Как за семь шагов создать личный бренд в интернете

В галактике соцсетей люди предпочитают сотрудничать с другими людьми, а не брендами. Бизнесу приходится становиться человечнее, а специалисты вместо того, чтобы работать под крылом крупной компании, получают клиентов из интернета.

Скорее всего, покупая автомобиль или билет на самолет, вы предпочтете иметь дело с проверенной компанией, а не полагаться на модную звезду из Instagram. Но если дело идет о вещах, не требующих дорогостоящих технологий и усилий группы людей, харизма и социальный капитал исполнителя все чаще оказываются решающим фактором покупки.

Знакомьтесь, это Алина из Краснодара. Самые популярные публикации девушки выглядят примерно так.

Алина ремонтирует айфоны. Причем утверждает, что цены в ее мастерской самые низкие. По-моему, это не важно. Вот, например, фото девушки с отремонтированным аппаратом. Будете торговаться?

За четыре года работы через сервисный центр Алины прошло более 10 тыс. устройств, а в октябре 2016 года Алина переехала в новый офис в центре города. Никто не знает, как называется ее мастерская, но хэш-тег #алинаремонтайфон – первое, что приходит на ум, когда телефон выходит из строя.

Если вы – не девушка и горячие фото в Instagram – не ваш конек, создать персональный бренд, стабильно приносящий хороших клиентов, можно иначе. Однако, прежде чем размышлять на тему «Как сделать персональный бренд?», давайте найдем ответ на вопрос «Зачем?».

1. Разберитесь, зачем вам нужен личный бренд

Вот несколько убедительных причин начать работать над ним прямо сейчас.

1. Это превосходная возможность запустить собственный бизнес. В октябре 2016 года в публикации на Executive.ru я рассказывал, почему продавать через соцсети в перспективе будет еще проще. Да и сайт с магазином на Ecwid или Woocommerce сегодня в разы доступнее, чем раньше. Инструменты – не проблема. Нужна аудитория, которая вам доверяет.

2. В мире соцсетей можно обращаться к тем, чью работу ты видишь, с кем сотрудничали твои друзья, кто ставит на кон личную репутацию. Зачем верить байкам из телевизора?

3. Алгоритмы соцсетей поощряют контент, опубликованный из личных аккаунтов. Люди все еще могут получить огромный охват бесплатно. Бизнес – нет.

4. Не важно, работаете ли вы по найму или ведете свой бизнес, личный бренд и узнаваемость практически гарантируют постоянный приток заказов или предложений по трудоустройству.

5. Работа над личным брендом приучает постоянно получать новую информацию, совершенствовать владение языками, обобщать и систематизировать мысли. Для Алины это железобетонный аргумент поддерживать себя в отличной форме.

6. Если ваш бизнес критически зависит от ваших компетенций (например, если вы работаете в консалтинговой компании, которая носит ваше имя), то вы можете смело уподобить себя Алине, с той лишь разницей, что регулярно демонстрировать целевой аудитории нужно не физическую, а интеллектуальную форму. Ваши пользователи должны быть убеждены в том, что для решения каких-то проблем нужно обращаться к этому специалисту и только к нему. Собственно, это убеждение и называется персональным брендом.

2. Напишите раздел «Обо мне»

Набросайте заметки в блокнот и попробуйте написать ясную и лаконичную (трех-четырех предложений будет достаточно) историю в гипотетический раздел «Обо мне». Из нее должно быть ясно – кто вы, чем занимаетесь, и что отличает ваш подход к делу.

История Алины простая и запоминающаяся: девушка демонстрирует не только соблазнительные формы, но и навыки работы со сложной техникой, чем сильно отличается от прочих нимф из инстаграм.

Другой герой этой колонки Максим Ильяхов – не ведет инстаграм, да и вообще редко фотографируется. Его история про давнюю страсть к работе над текстом: убрать лишнее, заменить слова на более точные, снова порезать, сделать выражение понятным каждому читателю. Через свой блог Максим помогает нам совершенствовать писательские навыки. Из его недавнего интервью я узнал, что теперь Ильяхов может позволить себе выбирать клиентов, не писать про пластиковые окна, продавать свою книгу через собственный сайт, а не магазин Ozon, а в желающих платить за его редакторские курсы нет недостатка.

Раздел «Обо мне» здорово украсят пару личных фото, задающих стиль и настроение страницы. Большинство пиарщиков рекомендует на разных площадках использовать один и тот же портрет – это ускоряет процесс запоминания.

Если вы планируете публиковать материалы не на личном сайте, а например, на Executive.ru или другом профессиональном ресурсе, этот текст поможет четко и ясно сформировать личный профайл.

