Почему в России «вовлеченность персонала» – красивая фраза

О том, что сотрудников нужно скорее вдохновлять и вовлекать, чем наказывать или поощрять бонусами за KPI, сказано много. Недавно на встрече Российского клуба директоров один из основателей школы «Сколково», Гор Нахапетян, говорил мне, что мотивация как мы ее знали – бонусы за KPI, performance bonus – умерла. Что ее место – в XX веке, а XX век давно закончился. Он же советовал всем собравшимся посмотреть лекцию Дэниэла Пинка на TED.com о том, что «эпоха кнута и пряника» прошла. Лекция, кстати, дублирована на русский, так что я тоже советую.

Мир вдохновляется примерами вроде Google – там не только нет привычной нам мотивации, там еще и сотрудники могут тратить до 20% времени на собственные проекты (всегда было интересно – а как они контролируют, что именно 20%?). В книге «Сначала нарушьте все правила», одной из лучших (с моей точки зрения) книг по управлению персоналом, авторы приводят в пример вовлеченных и вдохновленных горничных в некой сети отелей. Авторы проинтервьюировали их и выяснили, что лучшие из них после уборки номера пытаются посмотреть на комнату глазами постояльца – все ли бы ему понравилось в номере? Не заметил ли бы он где-то изъян?

Я много езжу по стране и часто вспоминаю этих чудо-горничных, останавливаясь в российских отелях. А конкретно эти строки я пишу в самолете, летящем в Москву из Сочи, где мы с женой провели несколько дней. Остановились мы при этом в небольшом частном отеле номеров на 25. Казалось бы, в таком небольшом бизнесе, где собственник знает всех сотрудников лично, идея вовлечения и вдохновения может быть реализована скорее, чем в гигантской корпорации с множеством офисов и отделений.

Однако мы быстро убедились, что хозяину гостиницы еще предстоит долгий путь в плане вовлеченности персонала. В первый день нам нагло соврали, что помыли в номере пол (не помыли, это было очевидно). Во второй день после уборки из душа таинственно исчезла туалетная бумага. Как вы думаете, в какой именно момент человек замечает отсутствие туалетной бумаги?

Мы познакомились с хозяином отеля, который проводил немало времени на рабочем месте. Узнав о наших проблемах, он искренне расстроился. В Сочи много туристов, но и отелей много, и конкуренция между ними есть. Хозяин явно не хотел расстраивать гостей и заботился об уровне сервиса. Его очень огорчило, что его подчиненные так небрежно относились к своим обязанностям. Однако я сомневаюсь, что лекция Дэниела Пинка на TED.com сильно помогла бы ему навести порядок в коллективе.

Так все-таки, какой путь быстрее приведет к результату – хорошая мотивация за результат или вовлечение? Думаю, что во многих случаях не поможет ни то, ни другое.

Во-первых, необходимо понимать, что отношения между работодателем и работником в очень сильной степени зависит от культурного контекста. В России, США, Китае, Иране, Италии или Бразилии они всегда будут разными. Никакая материальная мотивация не может сильно повлиять на исторически сложившиеся, определенные культурой страны отношения между начальником и подчиненным. В одной из бизнес-книг приводится пример авиакомпании KoreanAir, которой пришлось переучивать вторых пилотов – в силу национальных особенностей они никогда не перечили первым пилотам, даже если те были очевидно неправы, и однажды это привело к катастрофе.

А каковы особенности культурного кода взаимоотношений руководства и подчиненных в России? В конце XIX века некоторые вдохновленные революционными идеями помещики, начитавшись журналов, пытались дать крестьянам свободу, что должно было, согласно теории, пробудить последних к созидательному и эффективному труду. Жизнь, однако, показала обратное – крестьяне в искренность намерений барина не верили, и иногда все заканчивалось весьма трагически. Почуяв свободу, расцененную как вседозволенность, они грабили и жгли усадьбы, а иногда убивали бывших хозяев.

В советское время, особенно после войны, начальниками редко становились воодушевленные энтузиасты – чаще это были партийные карьеристы с гибкими убеждениями. Стоит ли удивляться, что начальник редко был в глазах подчиненных уважаемой фигурой, добившийся своего положения своим умом и талантом.

