Как выбрать компанию-разработчика, чтобы не разочароваться: 6 вопросов

Я занимаюсь заказной web-разработкой больше 10 лет и точно знаю – в IT-отрасли цена решает. Для 80% заказчиков именно вопрос «Сколько стоит?» будет определяющим при выборе подрядчика. Не стану осуждать предпринимателей за желание сэкономить. Я сам предприниматель и понимаю, что такое маржинальность. Другой вопрос, что резонное желание заплатить поменьше в реальности часто оборачивается большими проблемами и увеличенными затратами.

Эта памятка поможет в выборе разработчика. Никаких рекомендаций в духе «читайте отзывы», «изучайте портфолио», «смотрите на места в рейтингах». Только действительно важные вопросы.

1. Программисты, как насчет продуктовых и бизнес-компетенций?

Классическая ситуация: владелец стабильного и прибыльного бизнеса решил вложиться в создание цифрового продукта, например, собственник завода решил автоматизировать работу со своей дистрибьюторской сетью. Он «горит» идеей и почти уверен в успехе. Дело осталось за малым – найти толковых программистов. Заказчик убежден, что с настройкой бизнес-процессов и управлением командой разберется сам, он же руководитель. Команда качественных исполнителей с приемлемым ценником найдена, договор подписан и работа пошла.

Через полгода выясняется, что заявленный бюджет почти исчерпан, а продукт еще не готов. Еще через год мытарств мобильное приложение готово и выложено в сторы, но дистрибьюторы не спешат им пользоваться. И вместо повышения эффективности процессов собственник продолжает терять деньги и энтузиазм. Время и деньги потрачены впустую. И, что характерно, никто не виноват. Программисты делали точь-в-точь то, что им говорил заказчик.

Разработка цифровых решений разительно отличается от запуска бизнеса в реальном секторе. Если у вас нет опыта в IT-сфере, критически важно выбрать специалистов, которые обладают не только техническими компетенциями, но и опытом разработки B2B- и B2C-продуктов. Такой подрядчик уже на предварительной консультации сможет указать на «узкие» места бизнес-идеи, заранее спрогнозировать вероятные проблемы в ходе разработки и тем самым уберечь от лишних трат.

Если менеджер компании-разработчика дотошно пытает вас уточняющими вопросами, а иногда и прямо возражает вашим суждениям, корректирует сроки и стоимость проекта – он вам подходит. Он думает о потребности бизнеса, а не просто хочет стрясти денег. Для исполнителя важно, чтобы на выходе получился качественный, конкурентоспособный продукт. Ведь на кону его репутация.

Если у вас нет опыта в создании цифровых продуктов, крайне рекомендую выбрать компанию, которая предлагает полный комплекс услуг от анализа и проработки изначальной идеи до пост-релизной поддержки. Это существенно снижает риски.

2. У вас есть опыт разработки в моей специфической нише?

Крайне важно, чтобы у подрядчика был релевантный опыт разработки IT-продуктов именно в области заказчика. Это прямо отразится на сроках и стоимости проекта. Допустим, если в портфолио компании есть несколько сайтов для e-commerce, скорее всего, у них есть готовые и проверенные решения по созданию типовых модулей: личного кабинета пользователя, системы поиска по карточкам товаров, интеграции платежных систем. Используя готовые наработки, разработчик может сэкономить десятки часов и сотни тысяч рублей.

3. Как устроен ваш производственный процесс?

Сколько лет вы на рынке? С кем из крупных и знаменитых брендов работали? Какие у вас регалии, заслуги и места в рейтингах? Привычные вопросы при выборе исполнителя, но они ничего не расскажут о том, как именно работает компания, какие методологии использует.

Между тем, именно от методологии, качественных бизнес-процессов и технологий зависит срок реализации и итоговая стоимость проекта. К примеру, мы используем методологию «цифровое управление», в которой объединились концепции из ТРИЗ, lean production, идея цифровых двойников бизнеса и наш практический опыт. Суть в том, чтобы опираться не на предположения, а на конкретные данные, считать метрики на каждом этапе производства и корректировать дальнейшую стратегию, исходя из этих данных.

Это позволяет заранее предвидеть проблемы и узкие места по ходу проекта и избежать их. Такой подход помогает в среднем ускорить реализацию проекта на 10-20% и сэкономить ресурсы заказчика. Вся смета прозрачна и наглядна, а заказчик может лично отслеживать, на какой стадии проект прямо сейчас.

4. Как скоро можно реализовать MVP?

Критически важно как можно скорее выкатить первичную версию продукта и проверить ее на деле. Хорош не тот подрядчик, который разработает продукт дешевле, а тот, кто сможет создать MVP быстрее и выгоднее по цене и качеству. Это определит итоговую стоимость, ведь если вы захотите переделать ненужный аудитории продукт, придется потратиться, это удовольствие не из дешевых.

5. Предлагаете ли вы поддержку и обслуживание после запуска?

Итак, приложение готово, протестировано и опубликовано в сторах. Но на этом работа не заканчивается. Если компания-разработчик намерена просто подписать документы о выполнении работ и попрощаться, вы сильно рискуете.

Что случится, если через полгода Apple выпустит новый iPhone или изменит критерии ранжирования в поисковой выдаче App Store, а ваше приложение не будет отвечать актуальным требованиям? А если со временем нагрузка на сервис возрастет? Как насчет push-уведомлений, баз данных и устранения уязвимостей в системе безопасности?

Если нет внутренних ресурсов для самостоятельного решения этих задач, лучший выход – довериться компании, которая предлагает комплексное решение.

6. Могу я поговорить с CEO компании?

На каком-то этапе выбора исполнителя в вашем шорт-листе останется две-три компании, которые соответствуют всем важным критериям. Практически каждая компания по заказной разработке предлагает бесплатную консультацию. Постарайтесь выжать из этой возможности максимум. Расскажите о своем бизнесе и задачах, которые хотите решить с помощью приложения. Если в ответ услышите живой неподдельный интерес и несколько дельных советов, а не шаблонные фразы из учебников по продажам, вы на правильном пути. Лучше всего, если переговорить удалось не просто с менеджером, а лично с первыми лицами компании.

Надеюсь, этот гайд окажется полезным при выборе подрядчика для создания вашего IT-продукта.

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Елена Бреслав
Консультант, Калининград

Статья хорошая, но для тех, кто в теме. Для тех, кто не очень, лучше бы было побольше практических примеров и объяснений "на пальцах". 

И еще. В ИТ-разработке я понимаю мало, а вот с выбором программных продуктов руководителями приходилось сталкиваться часто, причем давно, еще с начала 2000-х. Принципы выбора постепенно менялись, причем на первый план все больше и больше выходили критерии "легко обучиться" и "нет возни с поддержкой". 

Могу предположить, что эти же критерии работают и при выборе подрядчика для разработки. Но, поскольку продукта еще нет, есть риск, что они приобретают вид "похоже, что с этими ребятами мы сможем не сильно напрягаться". Если это впечатление ошибочное и заказчик недооценил трудоемкость разработки для своей стороны прилавка или переоценил подрядчика, то разработка сильно замедлится и подорожает.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
4
Михаил Лурье
К теме про Калугина, о чем говорили ранее в этой ветке. Сегодня ночью на ОРТ была программа Евген...
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.