3. Составьте план публикаций

Самый действенный способ рассказать о себе – поделиться знаниями и опытом, которые могут быть полезны. Помогите читателям избавиться от лишнего веса, разобраться в основах контекстной рекламы, эффективнее организовать пространство в офисе... Мои коллеги время от времени просят меня не болтать лишнего в интернете. Зачем рассказывать о фишках, на которых мы зарабатываем?! Мне же кажется, что если бы чтение моих статей позволило кому-то делать что-либо, как я, я бы давно нашел себе помощника. Пока поиски ни к чему не привели. Напротив, если кто-либо, воспользовавшись вашими советами, получил реальную пользу, он пожелает сотрудничать с человеком, в компетенции которого смог убедиться лично.

Другой тип публикаций связан с умением рассказать о своей работе. Люди любят истории. Покажите, как вы создаете свои проекты – коллекции одежды, дизайн ресторанов, обучающие вебинары. Что вас вдохновляет? Как вы решаете нестандартные задачи. Это не рассказ, какой я умный и талантливый. Спросите себя, какую пользу получит от этого читатель, а не вы. Почему на это стоит потратить время?

4. Определите контентную политику

1. Набросайте идеи, которые могли бы лечь в основу ваших постов. Придайте им структуру и форму. Перед тем, как что-либо написать, я стараюсь набросать скелет будущего текста в форме списка и вложенных элементов (этот текст создавался так же).

2. Избегайте слишком широких тем. В противном случае, идеи быстро иссякнут, да и раскрыть тему вряд ли удастся.

3. Не ограничивайтесь текстами. Небольшие видео, фото (если ваша область хоть отдаленно связана с тем, что можно показать), таблицы и инфографика зачастую воспринимаются публикой лучше.

4. Найдите свою стилистику и манеру письма. Не всегда это удается сделать сразу, но зачастую авторский стиль запоминается сильнее, чем само содержание высказывания. Я плохо помню большинство постов Артемия Лебедева, но выражения, которые он использует, здорово работают на узнаваемость дизайнера. Я вовсе не призываю ругаться матом – достаточно не заретушевывать свой языковой портрет, время от времени вставлять в тексты истории, анекдоты, шутки, притчи, реальных героев – в общем, смотреть на публикацию не только рационально, но и эмоционально.

5. Необязательно придумывать каждый раз эксклюзивную тему для публикаций – компилируйте, переводите, пересказывайте, не нарушая ничьих авторских прав:

  • Переведите толковый текст по вашей тематике, реферируйте, адаптируйте его, вставьте комментарии или напишите рецензию;
  • Раз в неделю или раз в месяц делайте обзор главного, что произошло в вашей отрасли (по-моему, самый популярный формат в российском Telegram);
  • Как только ваша страница наберет первую аудиторию, предложите пользователям задавать вопросы. Ответы на них можно давать в форме короткого видео или отдельного раздела в блоге;
  • Беспроигрышный формат – готовые подборки и обзоры. Десять дизайнерских инстаграмов, на которые стоит подписаться, пять лучших инструментов для работы с ключевыми словами, 10 главных книг о b2b-продажах, семь кофеен, где готовят по-настоящему вкусный эспрессо;
  • Делайте экспертные комментарии к новостям, законодательным изменениям.
  • Не забывайте оживлять контент. Находите информационные поводы делиться ранее опубликованным дважды, трижды.

5. Выберите площадку для публикации

Давайте разделим площадки на два типа: для публикации и для «шэринга» (От английского to share – делиться). Разделение условное – например, если вы публикуете фото, то Instagram отлично совместит обе функции, но в случае с экспертными текстами есть особенности.

Требования к площадкам для публикации:

  • возможность публиковать профильный контент, разбивать и форматировать текст по собственному произволу;
  • удобная архивация: любой желающий может найти не только все ваши «рабочие» публикации в одном месте, но и отсортировать их по более узкой тематике.

Большинство читателей, дошедших до этого фрагмента, заняты бизнесом и построением карьеры. Превалирующим типом публикации для них будет авторская статья или обзор. Я взял три популярные платформы для публикации длинных текстов и постарался по пятибалльной шкале обозначить сильные и слабые стороны каждой.

Параметры

Executive.ru

Собственный
блог на Wordpress

Medium

Доступность

5

2

4

Возможности верстки, стиль

2

5

4

Аудитория

5

1

2

Кастомизация

1

5

3

Возможности прямой монетизации

1

5

3

Архивация

3

5

3

Краткий вывод из таблицы: лучший старт – Executive.ru (это не реклама, смотрим ниже). Никто больше не даст вам бесплатного выхода на аудиторию профессионалов и владельцев бизнеса. А это именно то, что создает фундамент продвижения. При этом от вас не требуется ни технических знаний, ни денег. Нужно просто написать крепкую статью. Велики шансы, что она окажется на главной странице и в e-mail-рассылке. Правда, при этом текст может быть отредактирован и оформлен в соответствии с правилами портала.

