«Просто знания» в будущем обесценятся. Готовьтесь!

От развития новых технологий выиграет самая интеллектуальная часть населения земного шара, а низкоквалифицированным работникам будет трудно. У них возникнет необходимость искать менее развитые страны, куда еще не пришли инновации. Массовый рост безработицы может вызвать новые социальные взрывы, поэтому имущественное неравенство в мире будет только расти.

Изменения, которые происходят в мире, требуют оперативного реагирования. Четвертая индустриальная революция привнесет в нашу жизнь немалое количество перемен. И крайне важно позаботиться об изменении подходов к образованию. Пришло время ломать психологию существующих образовательных процессов. Ведь нам так или иначе придется столкнуться с действительностью, которая уже не за горами.

Если в XIX веке ремесло передавалось от одного поколения к другому, если в XX-м были приняты семейные династии врачей, юристов, инженеров, то сегодня молодому поколению приходится привыкать к необходимости несколько раз менять профессию в течение жизни. Система высшего образования должна в этом помогать. В современном университете недостаточно просто давать человеку знания и навыки по какой-то одной узкой специальности. Вузы должны давать человеку «удочку», при помощи которой он сможет в будущем расти и развиваться. Ведь существует огромная вероятность того, что сама профессия изменится, модернизируется или преобразуется за те пять лет, которые студент проведет в университете.

Современная система образования должна строиться таким образом, чтобы человек в этой системе обрел уверенность и готовность к изменениям, стал менее зависимым от фактов и узких знаний, научился развиваться вместе с технологиями. Школа и университет должны учить:

  • Оперативно и комплексно решать поступающие задачи.
  • Мыслить критически и делать ставку на творческие способности.
  • Развивать талант управления.
  • Координироваться с коллегами и работать в команде;
  • Развивать эмоциональный интеллект.
  • Развивать умение принимать решения.
  • Развивать навыки ведения переговоров и когнитивную гибкость.

Система образования будущего впитает в себя все технические, маркетинговые и управленческие достижения. Через считанные десятилетия вещи научатся сами общаться с центрами для их изготовления и доставки. По мере исчерпания ресурса или устаревания устройство само будет подавать сигнал производителю. И через некоторое время потребитель будет получать новый продукт с индивидуальными настройками. Причем так будет происходить не только с гаджетами, но и с нашими любимыми шампунями, зубной пастой, продуктами питания, одеждой... Глобальная база данных, которая будет включать персонализированные медицинские показатели и все наши предыдущие действия, будет помогать нам эффективнее заниматься, заботиться о своем здоровье и учиться.

С другой стороны, новые модели бизнеса все чаще ставят совершенно новые требования к работникам, к их образованию и навыкам. В будущем людям остается только творческая работа, креативность станет основным инструментом развития и будет ключевой точкой дифференциации людей. И система образования должна ответить на эту тенденцию.

Какая модель бизнеса уже сегодня объединяет самые успешные компании? Uber придумал план эффективного управления миллионами автомобилей. Airbnb построила сетевую платформу управления огромным количеством разнообразного жилья, сдаваемого в аренду. Не имея ни одного собственного ресторана, у Subway больше точек фаст-фуда, чем у сети McDonald's, причем персонала в 500 раз меньше. С появлением компании Lyft знания, которые были абсолютно необходимы для таксистов Лондона, чтобы эффективно передвигаться по сложной сети городских улиц, стали совсем ненужными. Все это тоже нужно учесть.

Мичио Каку, известный американский физик, футуролог, основатель теории струн Каку, таким видит будущее образовательной сферы:

  • Обучение не будет базироваться на запоминании. Наш мозг не нужно загружать лишней информацией, а освободившийся ресурс можно использовать для развития навыков анализа, аргументации и принятия решений.
  • Обучение станет индивидуальным и автономным. Мы будем сами нести ответственность за свое образование и выбирать, что на данный момент нам нужно усвоить и с кем общаться. Профессия учителя полностью исчезнет из нашей жизни.
  • Дипломы учебных заведений потеряют всякое значение. Популярность приобретут персональные учебные и сертификационные портфолио, которые будут определять возможность кандидата занимать соответствующую должность.
  • Учебники будут иметь искусственный интеллект, который сможет менять содержание каждой последующей страницы с учетом интересов читателя. Они будут в автоматическом режиме осуществлять апдейт всей учебной информации.
  • Для достижения успеха нужно будет развивать только те способности, которые недоступны роботам: воображение, креативность, инициативность и лидерство. Общество перейдет от товарной экономики к интеллектуально-креативной. Страны, которые будут ориентироваться исключительно на сырье, обеднеют и придут в упадок.
  • Знания как таковые будут стоить немного: их легко можно будет найти в свободном доступе. Но придется активно развивать навыки переработки знаний. Цениться будут люди, умеющие создавать новое на основе общедоступных фактов. В самом деле, вся наука движется не к сложности, а к упрощению. Истина лежит не на глубине, а на поверхности: об этом говорят многие нобелевские лауреаты. Однако до сих пор мало кто способен увидеть простоту.

