Вебинары по-русски: как выбрать лучший в 2017 году?

Вы устали от говорящих голов, упивающихся саморекламой? Вам нужны новые знания, а не пережеванные банальности? Вам пока не удалось найти образовательную площадку, точно отвечающую вашим целям? Давайте искать вместе. Executive.ru проделал для вас первую часть работы, изучив около 50 сайтов, предлагающих учебное видео.

Классифицировав найденные предложения, мы сделали фокус на вебинарах. Почему вебинары? Почему не онлайн-трансляции, позволяющие, не выходя из дома, послушать популярного спикера? Почему не видеолекции в записи? Потому что мы поставили задачу сформулировать ориентиры для выбора самых практичных бизнес-курсов. Первый из них – обратная связь, возможность задать спикеру свой вопрос и получить ответ без задержки. Вебинарный формат – единственный, который решает эту задачу. Интерактивность – общая черта онлайн-семинаров и тренингов, доступных в режиме реального времени. Но внутри этой большой группы образовательных инструментов есть свои различия.

Длинные онлайн-программы

Вебинар должен соответствовать цели участия. Целей может быть, как минимум, две:

  • Получить дополнительное образование, улучшить профессиональные навыки.
  • Получить дополнительную информацию по какой-то отдельной теме, уточнить или сформировать новый взгляд на решение задач.

Какой формат вебинара позволяет этих целей достигнуть? Мы спросили об этом руководителей образовательных компаний, организующих дистанционные курсы, и участников Сообщества Executive.ru, которые сами участвуют в вебинарах.

Шубин ИгорьПо единодушной оценке наших экспертов, первую цель – обучение – приближают только программы, состоящие из серии семинаров и тренингов. И чем сложнее навык – тем длиннее курс. «Нужно различать обучение и инфобизнес, – обращает внимание Игорь Шубин, руководитель Академии SPINCAT, поводящей онлайн-тренинги по отработке навыков продаж в b2b. – Сложным навыкам за один день научить нельзя».

Лебедев Александр

«Короткие вебинары позволяют следить за трендами, которые важны для профильной деятельности. Даже 30 минут вполне хватает, чтобы узнать новости. Но для повышения квалификации одного вебинара мало, нужен большой курс», – соглашается Александр Лебедев, учредитель «Студии Александра Лебедева», специализирующейся на создании сайтов и брендинге.

В чистом виде длинные интерактивные программы встречаются не часто. Даже самые крупные бизнес-школы или предлагают курсы в записи, или продвигают очно-дистанционные программы, сочетающие элементы аудиторных занятий и видеокурсов. Такова, например программа iMBA, разработанная Институтом бизнеса и делового администрирования РАНХиГС.

Самый большой портфель дистанционных программ сформировали Центр «Специалист» при МГТУ им Баумана и Университет «Синергия». При этом Бауманка лидирует по количеству предложений: на сайте «Специалиста» их сотни. А бизнес-школа «Синергии» собрала звездный состав спикеров.

Акцент на вебинарной форме обучения делают университеты и школы, которые изначально запущены в интернете и ориентированы на представителей цифровых профессий: «Нетология» и «Стратоплан». Сюда же можно добавить Финансовую академию «Актив», которая владеет собственной платформой для проведения вебинаров eTutorium и готовит к сдаче квалификационных экзаменов по МСФО.

И есть своего рода образовательные бутики, фокусирующиеся на одной тщательно разработанной программе. Примеры – Академия SPINCAT и проект Purpose Black Belt, адресованный предпринимателям и менеджерам, которым важно повысить уровень самореализации и эффективности.

