Цифровой комфорт – новый критерий выбора работодателя?

Цифровая модернизация происходит давно. Обычному горожанину стали доступны услуги и сервисы, о которых ранее невозможно было даже мечтать: круглосуточная доставка продуктов, заказ такси через приложение в смартфоне, удобный банкинг, сервисы клининга, перевозок, детальные карты и навигаторы, бронирование жилья и покупка билетов, госсервисы с удобной оплатой коммунальных платежей и штрафов, цифровые очереди в учреждения...

Благодаря цифровизации люди привыкают к комфорту, повсеместной экономии времени. Но что видит избалованный обилием сервисов человек, приходя в офис, если работает не в прогрессивной IT-компании? Совершенно другую картину: неэффективность сложившихся процессов, отсутствие привычной простоты коммуникаций и цифровых инструментов для решения рутинных задач.

Это не может не сказываться на лояльности сотрудника к организации, ведь в обычной жизни он привык предъявлять высокие требования к цифровым сервисам. Не перезвонили из службы поддержки – сайт плохой, больше не пользуемся. Задержали доставку – заказываем товары на другом маркетплейсе. Недалек тот день, когда цифровой комфорт станет главным требованием и к работодателю. Заставили потерять полдня в кабинетах, чтобы просто договориться об отпуске? Не работаем больше здесь, потому что мир изменился, а компания нет.

Как компании конкурируют друг с другом на поле цифровизации сервисов

Такое развитие событий уже не кажется далекой перспективой. Достаточно посмотреть на рейтинги лучших работодателей в России, которые ежегодно публикуют Randstad, HeadHunter и Forbes. Главными критериями выбора стали комфорт сотрудников и высокоразвитые HR-процессы, а не уровень заработной платы или умозрительные категории вроде «надежности» и «престижа».

Более того, за лучшую реализацию цифрового комфорта сотрудников у нас вручают премию Russian Intranet Awards – там всегда можно посмотреть лидеров индустрии и перенять их опыт по внедрению цифрового интранета в компаниях. Это не только передовые IT-корпорации, которые первыми реализуют прогрессивные решения для сотрудников: в перечне номинантов отраслевые компании и крупные производства.

Почему промышленные производства становятся лидерами цифровизации

Во многом это объясняется тем, что отраслевые предприятия в России часто являются градообразующими: они вынуждены искать, готовить и удерживать ценные кадры, отслеживая талантливую молодежь еще на школьной скамье. Это огромная комплексная работа, которая невозможна без digital-инструментов: молодежь еще более требовательна к цифровому опыту, она выросла со смартфоном в руках.

Одно из таких градообразующих предприятий – НЛМК (Новолипецкий металлургический комбинат), отмеченный в 2022 году премией за самые высокоразвитые HR-процессы. Компания стала локомотивом цифровизации, поскольку ревностно относится к обучению и подбору персонала. Дешевле воспитать ценные кадры в городе, формируя облик прогрессивной компании больших возможностей, чем придумывать и оплачивать мотивацию для людей, специально переезжающих в Липецк.

По каким еще причинам произошел бум цифровизации и расцвет интранета

Еще одной причиной взрывного роста цифровизации бизнеса стала недавняя пандемия. Развалились годами выстраиваемые мотивационные модели. Сотрудники оказались оторваны от корпоративной культуры, уютных офисов и полноценного общения, потеряли возможность получения быстрой обратной связи, одобрения и поддержки от руководства. Будучи изолированными от привычных ритуалов и традиций внутри коллектива, они чувствовали себя одинокими и забытыми, предоставленными сами себе. В результате потеряла значение сама принадлежность сотрудника к бренду: с домашнего дивана неважно, на какой банк работать – зеленый, желтый или красный.

Малый бизнес выкручивался как мог: организовывал ежедневные созвоны по видеосвязи с командами, устраивал онлайн-корпоративы и генерил бесконечное количество чатов в мессенджерах, чтобы хоть как-то поддержать сотрудников на удаленке и не утратить с ними связь. Крупным же компаниям пришлось в кратчайшие сроки придумывать комплексные решения, которые помогли бы адаптировать существующие модели к цифре. Так мобильный интранет из «бонуса» превратился в производственную необходимость, и его создание стало одним из приоритетов в сложившихся условиях.

По данным HR-порталов, 43% IT-специалистов не вернулись в офисы с удаленки, «распробовав» мобильную работу из любой точки мира, а это значит, что они будут выбирать компании, предоставляющие онлайн-инструменты для решения рабочих задач и удобные сервисы для внутрикорпоративного общения с коллегами.

