«Меняем рекламу на долю в стартапе»

Наблюдая за инвестиционными процессами в сфере интернет-стартапов, все чаще встречаешь термин Media for Equity. Такие формы финансирования используются для участия в капитале стартапов, созданных прежде всего в области электронной коммерции. Как инструмент приобретения доли в молодых предприятиях Media for Equity привлекателен не только для медийных, но и для инвестиционных компаний, особенно, если они имеют в своем распоряжении собственную прессу и электронные СМИ.

Что «скрывается» за Media for Equity?

Media for Equity обозначает некую альтернативу классическому приобретению долей или же участия посредством собственного капитала в стартапах в ранней фазе роста. Тем самым закрываются пробелы в финансировании преимущественно онлайн-базирующихся стартапов. Инвестиционные компании вместо взноса наличными получают долю в собственном капитале за взносы в натуральной форме из области рекламы. Коротко: реклама вместо денег.

Стоимость такого участия часто рассчитывается с помощью прайс-листа расходов на рекламу. При этом к рекламным мероприятиям наряду с рекламой на телевидение также относят рекламу в газетах и журналах, плакатах и кино, а также рекламные места на сайтах.

Кто предоставляет Media for Equity?

Этот финансовый инструмент, как правило, используется ответвлениями больших медиа-предприятий. В Германии, инвестиционный рынок которой мне хорошо известен, можно назвать такие примеры:

  • SevenVentures, предприятие телевизионной группы ProSiebenSat.1.
  • Ströer Media AG, один из самых больших продавцов внешней рекламы или же Out-of-Home-Werbung.

Эти оба предприятия на базе существующей инфраструктуры из участий развили собственную модель бизнеса. Кроме этого в последние годы на этом рынке утвердились также различные фонды. При этом различные предприятия вместе с «медиа-пакетом» услуг участвуют совместно в одном фонде, который в свою очередь осуществляет участие в интересных стартапах.

Одним из таких известнейших фондов в Германии является German Media Pool Venture Capital GmbH (GMPVC). К медиа-партнерами GMPVC относятся телеканалы N24 и RTL II, радиогруппа REGIOCAST, а также «афишный» рекламодатель Wall AG и предприятие группы JCDecaux. На основе различных областей из рекламной индустрии GMPVC называют также Cross-Media-Pool.

Известные примеры из области Media for Equity

Предприятия, в которых, главным образом, принимают участие с Media for Equity, являются в первую очередь компании роста из области e-commerce. Каждый из выбранных стартапов показывает большой скалирующий эффект и могут быстро интернационализироваться. Эти проекты должны в кратчайшие сроки достичь высокой степени известности и тем самым «предопределены» для такого финансового инструмента, так как они имеют очень высокую потребность в рекламе.

Наиболее известными примерами участия Media for Equity в Германии являются Zalando, eDarling, Trivago и Preis24.

Выгода от Media for Equity для стартапов

Этот вариант участия предлагает молодым предприятиям хорошие возможности для роста известности. Это становится очевидным в течение каждой рекламной паузы на всех частных рекламных каналах.

Стартапы, рассчитывающие на сильный рост, легко копируемы. И если они не имеют достаточного бюджета для рекламной компании, должны принять во внимание этот финансовый инструмент. С его помощью они могут эффективным образом утвердить на рынке свою марку. Возможный рост оборота через распространение рекламы является в этом случае лишь «побочным» эффектом.

Так как брендинг для предприятий e-commerce весьма важен, а реклама на радио или телевидение, разумеется, дорого стоит, Media for Equity, как финансовый инструмент участия, пользуется у стартапов большим уважением.

Негативным побочным эффектом для стартапов является увеличивающаяся популярность этих форм рекламы и тем самым ухудшение переговорного базиса. Инвестиционные компании получают возможность ухудшать условия для стартапов, так как тем временем разгорается конкуренция за лучшие рекламные места.

К тому же начинающие бизнесмены должны осознавать, что часто используемые для оценки доли в предприятии рекламные прайс-листы не учитывают скидки, предоставляемые обычным порядком. Тем самым инвестиционные компании могут покупать доли в Start-up значительно дешевле. Кроме того в ходе участия Media for Equity рекомендуется согласовать план рекламы, чтобы она показывалась в выгодное рекламное время.

Media for Equity с точки зрения инвестиционных компаний

Для инвестиционных компаний из медиа-отрасли Media for Equity, как форма финансирования, особенно интересна. Рекламные услуги, как средства платежа, являются не только очень благоприятны в стоимостном отношении, но также малорискованной формой участия в многообещающих стартапов. К тому же такое участие является «умелым» вариантом заполнения недостаточно загруженных рекламных мест.

Кроме того, Мedia for Equity предлагает высокую гибкость. Так, например, применяется обмен медиа, когда издательство или канал получает интересную онлайн-рекламу вместо теле- или печатной рекламы.

Далее инвестиционная компания может также участвовать в доходах стартапов, согласовав в инвестиционном договоре компоненты Media for Revenue (то есть участие в выручке в обмен на рекламные услуги).

Если инвестиционная компания имеет необходимую инфраструктуру, она со своей инвестицией Мedia for Equity получает практически только два риска: один из них – это угроза несостоявшегося выхода (exit) из предприятия, другой – потеря репутации в случае провала стартапа.

Так как правовые и налоговые аспекты участия в форме Media for Equity для стартапов, как правило, достаточно комплексны (сложны), рекомендуется получить на переговорах профессиональную поддержку. Но имеется достаточно адвокатских контор, специализирующихся на подобных участиях в стартапах.

На фото: Франкфурт, финансовый центр Германии. Источник: freeimages.com

Статья была впервые опубликована на Executive.ru 15 января 2014 года

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Михаил Ободовский, Борис Яровой
Михаил Ободовский +1185 Михаил Ободовский Управляющий директор, Москва

"... в течении каждой рекламной паузы", "... не имеют достаточно денег для рекламной компании ..."

Г-н Семеркин, Вы до сих пор считаете, что спорное употребление деепричастных оборотов в комментариях опаснее грамматических ошибок в тексте статьи?

Генеральный директор, Владивосток

Прошло три года, а в России все по прежнему: венчуры выполняет роль банков по масштабированию бизнеса, банки выполняет роль по перекачиванию финансов из бюджета в частный карман. А стартап как был мертвой темой в этой стране (если ты вне Москвы), так и остался.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.