Как ни неприятно осознавать, с тех пор мало что изменилось. Глубокое и взаимное недоверие между подчиненными и начальством все еще является актуальной российской особенностью. То там, то сям периодически мелькают опросы, в которых граждане России высказываются о предпринимателях. И в этих опросах российский предприниматель всегда выступает персонажем довольно неприятным – вороватым, жадным, глупым, нажившим состояние случайно, либо благодаря темным связям. Читать такие результаты опросов забавно, но куда менее весело вспоминать, что респонденты этих опросов каждое утро приходят в ваш офис.

Как-то я работал много с чехами и поляками, и удивился тому, что они новогодние (в их случаях – рождественские) корпоративы проводят для всей компании. Все, до последнего водилы, идут в ресторан и веселятся. В России же офисные люди редко празднуют вместе со складскими или с цеховыми работниками. И не только из-за какой-то циничной спеси, все знают, чем это кончается – на одно из таких мероприятий, когда начальство наивно решило порадовать рабочих с производства, пришлось вызывать ОМОН. Цеховой или складской люд, приняв на грудь, любит припомнить работодателю накопившиеся за год обиды, и пытается силой кулаков устранить социальную несправедливость.

У меня нет научных доказательств, но многие управленцы, уверен, согласятся с тем, что в России:

  • Сотрудники низшего звена, как правило, не доверяют своим работодателям и не любят их.
  • Сотрудники низшего звена рассматривают свою работу в компании как временную в том смысле, что не выстраивают крепких эмоциональных связей с компанией. Отработал с 9 до 18 и вернулся к основной, главной части своей жизни, вне офиса.
  • Сотрудники считают, что им платят мало, а основная прибыль оседает в карманах собственника и топ-менеджеров.
  • Низший персонал склонен считать, что руководители добились успеха не благодаря знаниям и опыту, а из-за умения нравиться начальству.
  • Любую попытку реформировать систему оплаты труда сотрудники принимают «в штыки», видя в ней лишь способ лишить их законного дохода.

Конечно, исключения бывают, и некоторые я видел сам, но, с моей точки зрения, они крайне редки.

Винить сотрудников бессмысленно. Культурный код «начальник-подчиненный» складывался столетиями, и за несколько лет его не изменишь. Других сотрудников у нас тоже нет – квалифицированная рабочая сила по-прежнему в дефиците, уровень безработицы слишком низкий, чтобы сотрудники старались работать лучше хотя бы из страха.

В этой ситуации диапазон применения методики вовлеченности персонала существенно ограничен. В отдельных отраслях, например в IT, он уже становится основным. Его широко применяют небольшие творческие коллективы, где почти все сотрудники так или иначе вовлечены в процесс создания нового. Отдельным небольшим компаниям или коллективам внутри компании (во многом благодаря харизме руководителя) удается повысить эмоциональную вовлеченность и лояльность сотрудников, и я такие примеры тоже видел. Проблема, однако, была в том, что это не была лояльность компании, это была лояльность конкретному начальнику. Если начальник уйдет – вовлеченность неминуемо снизится.

Вовлеченность персонала в России, как правило, не сработает, если:

  • Речь идет о сотрудниках низшего звена, занятых изо дня в день повторяющейся рутиной: кассиры в супермаркетах, грузчики, водители, бухгалтера и т.д.
  • Компания велика, дистанция между самым верхним и самым нижним уровнем управления огромна.
  • У компании нет формализованной стратегии и внятной цели, вокруг которой можно попытаться сплотить коллектив.
  • В компании доминирует культура жесткого управления или руководителям различных уровней в данный момент свойственно пренебрежительно относиться к подчиненным.

Как правило, руководители в таких случаях призывают на помощь мотивацию. Давайте платить уборщице за каждый чисто убранный номер! Давайте платить маникюрному мастеру за каждого довольного клиента, а курьеру – за каждый вовремя доставленный заказ. Рабочие на стройках и в цехах начнут получать премию за каждое выполненное задание, а сотрудники склада – за своевременно отгруженные заказы, и все будет хорошо.