Многодневные программы в вебинарном формате
  • Основная тематика: HR-менеджмент, бухгалтерский и управленческий учет, веб-аналитика, дизайн и UX, интернет-маркетинг, личный брендинг, личная эффективность, оптимизация бизнес-процессов, переговоры, программирование, продажи, управление проектами, управление по целям, целеполагание.
  • Продолжительность: от двух недель до одного года.
  • Объем занятий: от 6 до 240 часов теории и практики.
  • Стоимость часа занятий у преподавателя «без имени»: от 150 рублей. (программирование) до 1300 рублей (продажи).
  • Стоимость часа занятий у преподавателя «с именем»: от 1500 до 2500 рублей.
  • Цена за курс с учетом скидок в мае 2017 года: от 3900 рублей до 75,5 тыс. рублей.
  • Бесплатные программы: карьера в digital, основы HTML, CSS и графического дизайна, подготовка к экзаменам на получение сертификатов «Яндекс.Директ» и Google AdWords.

Все слушатели, которые успешно прошли программу, охватывающую несколько дней или месяцев, получают сертификат, подтверждающий обучение. Обычно этот документ выдается бесплатно: достаточно пройти тест или сдать экзамен. Но если сдача экзамена сопровождается присвоением профессиональной квалификации, бывает, за это приходится платить дополнительно. Скажем, центр «Маркетинговое образование», предлагающий в России трехмесячную онлайн-программу Нидерландского института маркетинга, дополнительно берет за экзамен по 400-450 евро.

Короткие вебинары

Семинары и мастер-классы этого типа можно найти на площадках двух категорий: сайтах компаний, оказывающих услуги в области b2b; сайтах профессиональных сообществ и СМИ. Цели эти две большие группы организаторов ставят разные, и соответственно подход к организации вебинаров у них тоже разный.

Для армии тренеров, консультантов, провайдеров услуг в области информационных технологий, интернет-маркетинга и HR-менеджмента вебинары – инструмент собственного продвижения. Они помогают им встретиться потенциальными клиентами, показать свою экспертизу. Логично, что такие мероприятия проходят бесплатно. Вместо денег организаторы получают контакты участников, с которыми в дальнейшем работают менеджеры по продажам. Длятся такие бесплатные вебинары от 30 минут до двух часов. Это может быть и ликбез для начинающих, и квалифицированный рассказ о технологических или законодательных новшествах. Если участников онлайн-семинара немного, и тайминг позволяет, можно добиться от спикера ответа на отдельные индивидуальные вопросы. Но не более. Сам формат таких мероприятий не позволяет ведущим раскрывать все свои профессиональные секреты. Их цель не научить, а заинтересовать: сообщить, что надо делать, но не рассказать, как делать.

Исключение – отдельные компании, которые проводят циклы часовых вебинаров, посвященных одной узкой теме. Если вы осваиваете какую-то сферу с нуля, например, email-маркетинг, базовые знания с их помощью можно, действительно, получить.

Однодневные вебинары b2b-компаний

Организатор

Кол-во/мес.

Тайминг/часов

Платно/ Бесплатно

Интернет-маркетинг

B2B basis

1

1-1,5

Бесплатно

Cyber Marketing

4-6

1

Бесплатно

My Academy

н/д

1

Бесплатно

SendPuls Academy

4-5

0,5-1,5

Бесплатно

Менеджмент (управление персоналом и проектами)

B2B basis

1

1-1,5

Бесплатно

Luxoft Training

1

1

Бесплатно

PM Expert

1 раз в два мес.

1-2

Бесплатно

Продажи

ACУ XXI век

1-2

2-2,5

Бесплатно

B2B basis

4

1-1,5

Бесплатно

Финансы

Актив

2-3

1-4

До 7200 руб. /

Бесплатно

Профессиональные порталы и СМИ смотрят на онлайн-мероприятия шире. Совместно со своими рекламными партнерами они тоже проводят бесплатные семинары. Но для этих интернет-площадок вебинары не промо-инструмент, а часть информационного и коммуникационного продукта, который они предлагают своим посетителям. Поэтому они выбирают более разнообразные темы, стремятся приглашать более известных и авторитетных спикеров.

