер, и работать оно должно десятки лет."

Многие виды деятельности, которые сейчас вынужденно работают по принципу "распределённых ресурсов", стали неэффективными и останутся такими до тех пор, пока не будут сняты ограничения, с чем не следует затягивать...

По опыту решения конфликтных ситуаций на МКС - пока не наступил склероз, ждём подробностей про её разгерметизацию через волшебным образом появившееся отверстие...

Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина
Максим Жадан пишет:
господа давайте перестаем врать друг другу. ... толщина стенки космической станции составляет всего полтора миллиметра

 . Это толщина оболочки, обеспечивающей герметичность. Помните, какая-то зараза на МКС просверлила её, нарушив герметичность.

Есть еще тепловой экран состоящий из слоя отражалки и слоя валенок. ...

Аналитик, Москва
Сергей Алейников пишет:

Многие виды деятельности, которые сейчас вынужденно работают по принципу "распределённых ресурсов", стали неэффективными и останутся такими до тех пор, пока не будут сняты ограничения, с чем не следует затягивать...

Отдал более 10 лет этой удивительной отрасли. И вынужден с Вами, Сергей, согласиться. Вы попалим в яблочко. Советская космонавтика держалась за счёт удивительной, невозможной кооперации - военные, гражданские, испытательные полигоны, военный и гражданский флот, десятки министерств.

Как только убрали этот кулак, всё стало не очень хорошо. У каждого свой "карман" и свой бюджет.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.