Не будет. И не только потому, что это странно – платить сотрудникам премии за то, что они и так должны делать, это их развращает, приравнивает рутину к подвигу. Проблема мотивации сложна. Она, в частности, очень подробно разобрана в моей новой книге «Как все испортить и разорить бизнес». Здесь вкратце хотел бы упомянуть, что люди делятся на два типа:

  • Те, кто хочет делать больше, чтобы получить больше. Их в мире, по разным оценкам, от 10% до 20%. Чаще всего они становятся предпринимателями, управленцами высшего звена, чиновниками, знаменитостями и т.д.
  • Те, кто хочет делать меньше, чтобы получить столько же. Чаще всего они ведут более скромную жизнь наемного работника.

Людям второго типа чаще всего бесполезно «платить мотивацию». По крайней мере в России. Узнав о том, что у них теперь есть «бонус», они скорее направят свою умственную энергию на то, чтобы придумать, как одновременно получить бонус и сберечь силы. Как получить бонус самым быстрым (и не всегда вполне честным) путем. Все компании, где есть «мотивация», страдают от приписок и манипуляций, конечная цель которых – получить премию, ничего не делая. Я и сам, в ходе двадцати лет управления сотрудниками в России, много раз на этом обжигался. Так что появление бонуса действительно будит в сотрудниках творческую энергию, но несколько иного толка.

Хорошо, а что же тогда делать владельцам отелей, парикмахерских, мастерских, интернет-магазинов, ателье?

1. Нормировать труд сотрудников

2. Контролировать соблюдение норм.

В номере не просто должно быть чисто – нужен стандарт чистоты. В кафе должен быть стандарт утреннего открытия кафе, где написано, что должно быть на столах, как должны быть протерты столы, какие лампочки должны быть включены и т.д. Курьер должен получить маршрут и стандарт – за сколько он должен звонить клиенту, на сколько может (если может вообще) опоздать и т.д.

У такого подхода много противников. Дескать, душит инициативу, убивает индивидуальный подход к клиенту. Но вам не нужен индивидуальный подход курьера к одному клиенту, обернувшийся опозданиями к трем следующим. В номере должно быть просто чисто, а не креативно чисто.

Конечно, это не означает, что материальную мотивацию можно отменить, а вовлечение – забросить. Но сначала надо, благодаря стандартам, обеспечить хотя бы минимальный порядок и сервис, а уже потом, мотивацией и вовлеченностью персонала, обеспечивать точечное повышение качества.

Расскажите коллегам:
Комментарии
CIO, Сыктывкар

Замечательная статья !

1. Соглашусь не со всеми пунктами, но со многими.

2. В России нельзя премировать по западному образцу.

3. Нужен индивидуальный подход. Не обязательно премия - это деньги !

Дайте человеку не стандарт, не рамки, а диапазон. И смотрите кто как в этом диапазоне расположен (по качеству выполнения заданий).

Вдохновлять - к вам пришли практиканты, которые работают в низшем звене и пока не стремятся "рубить бабло". Посмотрите кто и как работает. Сразу будет видно кого взять на работу. Часто низшее звено живет на грани выживания. Им очень важна копейка к зарплате.

Консультант, Москва

1. Управление по целям, действительно, прошлый век. Однако, мы эту тему продолжаем тянуть и даже пытаемся развивать, не желая видеть ошибки.

2. Снова апелляция к российскому менталитету. Право, не стоит. Национально-территориальные особенности существуют везде, но основы управления и взаимоотношений везде одинаковы.

3. Автор, как и многие коллеги, подменяет понятия "мотивация" и "стимулирование". Не намеренно, но все таки. Выражение "материальная мотивация" вообще - тавтология.

Генеральный директор, Санкт-Петербург

Технологии отечественного менеджмента сильно отстают от международных практик. Причин много но, "нет правил без исключений" - есть и в России эффективные руководители умеющие создавать и вдохновлять сильные команды.

Генеральный директор, Москва

Автор использует понятие "мотивация" не по назначению, что довольно странно для специалиста по управлению людьми. Мотивация - это ВНУТРЕННИЕ побудительные мотивы в отличие от внешних стимулов (деньги и пр.).