интранет

Что такое интранет, и какие задачи решает

Вообще, интранет – это закрытая корпоративная сеть компании, которая расположена на ее серверах, проще говоря, корпоративный портал. Но поскольку практически вся цифровая жизнь человека давно перекочевала в мобильные телефоны, корпоративные порталы тоже стали, в том числе, и мобильными. Совокупность сервисов мобильного интранета, не привязывая человека к рабочему месту, помогает эффективно осуществлять подбор, онбординг, адаптацию, обучение, развитие и удержание сотрудников – вплоть до предотвращения выгорания на местах и обеспечения цифрового комфорта, повышающего лояльность. Это могут быть десятки разделов и сервисов, которые можно постоянно добавлять, улучшать, совершенствовать и пересматривать.

интранет

Ключевыми обычно являются инструменты, помогающие эффективно выстроить внутренние и внешние процессы, что сразу сказывается на результате:

  • Снижается нагрузка на HR-специалистов.
  • Улучшается обратная связь сотрудников и руководителей.
  • Повышается эффективность командного взаимодействия.
  • Визуализируются человекоориентированность бренда и программы заботы о сотрудниках.
  • Ускоряется онбординг и адаптация, появляются инструменты для эффективного обучения, переквалификации, отслеживания метрик вовлеченности, карьерного роста.
  • Снижаются риски выгорания, увольнения сотрудников.
  • Развиваются возможности для выращивания и укрепления корпоративной культуры для всех сотрудников, включая удаленных.

Одной из важнейших задач по работе с сотрудниками является их обучение. А главным трендом онлайн-обучения являются удобные мобильные приложения, которые позволяют слушать лекции в дороге или кафе, но не за стационарным компьютером в офисе или дома, где человек просто не высидит необходимые для результата часы.

Компании быстро переняли опыт онлайн-школ и эффективно помещают обучение в сервисы корпоративного мобильного интранета, мотивируя сотрудников проходить адаптационные курсы или повышать квалификацию. На рынке существуют как готовые системы дистанционного обучения (СДО), так и собственные разработки компаний, которые заинтересованы в быстрой адаптации и обучении персонала. Это обязательный минимум для любой компании, настроенной конкурировать на рынке и предоставлять сотрудникам привычный уровень цифрового опыта.

Дальше в игру вступают тренды или индивидуальные целевые инструменты, созданные специально для определенного типа компании. Например, для производств таким инструментом выступает сервис сообщения об опасности на предприятии. Любой сотрудник, физически находящийся на производстве, должен иметь возможность мгновенно сообщить нужным лицам или подразделениям о неисправности оборудования или ситуации, которая угрожает жизни и здоровью сотрудников.

Только через телефон человек может сделать это быстро и результативно: ему не нужно куда-то бежать, с кем-то встречаться, на чем-то настаивать. Достаточно открыть приложение на своем телефоне и внести все необходимые данные. Это в прямом смысле экономит деньги: сокращает количество несчастных случаев и помогает более результативно проявлять заботу о людях.

Тренды и инструменты на передовой цифрового комфорта

Любой корпоративный мобильный интранет – это в первую очередь про скорость и эффективность рабочих процессов, поэтому должен:

  • Обеспечить сотрудников «в полях» мобильным рабочим местом.
  • Предоставить им быстрый доступ ко всем сервисам и коммуникациям.
  • Увеличить скорость принятия решений и внедрения изменений.
  • Обеспечить омниканальность.
  • Оптимизировать работу с кандидатами благодаря пребордингу и с новичками благодаря онбордингу.
  • Повысить digital-комфорт и лояльность сотрудников в целом.

интранет

Во вторую очередь, это усиление digital-комфорта сотрудника и приведение его рабочего цикла в соответствие с обычной жизнью, где человек чаще всего использует приложения в телефоне. Такой же комфорт можно предоставлять людям и в рамках корпоративного мобильного интранета – от заказа канцелярских и прочих товаров через мобильное приложение компании до цифровизации всех кадровых сервисов, предоставления справок и выписок, оформления заявок, командировок и отпусков, расшифровок зарплат и премий. Некоторые компании идут дальше и включают в список мобильных сервисов заказ горячей еды на рабочее место.

Появление некоторых инструментов мобильного интранета вызвано спецификой конкретной компании: например, на производствах уже абсолютным стандартом становятся инструменты отслеживания дефектов с помощью технологий компьютерного зрения. Процент распознавания брака такими системами существенно выше, чем при участии человека. Компьютерное зрение используется в учете, логистике и пропускных системах и позволяет полностью устранить человеческий фактор.