Реальная альтернатива Executive.ru – собственный сайт-презентация и личный блог.

Вот главные выгоды от автономного блога на Wordpress:

  • более гибкая и совершенная верстка
  • возможность продавать – товары, курсы, услуги…
  • интеграция в Facebook instant articles и Google amp (потребуется время или помощь специалиста)
  • публикуйте что угодно и когда угодно
  • существенно больше возможностей для аналитики
  • возможность привлекать личных подписчиков
  • собственный стиль и возможности создания имиджевых страниц.

Главный недостаток – свою аудиторию придется добывать зубами: долго, медленно, терпеливо.

Мое решение: большие обстоятельные материалы и сильные кейсы (потенциальные хиты) – на Executive, обзоры, заметки, переводы, фото, инфографика, портфолио публикуйте на собственной платформе.

Определившись с тем, что и где публиковать, составьте небольшой план. Не загружайте себя слишком сильно, оставляйте время для чтения новостей, книг, неторопливых прогулок, во время которых обдумываются основные сюжеты (по крайней мере, я это делаю именно так). Если плана не будет или вы начнете находить причины ему не следовать, времени не найдется никогда.

6. Делитесь материалами в соцсетях

Главные в Рунете площадки, где деловой контент действительно читают и обсуждают – Facebook и Twitter. Если вы дизайнер, художник, создатель одежды – в общем, чаще показываете, а не рассказываете, следует добавить сюда Instagram и Вконтакте.

Весь вопрос в том, как совмещать профессиональное и личное. Социальные сети созданы для общения с друзьями. Нет ничего плохого в том, чтобы время от времени делиться с ними профессиональными интересами, но какая-то часть вашего «Я» с любимым вином, джазом и рассуждениями о мужской дружбе все-таки должна оставаться. С другой стороны, если вас знают как бизнес-консультанта или архитектора, увлекаться репостом демотиваторов, фото с рыбалки или рецептами любимых блюд, пожалуй, не стоит. Я, например, отвожу душу «Вконтакте», а аккаунт в Facebook стараюсь слишком сильно не зашумлять.

7. Помогайте бесплатно

Выделите немного времени, в течение которого вы готовы что-то делать бесплатно. Удивительное дело, но при выборе подрядчика или сотрудника люди все чаще обращают внимание не только на профессиональную, но и на чисто человеческую сторону вопроса.

Альтруизм, способность выручить, поучаствовать в разрешении общественной проблемы – в мире социальных медиа эти качества становятся все более ценными. Согласитесь, здорово, когда ваш партнер, помимо выполнения взятых на себя деловых обязательств, готов подставить плечо и сделать что-либо, выходящее за рамки договора.

Фото: pixabay.com, instagram.com

Расскажите коллегам:
Комментарии
Владимир Токарев +15105 Владимир Токарев Генеральный директор, Нижний Новгород

Еще можно издавать книги с помощью сервиса Ридеро.ру. Кстати, если вы "Алина" - можно и свое фото на обложку в любом почти виде (что не запрещено законами РФ).

Редактор, Москва

Владимиру Токареву

Мне уже встречались на Ехе Ваши оценки этого сервиса, причем, встречались не один раз. К чему бы это?

Владимир Токарев +15105 Владимир Токарев Генеральный директор, Нижний Новгород

Намек понятен, но я не даю ссылок. И узнал про сервис на Е-хе. Но мой коммент в тему публикации.

Директор по маркетингу, Москва

Уважаемый автор!

Заинтересовал Ваш Тезис-

// Ваши пользователи должны быть убеждены в том, что для решения каких-то проблем нужно обращаться к этому специалисту и только к нему. Собственно, это убеждение и называется персональным брендом. //

Можно Вас попросить перечислить 30-40% покупаемых товаров из всех покупок за год, - именно тех, которые не обходятся без рекомендаций социальных сетей?

Это я к тому, что

(1) для продвижения бизнеса по продаже брендов Ваш тезис - полезен,

(2) а для понимания потребительского поведения - статистически незначим.

