Когда стоит начинать автоматизацию бизнеса: простой чек-лист

Автоматизация производства – важный вопрос. Часто именно она выступает ключевым фактором для роста и развития бизнеса. Для начала важно понять суть автоматизации и определить задачи, которые она должна решать, за какую цену, с какой скоростью и есть ли в ней вообще смысл. Автоматизация ради автоматизации – полнейший бред. Ее пихают везде, куда не лень. Но нужно понимать, что так ее просто продвигают в массы для больших продаж. Не более.

Главные задачи автоматизации в любом бизнесе

В одном из моих первых бизнесов мы ввели ее именно по принципу «лишь бы было». Задачи есть, вроде решаются, но не особо ускоряют или удешевляют процесс. Почему? Оказалось, что она не решала наши основные задачи:

  1. Упрощать. Сложные трудоемкие процессы превращаются в элементарные, уходят повторяющиеся действия.
  2. Ускорять. Автоматизация должна работать так, чтобы сокращались человекочасы, а процесс работы шел быстрее.
  3. Удешевлять. Важно высчитать рентабельность покупки программы или оборудования относительно зарплаты сотрудника, которого оно заменяет. Если затраты уменьшаются или быстро окупаются, то смело берем.
  4. Масштабировать. Круто, если получается найти оборудование, которое может заменить труд сразу нескольких людей.
  5. Минимизировать возможность ошибки. Грамотная автоматизация редко дает сбой, что не скажешь о сотрудниках. Даже самый высококвалифицированный сотрудник может сделать изделие с браком. Что уж говорить про рядовых сотрудников. Станок же работает по программе.

Если автоматизация не решает эти пять задач, тогда не мудрите. На своем примере могу сказать, что иногда инструменты автоматизации того просто не стоят. В моем бизнесе была попытка внедрения популярного инструмента – «Битрикс». Около двух лет мы ежемесячно оплачивали подписку, чтобы в итоге вернуться к проверенному и удобному Google-календарю! В итоге за все время мы потеряли больше полумиллиона рублей. А нужно было просто подумать и просчитать заранее, нужно ли оно нам вообще.

Когда автоматизация работает

У меня два производства: малогабаритная мебель (детская, дачная, кресла) и гидроизоляционные материалы. Чтобы принять решение, стоит ли оно того, возвращаемся к чек-листу задач, которые должна решать автоматизация. На все пять вопросов, ответили «да», тогда вперед!

  • Несколько лет назад мы начали продавать свои товары на маркетплейсах и уже добились огромных успехов – доход 400+ млн руб. в год. Сейчас мы с командой программистов занимаемся разработкой специальной программы, которая поможет компании отслеживать всю цепочку изделия от покупки вплоть до времени ее отгрузки. Это нужно для того, чтобы узнать, сколько времени занимает каждая операция и понять, где у нас еще есть резервы. Почему одна операция длинная, а другая короткая. Доход вырастет, если мы ускорим процессы, уберем или хотя бы сократим повторяющиеся. Таким образом, мы вводим полностью автоматический учет времени, загруженности станков, закупки снабжения. Да, систему закупки тоже можно автоматизировать, потому что это повторяющиеся действия.
  • Прорыв автоматизации произошел, когда мы реализовали холодные прозвоны и создание seo-описания для карточек нейросетью для маркетплейсов. Это сильно упростило работу. Сейчас достаточно просто задать нужные ключи и попадание в топ обеспечено. Главное, научиться правильно работать, но сейчас уже есть специалисты даже в этой области.
  • Для меня, как производственника, самое крутое – это программы для станков. Больше не нужно выпиливать лобзиком необходимые изгибы, как на уроках технологии в школе. Достаточно вбить нужную программу и все будет готово: быстро, качественно, без ошибок. Сегодня лазеры могут делать такие рисунки, которые мы никогда бы не смогли сделать вручную. А обычно, чем сложнее изделие в изготовлении, тем дороже оно выглядит и стоит. Представляете сколько человек и времени потребуется для изготовления нескольких кресел? А у нас таких в день производится восемь штук. Стабильно. Так что в моем случае автоматизация работает. Лазеры и станки хоть и стоят недешево, но быстро окупаются при грамотной закупке и продажах. Мы заказываем оборудование из Китая дешевле рыночной стоимости. Разница может достигать 30%. Так что иногда ожидание в прямом смысле стоит того.

Такое неоднозначное мнение по поводу автоматизации у меня сложилось за 16 лет предпринимательства. А что думаете вы?

Читайте также:

 
Расскажите коллегам:
Комментарии
Коммерческий директор, Воронеж

Задачу автоматизации следует разбить на: автоматизацию управления  и автоматизацию технологического процесса. Первую вы уже начали, когда используете EXCEL, WORD и далее ее надо расширять с первых дней Данная статья расходов  менее затратная статья и к тому же сейчас много свободных программ, которые удовлетворят ваши базовые потребности. А в части автоматизации технологии, то посчитайте. Если ваши маркетологи обосновывают определённый сбыт/прибыль и затраты на внедрение и если все это окупится 2-5 лет, то вперед.

Партнер, Москва

Постройте свои процессы в программе для бизнес - архитекторов, сделайте фотографию рабочего дня , укажите время и частоту выполнения каждой функции и программа вам сделает расчет загрузки сотрудников и из чего эта загрузка складывается. Если увидите что много простых функций типа сбора и передачи информации, отчётности и т.д. можно подготовить функциональные требования и подобрать под них подходящую систему автоматизации. Ну и конечно трудозатраты можно переводить в деньги, сравнивать с инвестициями в ИТ и рассчитывать когда они окупятся

Аналитик, Рязань

По своему опыту скажу, что автоматизацию, да как и любое орг. улучшение, надо начинать когда есть четкое понимание процессов. Для начала тех, которые генерят выручку. Я здесь не только про лидогенерацию и продажи. Про выполнение обязательств в том числе. Если быстро и кратко: 

  1. Описать основные процессы
  2. Зашить в BPMS, поработать с ними, собрать данные
  3. Создать имитационную модель, затестить свои гипотезы про автоматизацию и прочее

Тогда скорее всего результат проекта будет ОК. Потому что мы можем например закупить новых станков, нанять операторов или наоборот кого то сократить, заменить роботами. В реальности же окажется, что воздействия на систему в целом - никакого. Да, какие то локальные улучшения, ускорения. Но в целом отклик получится слабый. В итоге средства и время потрачены, а результат чуть более чем никакой. Обидно. Одного раза будет достаточно чтобы отбить желание улучшать процессы

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
4
Михаил Лурье
К теме про Калугина, о чем говорили ранее в этой ветке. Сегодня ночью на ОРТ была программа Евген...
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.