Рассуждения о том, что у нас "не тот народ" не новы. Тем кто так думает, нужно почитать Макаренко "Педагогическая поэма". Скоро будет 100 лет с тех пор как этот педагог-управленец создал из подростков - "низов" общества прибыльное предприятие с сильнейшей "корпоративной культурой". Без кнута и пряника.

Менеджер по логистике, Латвия

У работодателя - работники, у предпринимателя - сотрудники, а стимулирование или мотивация - совершенно различные понятия. Вспомнилось:

"Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой..." Бородино, М.Ю.Лермонтов.

Спасибо автору за статью...

P.S. Резануло - водила (новогодний корпоратив), ну просто хамство...

Руководитель проекта, Курск

А я полностью согласен с автором. Сразу виден опыт через пробы и ошибки.

Руководитель проекта, Казань

В целом хорошая, умная статья. Во многом согласен по части ментальности и исторической подоплеке "работник-руководитель" в России.

Вместе с тем, как уже здесь отметили, что-то нелицеприятное в оценке "низшего звена" (линейного персонала?) во второй половине статьи. Себя ведь автор наверняка считает "продвинутым меньшинством" в данном вопросе)). И как в описанном случае с горничной и ее взглядом "глазами клиента" - полагаю, неплохо бы считать, что "низшее звено" тоже читает эту статью... И, соответственно, взглянуть на статью ИХ глазами.

Директор по рекламе, Москва

ну сколько же можно об этом писать

вся проблема в наличии (отсутствии) понимаемых людьми паттернов институциональности отраслей деятельности, об этом уже написаны тонны макулатуры так называемых западных "бизнес гуру"

пока эти паттерны институционализированы и ясно и понятно видны отраслевым неофитам, то неофиты понимают возможность лифта от передовика производства через начальника цеха в директора завода - поэтому и празднуют вместе (как это было например в СССР, так как отрасли были достаточно хорошо институционализованы)

если у неофитов отрасли нет видения, ясного понимания отраслевых паттернов и способа институционализации, то отрасль деятельности разваливается на функциональные кланы - это менеджеры, а это работяги черный нос и так далее, это индикатор отсутствия отраслевой базы хорошо институционализованных специалистов и отраслевого "разрыва поколений" (три четыре года разрыва и отрасль в конкретной стране перестает конкурировать с аналогичными отраслями других стран)

пока еще во всем мире вовлеченность в профессии строится на длительных жизненных циклах "всю жизнь хлебопек" и все "лучше и вкуснее печет хлеб" (так как отрасли народного хозяства - стабильные образования и их поколенческие циклы кратны периоду трудоспособности человека), у нас сегодня хлебопеками могут стать строители из дружественной средней азии а их менеджерами дипломники электротехнического и международной юридическо экономической академии инновационных коммуникаций

какое у них видение отраслевого паттерна "хлебопечения" как отрасли - никакое (сумбурное, случайное, фантазийное или наоборот депрессивное), поэтому хлебушек испечется скажем мягко "так себе" по вкусу

пока понять эту истину сложно и например Ольга Голодец высказывалсь в том смысле что "высшее образование нужно не всем" вероятно имея ввиду, что чего то не хватает в отраслевых лифтах, наверное людей внизу этих лифтов, вот например появятся люди внизу отраслевых лифтов а лифтов нет и начнут они их снизу строить и построят и все будет в отраслях промышленности опять хорошо - интересно сколько нужно для этого времени

лет 7-10, чтобы появился вал людей без высшего

еще лет 10-12 чтобы они поняли что то с отраслевыми лифтами не так

еще лет 10-15 чтобы они начали строить эти лифты и фактически отрасли

лет 5 на этот позитив будут реагировать менеджеры и в следующем поколении возникнет отраслевое видение

получается через 42 года возникнет отраслевое видение паттернов институционализации и отрасль станет очень ок, конкурентоспособной с аналогичными отраслями развитых стран, вернется к глобальной конкуренции (хотя я против глобализма и за суверенность)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.