Бюджетирование: как поставить финансовые цели на год по принципу ЦФО

Бюджетирование – это процесс планирования, формирования и исполнения бюджетов. Если оно налажено грамотно, руководство вовремя получает достоверную информацию о состоянии бюджета, оперативно принимает решения и оптимально распределяет финансовые ресурсы во времени. За счет этого компания работает эффективно.

Бюджеты очень полезны при принятии решений: линейные руководители начинают смотреть на текущие вопросы под другим углом – с точки зрения бизнеса. К примеру, на что лучше потратить ограниченный бюджет отдела: обновить ПК у сотрудников, сделать ремонт или выдать премии? Что даст наибольшую выгоду в долгосрочной перспективе? Как это повлияет на ключевые показатели эффективности отдела?

Бюджетирование позволяет декомпозировать большие стратегические цели, разбить их на составляющие. В этом поможет одна из самых распространенных систем бюджетирования – по принципу разделения компании на центры финансовой ответственности (ЦФО). 

Бюджетирование по принципу делегирования ответственности на уровни ЦФО строится следующим образом:

Этап 1.  Формируем центры финансовой ответственности

Вы разбиваете всю организацию на составные части – они будут центрами финансовой ответственности (ЦФО):

  • центры доходов;
  • центры затрат;
  • центры прибыли.

Для каждого ЦФО Вы ставите отдельные планы на год/квартал/месяц. Общее выполнение планов должно приводить к выполнению стратегической цели в целом по компании. Здесь очень важна персональная ответственность каждого руководителя ЦФО, а также его материальная заинтересованность в выполнении своего бюджетного плана.

Бюджетирование на основе деления по ЦФО развивает предпринимательское мышление у линейных руководителей и фокусирует их внимание на повышение эффективности своего центра, что в свою очередь положительно сказывается на результатах всей компании.

Но есть и негативные эффекты. Например, когда руководители ЦФО уклоняются от действий, не влияющих на эффективность своего центра, но в целом повышающих эффективность работы организации. Высшее руководство должно внимательно отслеживать и нивелировать такие ситуации, иначе вполне реальна ситуация, когда по отдельности все ЦФО эффективны, а в совокупности как компания – нет.

Этап 2. Определяем нужные бюджеты

Для успешного внедрения бюджетирования нужно понять, какие именно бюджеты вам нужны и какой результат хотите получить от их внедрения. Обратите внимание: бюджеты требуют регулярных трудозатрат на планирование, согласование, заполнение фактическими данными. Поэтому в итоге они должны окупаться повышением эффективности.

Какие бывают бюджеты:

1. Общие:

  • бюджет доходов и расходов;
  • бюджет движения денежных средств;
  • прогнозный баланс.

2. Функциональные:

Подберите подходящие вам бюджеты и соедините их в собственную единую бюджетную модель, где отражается влияние изменения каждого бюджета на общую картину.

Как это будет выглядеть на практике? В зависимости от периодичности планирования, принятой в компании, ЦФО раз в месяц/квартал/год формируют подходящие бюджеты и обосновывают план нужных для нормальной работы мероприятий и связанных с ними расходов. Это может быть проведение ремонтных работ, приобретение дополнительных единиц техники или материалов, прием нового сотрудника, проведение масштабной рекламной компании и пр.

Далее на конкретное мероприятие составляется бюджетная заявка, по которой ЦФО становится заказчиком. Заявка передается исполнителю: им может быть как другой отдел компании, так и внешний исполнитель. Бывает, что сам ЦФО является и исполнителем, и заказчиком по бюджетной заявке.

Этап 3. Обучение и контроль

Важно уделить внимание обучению руководителей ЦФО и сотрудников, которые будут непосредственно работать с бюджетом и вносить фактические данные в бюджетную модель. Кроме того, должны быть четко определены показатели и термины, например «начислено» (выполнение работ, отгрузка продукции) и «оплачено» (поступление на расчетный счет). Следует создать специальные регламенты по заполнению каждого бюджета – это позволит сохранить единообразие и сравнивать данные по разным периодам.

