Три техники как преодолеть страх перед «большим» боссом

В российской ментальности особенно принято всячески принижать себя перед руководством и испытывать трепет и страх ради сохранения хороших отношений на работе. Однако подобный подход часто приводит к обратному эффекту и раболепие перед вышестоящими чаще становится причиной неуважения к подчиненному.

Мало кто сегодня может спокойно и уверенно чувствовать себя при встрече с начальником, и уж тем более едва ли кто-то способен держать себя на равных с вышестоящими по должности, не нарушая при этом правил субординации. И если в такие моменты вам действительно не хватает самообладания, то вот несколько техник самовнушения и самонастройки, чтобы быстро взять себя в руки и комфортно чувствовать себя во время любых переговоров с людьми более высокого статуса.

1. Настройтесь на лучшее

До сих пор в современном обществе принято упоминать поговорку, полушутя – полувсерьез «Я начальник – ты дурак, Ты начальник – я дурак». И если начальник сказал, что крокодилы летают, значит летают, но низенько-низенько. Нас воспитывают в такой традиции, что нужно начальство уважать, бояться и всячески «самоуничижаться» перед ним и заискивать, чтобы ни в коем случае не выделяться на фоне талантливого руководителя. Традиция настолько укоренившаяся, что еще со времен Петра такое поведение диктовалось на уровне государственного закона. Указ, датированный 9 декабря 1709 года, гласил: «Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальство».

Такой подход внушается в нашей культуре с детства, и если вы заметили за собой подобное поведение, и в присутствии начальства чувствуете себя неуверенно, дрожите, покрываетесь холодным потом, хотя знаете, что выполняете все свои обязанности, стоит обратить особое внимание на этот аспект вашего самосознания, и поработать над ними с помощью самых простых способов, таких как аффирмации. Даже если вы не сильно верите в силу слова, для начала попробуйте каждый день просто вслух самому себе говорить элементарные слова и утверждения, выражающие внутреннюю уверенность, спокойствие и поддержку самому себе: 

  • «Я спокойно и четко выражаю все свои мысли и идеи, аргументированно доказывая свою позицию и мнение».
  • «Я имею право чувствовать себя уверенным и абсолютно спокойным человеком».
  • «Я настроен доброжелательно и открыто».
  • «Я готов выслушать любую точку зрения или пожелания по моей работе».
  • «Меня ценят и уважают, я достоин внимания и расположения».

2. Визуализируйте это

Любая негативная картинка сценария, которого мы так опасаемся в своем воображении, может на пустом месте серьезно подкосить нашу уверенность в себе, и даже стать причиной одышки или нарастающего напряжения, вплоть до выброса адреналина. Точно также позитивные образы будущего способны нормализовать сердечный пульс, успокоить дыхание и расслабить мышечные зажимы, настраивая нас на положительный исход и приятные события. Чтобы искусственно не создавать себе проблем, попробуйте сфокусироваться на желаемых картинках.

Представьте, что вы видите перед собой улыбающегося руководителя, который внимательно слушает вашу речь и кивает вам в такт. Вы можете представить ситуацию, в которой он разделяет ваши взгляды и соглашается с вашим мнением. Вы спокойно приводите доводы и в максимально комфортной для вас обстановке рассказываете про нюансы проекта, над которым сейчас работаете, делитесь своими переживаниями и идеями.

Представьте, как вас хвалят и благодарят за успешное выполненные проекты, оценивают все ваши достижения по достоинству. И если начать прокручивать в голове такие картинки как можно чаще, то ваше подсознание быстрее привыкнет, и вы не заметите, как начнете жить в ожидании чего-то приятного. Видя такие вполне положительные и безоблачные картины ваш мозг уже настраивается на позитив и успешный исход вашей встречи, заранее проигрывая все, будто так и должно быть. Такая настройка привлечет мощные психические ресурсы, столь нужные в стрессовые моменты общения.

3. Снимите ореол превосходства

Хороший руководитель на самом деле не любит, когда перед ним лебезят или льстят. В таком поведении чувствуется неискренность, и когда человек ведет себя именно так и принимает позицию жертвы, то даже самому адекватному захочется лишний раз такого тюкнуть или уколоть. А внутреннее напряжение передается и собеседнику, и он тоже начинает нервничать и раздражаться, зачастую даже не понимая в чем же дело.

Мы бессознательно считываем, какую роль выбирает наш визави и занимаем чаще всего ту, которая нам по предложенному сценарию выпадает. Так что если один – жертва, то второй – палач, и он вам это покажет.

Если вы, напротив, демонстрируете доброжелательную уверенность, самодостаточность и ассертивность, (то есть активную устойчивую социальную роль без агрессии), то и руководитель поведет себя подчеркнуто уважительно и внимательно. Тогда и деловые отношения становятся доверительными, но без перехода или нарушения личных границ уважения личности.

Часто сотрудники начинают избегать контакта с руководством из-за таких страхов. И даже когда этого требует ситуация и нужно сказать неприятные факты, но зато есть время исправить их, такие сотрудники предпочитают не сталкиваться с руководством, от чего страдает компания. Стоит вопреки страхам найти в себе силы и обязательно оповестить о таких обстоятельствах, и тогда, нервничать придется намного меньше.