Через сервисы интранета компании внедряют мотивацию к обучению и карьерному росту, айдентику бренда и корпоративные ценности, системы внутренней валюты и поощрений, а также решают вопросы тимбилдинга и командного общения. Как, например, мотивировать персонал пройти необязательные, но нужные онлайн-курсы? Начисляйте за каждый успешно сданный тест или пройденный урок внутреннюю валюту компании, которую можно будет потратить в корпоративном магазине: продавайте там фирменный мерч или полезные мелочи для работы. Так вы добьетесь не только повышения заинтересованности в обучении, но и воспитаете добровольных эмиссаров бренда, которые будут носить фирменные толстовки и пить из фирменных кружек.

интранет

Ошибки реализации: что мешает работодателям воплощать передовые идеи

  • В погоне за трендами нельзя обойтись только мобильным приложением: интранет подразумевает наличие и основного портала. «Сделайте мне только мобильную версию, у меня производственные сотрудники» – это пагубное заблуждение. Приступая к цифровизации, надо понимать, что корпоративный портал должен существовать и располагаться на вашем сервере. «Мобилка» без основного портала не имеет никакого смысла.
  • В погоне за модернизацией не забывайте о предварительных исследованиях, которые покажут настоящие нужды персонала. Нужно как минимум понимать, какие мобильные телефоны используют сотрудники: в некоторых случаях дешевле купить части персонала новые телефоны, чем разрабатывать приложение с учетом старых версий Android.
  • В погоне за дедлайнами не пытайтесь сделать все и сразу. Начните с внедрения инструментов, которые принесут наибольшую пользу. Здесь важен продуктовый подход и пошаговое внедрение инструментария. Выясните и просчитайте, какая новая функциональность принесет максимальную выгоду при минимальных вложениях? Какие функции нужны сотрудникам и на деле внесут позитивные изменения в их работу? Проведите опросы, грамотно презентуйте продукт, обучите персонал, продемонстрируйте выгоды, которые последуют за нововведением, и тогда вы не только получите быстрый эффект, но и сформируете положительные ожидания от дальнейшего совершенствования вашего интранета.

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Системный аналитик, Екатеринбург

Главное, чтоб инструменты улучшали процессы, а не служили скорее пятым колесом и / или лишним методом для контроля сотрудников)

Хотя тут всегда должен быть баланс между инновациями и простотой, с одной стороны - спроси людей - где им удобно вести учёт клиентов, считать наценку или ещё что-нибудь - они ответят - Эксель и ничего можно не изобретать, а с другой оверинжиниринг делать тоже не стоит)

Дмитрий Карусев +4200 Дмитрий Карусев Экономист, Краснодар
Никита Гуцал пишет:
Главное, чтоб инструменты улучшали процессы, а не служили скорее пятым колесом и / или лишним методом для контроля сотрудников)

У меня всегда возникал вопрос - а может лучше нанимать нормальных сотрудников, которых не нужно ежесекундно лично контролировать руководителю, и тогда часть проблем отпадет сама собой и это позволит людям прекрасно работать на удаленке, если им так удобнее? Я так надеялся, что ковид что-то повернет в голове работодателей и они перестанут цепляться за личное посещение офиса, отладят схемы удаленной работы. Но я ошибся. Как только ковид закончился, работодатели тут же погнали всех обратно в офисы, потому что микроменеджмент - наше всё. 

Дмитрий Карусев +4200 Дмитрий Карусев Экономист, Краснодар
Никита Гуцал пишет:
спроси людей - где им удобно вести учёт клиентов, считать наценку или ещё что-нибудь - они ответят - Эксель и ничего можно не изобретать, а с другой оверинжиниринг делать тоже не стоит)

Я считаю, что люди должны работать так, как им удобно. Как человек, имеющий многолетний опыт работы в аналитике торговых компаний, могу уверенно сказать, что для 99% задач стандартных инструментов Word-Excel-PowerPoint хватает ну просто за глаза. 

Аналитик, Москва

Одно из таких градообразующих предприятий – НЛМК (Новолипецкий металлургический комбинат), отмеченный в 2022 году премией за самые высокоразвитые HR-процессы.

Когда-то на портале был ИТ-директор МЛМК...

 

IT-консультант, Москва
Дмитрий Карусев пишет:
У меня всегда возникал вопрос - а может лучше нанимать нормальных сотрудников, которых не нужно ежесекундно лично контролировать руководителю, и тогда часть проблем отпадет сама собой

Однажды я придумал такую присоску, которую если поставить на проходной завода присасывала бы плохих сотрудников. Я даже нарисовал ее чертеж, вложил его в 10 (десять) конвертов и разослал их по разным адресам. Среди которых были не только директора крупных предприятий, но даже несколько президентов ведущих стран. До сих пор никто не прислал ни одного ответа. Хотя я просил, в случае если они не согласны с идеей, то пусть обоснуют это в своем ответном письме. Возникает вопрос - кто нами управляет?

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.