Не менее важен контроль исполнения бюджетов. Он бывает трех видов:

  1. Предварительный – согласование заявок с целью профилактики необоснованных расходов.
  2. Текущий – ежедневный/еженедельный мониторинг плана/факта.
  3. Заключительный – анализ выполнения планов после окончания периода.

При анализе отклонений нужно выявить причины несоответствия фактических и плановых показателей. Конечно, идея, что фактические значения всегда будут равны плановым – утопична. Скажем так: здесь важнее не отсутствие отклонений, а их нормы, например:

  • 0%-10% – нормальное отклонение;
  • 11%-30% – отклонение сверх нормы;
  • >31% – критическое отклонение.

На практике диапазоны задаются для каждого показателя по отдельности, например, для производства и 3% потерь могут быть критичными. При критических отклонениях обсуждать проблему следует на уровне выше линейного руководителя ЦФО, поскольку такие показатели могут влиять на всю компанию.

Выводы

Описанный подход к организации составления бюджетов может пригодиться не только крупным и средним компаниям, но и малому бизнесу, где есть функциональные подразделения, которым можно присвоить статус ЦФО, например, отдел продаж, отдел поддержки, отдел маркетинга. Вдвойне полезно такое бюджетирование тем компаниям, где много центров затрат и часто возникают необоснованные или неконтролируемые расходы, поскольку на ЦФО как раз делегируется функция контроля за затратами.

Разумеется, если вы раньше не использовали бюджеты, понадобится некоторое время на их разработку, внедрение и «обкатку». Лучше отнеситесь к созданию системы бюджетирования как к полноценному проекту: определите цели, задачи и сроки, выделите ресурсы и назначьте ответственных.

Вполне вероятно, что работники компании будут сопротивляться подобным новшествам – справится с этой ситуацией поможет продуманная система мотивации, например, зависимость премий руководителей и сотрудников ЦФО от конкретных показателей, характеризующих качество исполнения бюджетов. Все это повысит шансы на успешное внедрение системы бюджетирования.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Researcher, Москва

С центрами доходов и расходов всё ясно.
А можно пример центра прибыли? Зачем отдельно выделять центры прибыли, когда есть центры доходов, а прибыль рассчитывается как функция от доходов и расходов?

Консультант, Новосибирск

Хотелось бы от автора что-нибудь из своего практического опыта.

Слишком академично, как будто пролистал очередную книжку по фин.управлению.

Менеджер, Краснодар

Можно обойтись без бюджетов и в средних, и в крупных компаниях, заменив их нормативами, т.е. позволять в границах норматива использовать денежные ресурсы по своему усмотрению, без разбиения по статьям и оговорками (если получили прибыль по нормативу, можете потратить, тоже по своему усмотрению). Таким образом, давая больше свободы линейным менеджерам в управлении финансами, которые они зарабатывают или им выделяют, если это центр затрат.

Валерий Андреев +12765 Валерий Андреев Директор по продажам, Санкт-Петербург
Сергей Средний пишет:
можно пример центра прибыли?

Если мы понимаем, что доход это все поступления на р/с, то прибыль, в некоторых случаях выручка, у кого как, это разница между доходами и расходами. В данной ситуации, как простой пример, центром доходов может являться ОП ( отд. продаж) и ОС(отд.сервиса). Но, понимая планы и работая с нормой маржи, эти отделы могут стать и центром прибыли. Имеется в виду, доп. прибыли. Не знаю, что имел ввиду автор, но думается так. Например, ушëл с рынка один из участников, или у конкурента нет поставок  запчастей или комплектующих. Соответственно, определённая модель не будет какое-то  время поставляться на рынок. РОП отслеживая ситуацию на рынке, повышает маржу на свою аналог. модель. Вставляет это в планы на ближ. период. И, ОП становится в том числе, помимо центра доходов, и центром доп. прибыли. Понятно, что это и есть основной функционал ОП, как прибыль приносить. Но, мы же сейчас говорим в рамках бюджетирования. 

