Как развивать бизнес в кризис: советы молодым предпринимателям

19 августа 2020 года наша компания начала свою работу, в пандемию, когда бизнес активно переходил в онлайн. К моменту открытия агентства у меня уже накопился большой опыт в сфере PR. Захотелось собрать команду и открыть свое дело. Представление как выстраивать бизнес-процессы уже было, их я описал в своей магистерской работе. Был занят учебой, поэтому мало обращал внимания на окружающую обстановку.

В пандемию многие бренды стали активно перемещаться в онлайн, начали развивать свое присутствие в соцсетях и в СМИ, видели в этом эффективный инструмент отделения от конкурентов. Также руководители бизнеса поняли, что можно не снимать офис, а работать удаленно, и при этом не терять эффективность. Такая концепция не для всех была рабочей, но для нас ситуация сыграла в плюс. PR-сфера не требует регулярного офлайн присутствия. Можно собрать и обучить команду специалистов из разных городов и онлайн: главное, выбрать компетентных, инициативных и замотивированных людей. 

PR — трудно описываемый продукт: сложно донести его эффективность, поскольку здесь меньше метрик, чем в рекламе. Если раньше все сделки заключались при личной встрече, то теперь нужно было разработать такую стратегию, чтобы правильно презентовать компанию клиенту, продемонстрировать состоятельность и компетенции команды. Научиться грамотно себя преподносить, чтобы не столкнуться с непринятием. Нам удалось сформулировать грамотное позиционирование, «расщепить на молекулы» все процессы, чтобы людям было понятно, чем мы можем им помочь.

В целом, проблемы, с которыми столкнулись многие предприниматели в период пандемии, для нас обернулись преимуществом.

Первое масштабное испытание

Наше поколение никогда ранее не сталкивалось с чем-то подобным, как события 24 февраля 2022 года, поэтому у многих молодых предпринимателей случилось масштабное потрясение. В целях экономии они начали резать бюджет на маркетинг, рекламу, PR. В России это еще развивающаяся, полностью не раскрытая сфера, поэтому владельцы малого бизнеса рассматривают эти инструменты как дополнительные и при необходимости сокращают их финансирование.

Состояние неопределенности, в котором все пребывали, негативно отразилось на экономике проектов, трудно было привлекать новых клиентов. Спрос на PR-услуги в период с февраля по апрель снизился примерно на 55%. 

В целях сохранения бюджета я принял решение сократить штат почти на 40%. Это было особенно болезненно, поскольку в тот момент большую часть команды составляли друзья и одногруппники. Трудно было сказать, что приходится отказываться от их услуг. Но в то же время пришло понимание, что надо менять структуру управления компанией. Нельзя выстраивать близкие, семейные отношения с сотрудниками: должна быть субординация и четкое разделение ответственности. 

Основное внимание мы сконцентрировали на том, чтобы показать: отказ от PR в кризисное время — ошибка для бизнеса. В нестабильное время аудитория ищет успокоения, эмоциональной стабильности, в том числе в брендах. Появление в СМИ, соцсетях, публичное выражение своей позиции — лучший способ привлечь внимание даже тех людей, которые ранее не были клиентами компании. Это главный посыл, который мы отправляли нашей ЦА.

Добиться повышения спроса на услуги было непросто. Мы работаем на рынке b2b и развиваем бренд за счет нетривиальных инструментов: личные выступления, соцсети и СМИ, мероприятия, конференции, участие в закрытых клубах – точечные взаимодействия с ЦА не напрямую, а через косвенный показ пользы и состоятельности бренда.

Постепенно кризис был преодолен. Из этого периода я вынес много уроков, которые помогли успешно пройти следующий трудный этап в жизни агентства.

Период мобилизации

К этому времени у меня уже был опыт антикризисного управления и подушка безопасности. Многие компании столкнулись со сложностями в рекрутинговых процессах, поскольку специалисты могли уехать или уйти в онлайн.

Снижение спроса на наши услуги не было ощутимым. Тем не менее мы сделали акцент на областях, которые менее всего пострадали в период мобилизации: общепит, бьюти-сфера, IT-сектор, медицина и другие. Это позволило успешно пережить очередной сложный период. 

Советы предпринимателям, как выжить в трудные времена

Единого решения для всех не существует. Но мне бы хотелось дать несколько советов тем, кто только начинает путь и столкнулся с кризисом:

  • Проанализируйте бизнес, чтобы понять, насколько он устойчив и приспособлен к переменам и реформам. А затем примите решение, хватит ли опыта, желания и навыков сохранить компанию.
  • Определите, какие реформы нужно провести. Они должны быть направлены на функционирование бизнеса, исходя из посткризисных реалий. Нужно быть готовым к финансовым издержкам. Деньги можно найти с помощью расширения или обновления продуктовой линейки или услуг, поиска и выхода на новые рынки сбыта, несезонных предложений, акций и скидок, которые можно позволить для повышения спроса. Или за счет внутренних ресурсов: сокращение зарплатной ведомости, переход в онлайн из офиса или оптимизация процессов и издержек, которые не являются приоритетными в данное время.
  • Сфокусируйтесь на игре в долгую. Переход в онлайн в период пандемии был для нас плюсом, а кризис 24 февраля стал основополагающим для масштабных реформ и трансформации. Вынесенные уроки помогли без ущерба пережить очередное потрясение в период мобилизации, сохранить компанию и успешно развиваться в новых реалиях.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Независимый директор, Москва
Дмитрий Скрипниченко
Генеральный директор, Consigliere, Москва

Кейс компании, которая открылась в пандемию, смогла удержаться на плаву и пережить дальнейшие потрясения.

 

Состояние неопределенности, в котором все пребывали, негативно отразилось на экономике проектов, трудно было привлекать новых клиентов. Спрос на PR-услуги в период с февраля по апрель снизился примерно на 55%. 

Да ! Суровые реалии прежде всего бьют по вспомогательным бизнес-процессам. К коим относятся и  PR-услуги. Но это был ваш выбор.

Мужайтесь, колега, но ваш бизнес ещё не достиг дна. 

Если не трудно, поделитесь с нами ощущениями, когда нащупаете это дно пятой точкой. Возможно в этот момент экспертное сообщество сможет вам помочь.

 

Коммерческий директор, Москва

Так и не смог понять – О чём эта статья?

1. Кризис это плохо.

Не поспоришь.

2. Компания автора выжила.

Надеюсь, что это правда. Только непонятно как. Ответ не просматривается.

3. Единственный более-менее конкретный пассаж:

«Но в то же время пришло понимание, что надо менять структуру управления компанией. Нельзя выстраивать близкие, семейные отношения с сотрудниками: должна быть субординация и четкое разделение ответственности.»

А вот тут можно сильно поспорить. В кризисный период, когда нечем платить зарплату, именно «близкие, семейные отношения» зачастую дают возможность остаться на плаву за счет готовности людей работать «за перспективу». В противном случае будет как в мультфильме «Золотая антилопа»: «А мы пойдем к другому радже – побогаче!»

Вдвойне странно, что эта статья написана человеком, позиционирующим себя как специалиста в области PR.

Консультант, Москва

"Сфокусируйтесь на игре в долгую" - такое предложение автора  по моему мнению самое полезное. Мыслить на несколько шагов вперед и выстраивать долгоиграющую стратегию  своего бизнеса.

 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.