Собственные вебинары профессиональные порталы и СМИ проводят далеко не всегда. Чаще они выступают как агрегаторы образовательных мероприятий, анонсируя события, интересные их аудитории. Преимущество таких сайтов – достаточно большой выбор курсов от разных организаторов.

И, возможно, единственная площадка Рунета, предлагающая как партнерские, так и собственные вебинары – портал Сообщества Exeсutive.ru. В рубрике «Анонсы мероприятий» ежемесячно представляются несколько бесплатных онлайн-семинаров от тренинговых компаний и поставщиков b2b-услуг. А в 2016 году стартовал редакционный проект, в рамках которого периодически проводятся уникальные авторские вебинары, посвященные самым актуальным управленческим технологиям, острым бизнес-проблемам.

Однодневные вебинары на профессиональных порталах и СМИ

Площадка

Тематика

Кол-во /

Тайминг

Платно / Бесплатно

Портал Executive.ru

Организаторы: редакция и партнеры

IT-менеджмент, HR-менеджмент, карьера, маркетинг, планирование карьеры, личностный рост, личная эффективность, продажи, стратегический менеджмент, управление проектами

5-6 в месяц /1,5-2 часа

1000 руб. /Бесплатно

Портал HRM.ru

Организаторы: партнеры

E-learning, HR-менеджмент, планирование карьеры, рекрутинг

1-2 в месяц /

1-2 часа

Бесплатно

Портал HR-Journal.ru

Организаторы: партнеры

E-learning, HR-менеджмент, планирование карьеры, рекрутинг

1 в мес. /

1-2 часа

Бесплатно

Портал Айти-Событие.рф

Организаторы: партнеры

E-learning, интернет-маркетинг, планирование карьеры, продажи, управление бизнес-процессами, управление проектами

15 в месяц /

1-2 часа

Бесплатно

Проект «Деловая среда» газеты «Деловой Петербург»

Организатор: редакция

Маркетинг, переговоры, продажи, развитие бизнеса

3-5 в месяц /

1,5 часа

3540 руб.

Сайт журнала «Директор по персоналу»

Организатор: редакция

E-learning, HR-менеджмент, корпоративное обучение, тайм-менеджмент, трудовое право, рекрутинг

4-6 в месяц /

1,5 часа

Бесплатно

Сообщество «Клуб Продажников»

Организаторы: партнеры

Автоматизация продаж, маркетинг, техники продажи

1-2 в месяц /

1-2 часа

До 1000 руб./Бесплатно

Сайт журнала «Финансовый директор»

Организатор: редакция

Автоматизация финучета и аналитики, налогообложение, финансовый менеджмент

2-6 в месяц /

1,5 часа

Бесплатно

Как выбирать вебинар?

На какой же критерий ориентироваться, выбирая вебинарную программу? Простого ответа, к сожалению, нет. Ни лидерские позиции организатора на образовательном рынке офлайн, ни звездное имя спикера не гарантируют, что будет так полезно и интересно, как хочется. Можно получить не увлекательный интерактив, а унылую лекцию.

Орлов АлександрАлександр Орлов, руководитель бизнес-школы «Стратоплан» выделяет четыре греха длинных вебинаров:

  • Плохо подготовленные или плохо обкатанные сценарии. Обычное дело, когда тайминг занятия превышает заявленное время на час и даже на два.
  • Непонимание специфики онлайн-обучения. Структура курса оказывается перекошенной в сторону лекционного блока. Или: пока преподаватель разбирает домашнее задание одного из участников, остальные выпадают из процесса и уходят в соцсети.
  • Скудный интерактив. Двустороннее общение спикера с аудиторией ограничивается голосованием в чате: «Поставьте плюсики, если вы тоже сталкивались с такой проблемой».
  • Почти нет примеров групповой работы, организованной онлайн.