Директор по экономике и финансам, Москва
Сергей Средний пишет:

С центрами доходов и расходов всё ясно.
А можно пример центра прибыли? Зачем отдельно выделять центры прибыли, когда есть центры доходов, а прибыль рассчитывается как функция от доходов и расходов?

Ждал ответа автора, но ...

Пример центра прибыли - филиал, состоящий только из отдела продаж. Центр доходов и расходов в одном флаконе.

Но вдруг автор имел ввиду другое....

Researcher, Москва
Игорь Семенов пишет:
Пример центра прибыли - филиал, состоящий только из отдела продаж. Центр доходов и расходов в одном флаконе.

Если это филиал, то у него тоже есть доходы и расходы, которые фиксируются в общем учете компании, с которой он афиллирован.
Даже если вам башляют кагбэ просто так (например, роялти), то это тоже доход, просто расходы = 0. Хотя это не совсем так. Но не будем погружаться слишком глубоко.

Центром прибыли можно именовать бизнес-юнит в группе компаний, закрывая глаза на структуру формирования этой прибыли внутри него.
Но если вы делаете финанализ с учетом доходов и раходов, то прибыль считается как функция от них. Иначе каша.

Я не финансист, но немного понимаю в финучете. Никогда не вводил понятия центр прибыли в рамках компании. Но сама компания в группе компаний может именоваться как центр прибыли в общей структуре.

Поправьте меня, если я не прав.

Директор по экономике и финансам, Москва
Сергей Средний пишет:
Поправьте меня, если я не прав.

Попробую.

Дано: филиал, состоящий из директора (который по факту является менеджером) и нескольких менеджеров по продаже.  деятельность - продажа оборудования, требующего разной комплектации под потребности конкретного покупателя.Расходы - зарплата, аренда офиса, телефон, интернет, канцелярка. Оборудование доставляется покупателям напрямую со склада головной организации транспортом головной организации, своего склада у филиала нет. Монтаж оборудования осуществляется работниками головной организации. Все службы ( сервис, реклама, кадры, бухгалтерия, юротдел и т.д. и т.п.) являются подразделениями головной организации.

Если у вас получится определить центр доходов и центр расходов в данном примере, то вы правы. Если нет, вы не правы.

Руководитель, Москва

хорошая статья. Хотелось бы еще увидеть какие нибуть приведенные примеры

Генеральный директор, Москва
Сергей Средний пишет:

С центрами доходов и расходов всё ясно.
А можно пример центра прибыли? Зачем отдельно выделять центры прибыли, когда есть центры доходов, а прибыль рассчитывается как функция от доходов и расходов?

Сергей, автор пытался по простому написать статью, однако не расшифровал базовые вещи, что и вносит недопонимание.

простыми словами центр прибыли - это может быть вся организация в которую входят и центры доходов и центры расходов, а также уентры инвестиций и центры маржинального дохода. Также это может быть и отдельное бизнес-направление в организации в рамках которого также могут быть и цкентры доходов и расходов. Т.е иерархические связи между ЦФО автор не прописал - а написал так, как будто они раздельны.

Генеральный директор, Москва

Тезисно дополню статью:

Польза бюджетирования в первую очередь для акционеров и собственников.

Сотрудники как правило, знают как обойти бюджеты и использовать бюджетные правила для себя, например: надо тратить сколько выделили, иначе  в следующий раз выделят меньше или закладывать в бюджет меньше доходов, чем планируют на самом деле, ведь перевыполнять всегда лучше, чем не довыполнять, так же и с расходами - закладывай больше - дадут то что надо и т.д. 

Как и во всех инструментах управления нужен баланс между правилами и регламентами и здравым смыслом, поэтому работают хорошо гибридные схемы бюджетирования. 

Статья написана на простом языке для начинающих, однако не расшифрованы основные понятия ЦФО и как они между собой связаны, не приведены примеры стандарных подразделений, которые относятся к тому или иному ЦФО, не отражены ЦФО - маржинального дохода и ЦФО - инвестиций.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
4
Михаил Лурье
К теме про Калугина, о чем говорили ранее в этой ветке. Сегодня ночью на ОРТ была программа Евген...
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.