Корпоративная практика14280

Жизненный цикл категорийного менеджмента: 7 этапов развития

Как взаимосвязан жизненный цикл компании с запуском и внедрением категорийного менеджмента? Какие проблемы ожидают категорийщиков на каждом из этапов?

Наблюдая за текущей работой категорийных менеджеров, я постепенно стал выявлять типичные трудности, с которыми сталкиваются как при внедрении категорийного менеджмента (CatMan), так и в последующей регулярной деятельности.

Какие трудности возникают в категорийном менеджменте

С точки зрения руководства молодых активно развивающихся компаний нанятые категорийные менеджеры с хорошим опытом работы в больших сетях:

С точки зрения тех же категорийщиков – данные руководители:

В давно работающих компаниях случается, что:

Интересно, что эти и другие проблемы появлялись с некой закономерной последовательностью и имели стандартные варианты решения.

Постепенно я пришел к выводу, что:

7 этапов развития категорийного менеджмента

Лучше всего фазы цикла организации описаны доктором Ицхаком Адизесом. Эти 10 этапов цикла изображены в виде зеленой кривой линии на рисунке ниже. В процессе развития организация сталкивается со свойственными каждому периоду вызовами и сложностями. Поэтому успех компании зависит от способности ее руководителя понимать это и грамотно управлять переходом на следующую стадию.

Цикл CatMan я разделил на 7 этапов развития и сопоставил их с этапами жизненного цикла Адизеса, размесив их на одной схеме для большей наглядности. Рассмотрим подробнее каждое сопоставление жизненного цикла организации и этапа развития категорийного менеджмента.

1. Проектирование – разработка метода

На этапе «Давай-давай» продажи и ассортимент активно растут, модель управления предпринимательская – всем управляет лично собственник, системы учета и процессы в зачатке.

Внедрение CatMan на этом этапе в принципе невозможно, но уже необходимо разработать, учитывая уникальную бизнес-модель организации и план развития, и описать метод в виде технического задания: методологию, инструменты и управляемые процессы. Чтобы не пришлось кардинально многое перестраивать при внедрении на более поздних этапах.

2. MVP (minimum viable product) – создание и тестирование минимально жизнеспособного продукта

На этапе «Юность» продажи и ассортимент продолжают активный рост, но фокус начинает смещаться на прибыль, модель управления становится функциональной – появляются руководители отделов, формируется операционный и стратегический менеджмент, бухучет становится зрелым, начинают развиваться процессы.

Это подготовительный этап перед запуском категорийного менеджмента. Инструменты управления ассортиментом, цены, запасы, закупки, мотивация персонала объединяются в виде консолидированной панели управления. На данном этапе категорийные функции распределены между руководителем компании и закупщиками.

3. Становление – формирование категорийного отдела

На этапе «Расцвет» бизнес ищет баланс между самоконтролем и гибкостью. Продажи и ассортимент продолжают рост, модель управления становится процессной, появляются регламенты и контроль качества процессов, операционный и стратегический менеджмент находятся в зрелой фазе.

Это золотой период развития для CatMan: происходит формализация и делегирование функций управления категорийным менеджерам, идет постепенная доработка подхода. Вначале один категорийный менеджер ведет несколько ключевых категорий, но впоследствии за каждой ключевой категорией закрепляется свой менеджер.

4. Штатная деятельность – регулярная штатная работа

На этапе «Стабилизация» начинается старение организации, замедление роста продаж, постепенное усложнение регламентов.

Для CatMan это период стабильного баланса. Каждая ключевая категория имеет оптимальную организационную структуру. Чаще всего – одного категорийного менеджера и пару помощников для выполнения рутинных задач по закупке.

5. Разделение труда – деление процесса на отдельные операции

В начале этапа «Аристократия» компания все еще имеет высокие доходы, но перестает развиваться. Структура и регламенты усложняются. В приоритете быстрая прибыль и соблюдение правил.

Для CatMan это период снижения эффективности. Операции распределяются между сотрудниками в зависимости от их профессиональных навыков, опыта и компетенций. Каждая ключевая категория имеет собственную (иногда избыточно) развитую организационную структуру: директор категории, категорийные менеджеры, менеджеры категорий, закупщики, аналитики и т.д. Каждое решение необходимо согласовывать с руководством.

6. Демонтаж и деградация – постепенный переход на функциональное управление

На этапе «Ранняя бюрократизация» прибыль падает, идет поиск виновных, нарастает количество конфликтов. Топ-менеджмент радикален в решениях: спешно снижает цены, сокращает штат, закрывает проекты.

Для CatMan это период потери самостоятельности. Идет сокращение организационной структуры категории. Теперь за каждую ключевую категорию отвечает один категорийный менеджер. Функция принятия решений (сначала самых важных, а потом и остальных) замыкается на коммерческом директоре.

7. Смерть – полная утрата необходимости в CatMan

На этапе «Бюрократизация» компания слабо эффективна и существует благодаря внешней финансовой подпитке. Работа основывается на старых регламентах и правилах. Для категорийного менеджмента это конец. Управление переходит коммерческому директору.

Чем и кому поможет понимание жизненного цикла CatMan

Читайте также:

Смотреть комментарии