«Даже известные спикеры, имеющие большой опыт работы с аудиторией, теряются, когда вместо живых глаз смотрят в глазок видеокамеры, и скатываются в лекционный формат», – резюмирует Александр Орлов. А Игорь Шубин вообще советует не преувеличивать роль известности бизнес-тренера: «Сейчас раскручено столько сомнительных имен, что этот критерий себя дискредитировал».

«Онлайн-обучение чаще всего ограничивается передачей информации. Отчитали вам материал, ответили на пару вопросов, пожелали удачи и разошлись – продолжает Игорь Шубин. – Но если цель обучения для вас - овладение навыками, за этой стадией обучения должны идти другие: проверка понимания материала, отработка навыков, которые позволят новые знания применять, анализ того, что можно улучшить в работе на их основе. Возможно, вам достаточно первого теоретического уровня. А, возможно, нет. Каждый участник вебинара сам должен решить, как далеко он хотел бы продвинуться. И затем задать вопрос, удастся ли это сделать с помощью конкретного курса».

Серняева Ольга

В таком случае надежный критерий выбора один – результат, подтвержденный личным опытом или отзывами людей, которым вы доверяете. «Для меня основной источник информации о вебинарах, которые стоит посетить, – профессиональное сообщество, – подтверждает руководитель корпоративного университета компании «Связной» Ольга Серняева. – Получаю компетентные советы при личном общении либо в социальных сетях».

Кизеев ВениаминМеньшего доверия заслуживают электронные рассылки. Их информацию слушатели вебинаров со стажем предпочитают тщательно фильтровать. «Самое важное для меня – откуда пришло приглашение, – рассказывает Вениамин Кизеев, директор ГК WIN Corp, работающей в сфере инвестирования и управления бизнес-проектами. – Если это СМИ, которое я уважаю, или спикер, которого я знаю, то, возможно, я приму его приглашение. Но предложение нового промоутера вебинаров или нового спикера я, скорее всего, проигнорирую».

Если речь идет о коротких курсах, стоит обратить внимание на их продолжительность. «Я доверяют только тем программам, которые длятся от полутора до двух часов. Это тот промежуток времени, за который можно глубоко раскрыть тему. – делится Ольга Серняева. – Если же встреча длится от получаса до часа, то это, как правило, какая-нибудь рекламная акция от спикера».

Бодрова Ольга

Но затянутый курс тоже плохо. «Короткий вебинар не должен превышать двух часов, потому что слушатель начинает уставать, – уверена Ольга Бодрова, HR-директор девелоперской компании «Баркли», и дополнительно предостерегает от участия в сильно разрекламированных мероприятиях: чем больше участников, тем меньше вероятность получить конкретный ответ на конкретный вопрос.

Хорошо, если организаторы вебинара предоставляют после его окончания возможность прослушать запись. Это позволит сэкономить время и, если информация действительно интересная, отработать ее по полной. «Во-первых, видео можно поставить на паузу, обдумать какую-то мысль и записать. Живого спикера на паузу не поставишь, – приводит аргументы Александр Орлов. – Во-вторых, видео можно смотреть в укоренном режиме. Некоторых спикеров нужно принудительно ускорять».

Что касается платности/бесплатности курса – то тут мнения экспертов Executive.ru разделились.

«По большей части бесплатные вебинары хуже, – утверждает Александр Лебедев. – Кроме того, стремясь расширить аудиторию, организаторы часто объявляют слишком широкую тему. В итоге спикер выступает как Капитан Очевидность, не сообщает ничего нового».

Другой опыт у Вениамина Кизеева: «Пока я еще не видел, чтобы формат платного короткого вебинара был контентным, и оправдывал себя по сочетанию цена/качество. Но при этом я знаю несколько компаний по управлению проектами, которые делают качественные вебинары, за которые я готов платить. И познакомился с ними через обзорный бесплатный курс».

А Ольга Серняева считает, что дело вообще не в цене: «Важнее личность и компетенции тренера, которые ее проводит, также совпадение целей слушателей с содержанием вебинара».