* * *

На самом деле начальник такой же человек, и если признавать за ним право быть доброжелательным, то можно установить неплохой контакт. Так что работать надо над собой. Если кто-то добился в карьере большего, это не значит, что он лучше или умнее, да это и необязательно. Ведь, как сказал Стив Джобс: «Нет смысла нанимать толковых людей, а затем указывать, что им делать. Мы нанимаем людей, чтобы они говорили, что делать нам». 

Все мы люди, одинаково достойные уважения в этом мире, никто не хуже, никто не лучше. А как сказал американский философ и экономист Людвиг фон Мизес: «Работник не должен своему работодателю раболепия и подчинения. Он должен ему только услугу, за которую получает плату, являющуюся не милостью, а заслуженным вознаграждением».

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Консультант, Екатеринбург

Указ, датированный 9 декабря 1709 года, гласил: «Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальство». - Вы серьёзно?

IT-менеджер, Красноярск

Все в наших руках. У Ольги Демчук есть хороший ролик на эту тему. От себя добавлю, второй совет может вызвать немотивированную агрессию со стороны оппонента. Будьте внимательны.

Директор по PR, Москва
Антон Французов пишет:

Все в наших руках. У Ольги Демчук есть хороший ролик на эту тему. От себя добавлю, второй совет может вызвать немотивированную агрессию со стороны оппонента. Будьте внимательны.

а как второй совет вызовет агрессию? В какой свой части он ее вызовет? 

Инженер-конструктор, Санкт-Петербург
Светлана Догадкина пишет:
а как второй совет вызовет агрессию? В какой свой части он ее вызовет? 

Ну как пример, можно на улице подойти к кому-то и сказать - здорово, брат!

Это может вызвать позитивную коммуникацию, а может спровоцировать агрессию.

Говоря проще, действуя по второму совету можно привнести в общение нотки развязаности и панибратства, сократить дистанцию при общении, и это может не понравиться оппоненту.

Директор по PR, Москва

может я слепа, но второй совет заключается в настройке себя на позитивный диалог, какая агрессия? я не пойму ничего.. вы что там видите? 

 

 

Консультант
Антон Французов пишет:

Все в наших руках. У Ольги Демчук есть хороший ролик на эту тему. От себя добавлю, второй совет может вызвать немотивированную агрессию со стороны оппонента. Будьте внимательны.

Второй совет дает рекомендацию проработать внутреннее состояние. Все это происходит в воображении человека и до открытого диалога не доходит. 

Весь этот позитивный настрой творится только в голове, не языком. 

Надеюсь, стало понятнее:)

Валерий Андреев +12765 Валерий Андреев Директор по продажам, Санкт-Петербург
Михаил Лурье пишет:
действуя по второму совету можно привнести в общение нотки развязаности и панибратства,

Это неприемлемо для рук-ля. И, чревато для подчинëнного. 

К тому же, всякие мантры, и визуализация в том числе, это путь от реальности в искусственный мир. Что уже в зоне ответственности психотерапии и психологии, не как псевлонауки, а как инструмента. 

Инженер-конструктор, Санкт-Петербург
Светлана Догадкина пишет:
может я слепа, но второй совет заключается в настройке себя на позитивный диалог, какая агрессия? я не пойму ничего.. вы что там видите? 

Ну женщина скорее всего не спровоцирует агрессию со стороны мужчины.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Очень верный текст но есть как говорится нюансик. Карьеры с таким подходом - как минимум быстрой и лёгкой - не сделать. А так всё честно

Аналитик, Москва

Очень странные предпосылки для написания статьи. Просто очень странные!

Для воспитания уверенности в себе советы наверное сгодятся.

Но поразительные по глупости  утверждения:
"В российской ментальности особенно принято всячески принижать себя перед руководством и испытывать трепет и страх ради сохранения хороших отношений на работе

...

Мало кто сегодня может спокойно и уверенно чувствовать себя при встрече с начальником
...

До сих пор в современном обществе принято упоминать поговорку, полушутя – полувсерьез «Я начальник – ты дурак, Ты начальник – я дурак». И если начальник сказал, что крокодилы летают, значит летают, но низенько-низенько. Нас воспитывают в такой традиции, что нужно начальство уважать, бояться и всячески «самоуничижаться» перед ним и заискивать, чтобы ни в коем случае не выделяться на фоне талантливого руководителя".

Ё-моё! Откуда такие выводы? Кто вам такое наговорил? Вы считаете, что вы знаете наш менталитет? Вы когда-нибудь руководили чем-то кроме офисного планктона? Представления из какого-то сериала, в котором приходит новая молодая, красивая женщина-следователь ( в кино все красивые, в кино все женщины или  следователи, или опера) и таким строгим голосом говорит: "Майор, я здесь начальник" и майор начинает трепетать перед новой командиршей. 

Ну, пожалуйста, включите чувство юмора, чтоб всерьёз не воспринимать слова "ты начальник - я дурак....". Чтоб не принимать как формулу жизни указ 300-летней давности. 

Я приведу слова нашей с вами коллеги: "Человеку свойственно принимать границы своего кругозора за границы мира". 

Для таких нервных работников офиса дам совет, которым пользуются военные.

1. Научитесь посылать на...Твёрдо и с достоинством.

Может вы нас с японцами перепутали? С французами (Фильм "Игрушка")? С американцами?  

Меня поразил сценарий проведения дня Нептуна у американских моряков! Если в нашем сценарии Нептун предлагает испытания новичку, то в их - унижение. 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.