Редактор, Москва

Леонид Гербертович,

Хочу ответить как редактор, который готовил текст к публикации. В данном разделе речь идет не о товарах, покупаемых по рекомендации социальных сетей, но об интеллектуальных услугах, о персональном бренде консультанта. Обратите внимание на существенное условие ("Если"), которое в цитате выделено курсивом:

"Если ваш бизнес критически зависит от ваших компетенций (например, если вы работаете в консалтинговой компании, которая носит ваше имя), то вы можете смело уподобить себя Алине, с той лишь разницей, что регулярно демонстрировать целевой аудитории нужно не физическую, а интеллектуальную форму. Ваши пользователи должны быть убеждены в том, что для решения каких-то проблем нужно обращаться к этому специалисту и только к нему. Собственно, это убеждение и называется персональным брендом".

Генеральный директор, Нижний Новгород

Шагов действительно 7, но реальной стратегии как-то не прослеживается. Такой вывод напрашивается сам собой, если прочитать статью глазами представителя её ЦА. Можно, конечно, возразить, что никакой стратегии и вовсе не обещали, но упомянутые в заголовке "шаги", да еще в количестве магической цифры 7, на эту самую стратегию как бы намекают, не так ли?

А тема вкусная. И отпускать её как-то не хочется. Может, попробуем её развить, как бывало тут в старые добрые времена, которые кое-кто ещё помнит))))

Итак, допустим есть некто, добившийся в плане профессионального развития определенных высот в виде багажа практических навыков, подкреплённых набором знаний, в определённой части по-своему уникальных.

Всё вроде бы замечательно. Однако этот некто обзавёлся всеми этими достижениями в рамках наёмного труда, а сейчас объективная реальность вынуждает его перейти на следующий этап - то есть начать монетизировать свой интеллектуальный багаж в рамках развития персонального бренда.

Кто этот некто - да хотя бы корпоративный юрист, директор по персоналу, главный бухгалтер ...

Аббревиатуры SEO, SMO, SMM для него тёмный лес, значение слова "контент" в его контекстном значении он погуглил, аккаунт в Фейсбуке у него есть, но заведён лет сто назад типа "чтобы был" и благополучно заброшен.

Что дальше?

Аналитик, Москва

Статья интересная. Попытка подогнать под систему - привлекательна. Но всё-таки: бренд делается не в соцсетях. Тот же Лебедев. Хороший бренд в соцсетях - это или исключение, или результат больших затрат в других местах. Не знаю случаев продвижения бренда через соцсети в географической привязке (в масштабах небольшого города, например). Есть опорные ресурсы, простите за термин, в которые просто нужно попасть (тот же яндекс), попасть в сотню, лучше в десятку, а это уже просто везение и некоторое SEO.

Управляющий директор, Сингапур
Елена Рыжкова пишет:

Что дальше?

Браво!

Дальше начинается тяжёлый труд, который требует от нашего Некто компетенций (mix знаний, таланта и навыков) в совершенно другой области, называемой Идейное Лидерство.

Фундаментальная ошибка, робко спрятанная под "Если", перенос практик В2С в В2В.

Но, что дальше? А дальше "7 шагов" превращаются в топтание на месте. О чём нам автор и поведал: "Пока поиски ни к чему не привели..."

Почему "бег на месте"?

По двум причинам:

1. Бренд-это не ваш опыт и не ваши компетенции. Это не ваши "фишки" и не ваши услуги. И даже не ваши продукты. Бренд - это положительный опыт потребителя.

2. Наш Некто начнет производить невообразимый контентный шум. Внятно объяснить: что такое контент-могут единицы. Все рекомендации автора, повторенные им вслед за тысячами других, по генерированию контента - тупик.

Управляющий директор, Сингапур
Анатолий Курочкин пишет:
Статья интересная. Попытка подогнать под систему - привлекательна. Но всё-таки: бренд делается не в соцсетях...

Бренд - это социальное явление. Он создаётся только в соцсетях и больше нигде. Ваше заблуждение основано на том, что Вы, под соцсетью понимаете набор медийных площадок, через которые бренд осуществляет коммуникации.

Первая соцсеть, в которую попадает человек: мамаша-роженница и акушерка.

Генеральный директор, Москва
Елена Рыжкова пишет:
Шагов действительно 7, но реальной стратегии как-то не прослеживается.

Елена, соглашусь с вами. Статья написана с толком, и я как специалист в данной сфере поняла, что хотел донести автор. Но все-таки одних практических советов для того, чтобы начать действовать, мало. Остался нераскрытым вопрос "для чего" создавать персональный бренд - именно от цели идут каналы коммуникации, темы, формат подачи.

Публичность сама по себе приносит мало пользы. Это инструмент карьерного развития. Персональным брендом можно заниматься и самостоятельно - писать статьи, вести соцсети, если у вас есть на это время, - но вот разработать бренд-стратегию с конкретными ответами "куда я иду" стоит все-таки совместно со специалистом. Иначе в этом облаке статей о том "как продвигать свой персональный бренд" можно затеряться как ёжик в тумане.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.