Как сэкономить: тарифы и скидки

Чтобы заинтересовать клиентов, образовательные компании используют разнообразный арсенал маркетинговых приемов. И если хорошо спланировать поход за знаниями, то можно его заметно удешевить.

  • Одну и ту же программу можно приобрести по разному тарифу. Минимальная и максимальная стоимость обучения может отличаться в разы: одна цена – за возможность послушать спикера, другая – за дополнительные практические занятия, третья – за индивидуальный коучинг и сертификат.
  • Пакет курсов выгоднее единичного вебинара. В некоторых бизнес-школах три курса, оплаченные «оптом», на 30% дешевле, чем покупка их «в розницу».
  • Есть хорошие скидки за предоплату. Нередко на лендингах стоят две цены: полная и пониженная на 10-30%. Скидка представляется тем, кто внесет деньги к указанной дате, за две-три недели до начала занятий.
  • Есть спецпредложения. Некоторые профессиональные порталы проводят вместе с бизнес-школами акции, позволяющие получить промокод и купить курс на 10-15% дешевле, чем на лендинге.
  • Оплату можно внести в рассрочку. Такую возможность предоставляют образовательные компании, продающие дорогие длинные курсы.
  • Есть абонементы в онлайн-видеотеку. Вебинары в записи стоят дешевле, чем «живой» курс. Так, школа «Стратоплан» предлагает 368 часов видеоматериалов за $700.

Выгодно ли платить десятки тысяч рублей, чтобы получить безлимитный доступ к сотням видеозаписей? Возможно, для одного человека невыгодно. А для целой компании, которой нужно обучить сотни сотрудников, в самый раз.

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Комментарии
Системный аналитик, Украина

спасибо

пригодится

как раз хочу организовать вебинар

Партнер, Москва

Вебинары привлекают удобством для участников и низкой ценой. Но это по сути массовый продукт, такой же как бизнес литература. Автор в любом случае не сумеет ответить на все вопросы, а самые сложные и неудобные может просто проигнорировать. Вот и получается "капитан очевидность", с таким же успехом можно книгу почитать. Я думаю, что пользу могут принести только вебинары с ограниченным числом участников (10-15 человек) и возможностью дискуссии с ведущим вместо отправки текстовых сообщений и смайликов. Конечно, стоимость таких вебинаров будет выше. Но это лучше чем пару часов слушать, как ведущий разбирает чужие вопросы пока дойдёт до твоего. А тарифы на них можно устанавливать плавающие, как на авиабилеты. Первый платит немного, а последние кто регистрируются должны сами решать - переплачивать им или подождать повторения (если будет). Кстати, если executive будет подобные вебинары проводить люди чаще будут заходить на сайт за новостями и расписанием.

Редактор, Москва
Максим Клемешов пишет:
Кстати, если executive будет подобные вебинары проводить люди чаще будут заходить на сайт за новостями и расписанием.

Спасибо за предложение. В обозримом будущем в наших планах - 1-2 СОБСТВЕННЫХ вебинара в месяц. Остальные вебинары, анонсы которых пользователи видят на портале, мы только продвигаем, но не проводим.

Торговый представитель, Москва

Вебинар для личного продвижения, который я выбрала этим летом -- это Диджитал Бандито Евы и Павла Кац. Ощущаю от него реальную пользу, просто голову мне словно пересобрали в более оптимальном ключе.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
В бизнес-школе АМИ прошел первый интенсив по стратегическому видению руководителя

Участники разбирались с интуитивным и аналитическим способами понимания будущего.

Проект аспирантки ВШБ НИУ ВШЭ представили на выставке «Россия»

Проект «Сибирские сказки» представляет на выставке Новосибирскую область.

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ презентовала программы развития руководителей

В Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ состоялась презентация нового семейства образовательных программ — Open Executive education.

В бизнес-школе АМИ завершилось обучение 13-й группы Executive MBA

В качестве дипломной работы каждый слушатель подготовил бизнес-проект для своей компании.

Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.