Очень многое будет зависеть от того, насколько хорошо мы научимся оперировать новыми данными, сгенерированными другими. Кто-то продвинется в программировании. И затем один человек использует его достижения в экономике, затем другой – в физике... Такой будет наука будущего.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Дизайнер, Москва

Странно, но создалось впечатление экзальтированного раскрытия вопроса при реальном его понимании. По образованию - уже один "пересмотрел" - хватит (пора избавляться от этого). Классика есть классика. Если вопрос в динамичности образования, то всему свое время. Школа - основа, база. Институт - интеллект. расширение базы. Работа - это опыт и как раз динамика в применении всех этих основ школы и институтов, а также и расширение знаний. Остальное зависит от желания и способностей индивида. К чему эта статья?

P.S. "Ведь нам так или иначе придется столкнуться с действительностью, которая уже не за горами." :) О, как!

Александр Жириков +2192 Александр Жириков Генеральный директор, Хабаровск

Знаниям нет замены!

Сегодня «Знание» становится ключевым фактором новой экономики, глобальной гиперконкуренции и парадигмы мирового менеджмента. Сегодня вместо «эры информации» уже наступила «эра знаний» : индустрии знаний, работников с глубокими знаниями, знаний как капитала, систем поддержки знаний, управления знаниями, производства знаний, организационного обучения, гиперзнаний и т. д.

Руководитель проекта, Владивосток

Как мне кажется, многие моменты приведенные в статье нашу страну не коснутся еще много лет, хотя бы по причине того, что развитие как в экономике в целом, так и в самой системе образования пока не могут найти согласования и определенного пути. Хочу согласится с тем, что идет эпоха глобализации и так каковые границы исчезают, а это несет как плюсы, так и минусы. Действительно, сейчас все говорят о компетенциях, а не о знании, которое становится доступным, главное не что ты знаешь, а что можешь с этим сделать.

Руководитель проекта, Москва

Разворачивание мысли, описываемой в статье, может привести к разным заключениям и выводам, помимо в ней перечисленных.

Вполне можно предположить следующее: существующие системы образования, включая самые современные, не отстают, как принято утверждать, от глобальных изменений, а в принципе не могут поспевать за ними и, что, пожалуй, интереснее всего, и не должны.

Перейду к одному из возможных выводов: Формируется новая сфера, "рисуемая", выстраиваемая поверх существующих систем образования, обучения, воспитания, подготовки кадров и прочего, много чего ещё.

Недаром так бурно и спешно формируется, например, домашнее образование, ведь новая сфера, не имеющая пока названия, складывается и всяк стремится войти в неё, внеся то ценное, что считает таковым.

Торопитесь занять места, господа, согласно имеющимся у вас устремлениям и практике. Поезд набирает ход, всё более явно приобретая черты космического лайнера многократного пользования.

Нач. отдела, зам. руководителя, Нижний Новгород

Учитывая последние тенденции в законотворчестве наших избранников, наша страна взяла курс на занавес 2.0

В перспективе технологии и новации будут доступны ограниченному кругу лиц (скорее всего, данные лица будут в данном круге не благодаря качеству интеллекта, а принадлежности к той или иной группе влияния может быть, даже сословию).

А всем остальным владельцам паспортов будет предоставлена весьма обширная палитра развлекательного контента и (возможно) безусловный базовый доход.

Системный аналитик, Казахстан

Образование по запросу и как Сервис (Education As a Service - EaaS)...?

Генеральный директор, Кемерово

Такие же мысли излагались и лет десять назад. А ключевое всё-таки для человека - это научиться учиться и научиться брать ответственность за свою жизнь на себя, а не перекладывать её на начальника, соседей, маму, президента.

А остальное уже приложится.

Адм. директор, Санкт-Петербург

И какой из навыков будет стоить дороже всего?

Я предполагаю, что просто "навык", тем более всего один, не будет стоить НИЧЕГО!

Стоимость будет иметь, как и раньше, обладание "первым местом" в реализации этого навыка на практике, способность применять на практике полученные знания (знаю как и знаю - что будет в результате) и безусловно - широкий кругозор, с узкой специализацией в "своих" областях

Партнер, Красноярск

Лозунги, лозунги. Оно только на бумаге гладко. Согласиться можно разве что с упорным овладением знаниями, но это любой эпохе созвучно.А в остальном, как пойдёт. И это, "машина не может думать, машина должна ехать". Не надо очеловечивать компьютеры, они этого страсть как не любят )))

Руководитель проекта, Украина

Потребность в изменении подхода к выполнению умственной работы возникает с изменнием среды при условии, что социум неспособен своевременно адаптироваться к новым условиям существования. При этом, потребность эта в немалой своей доле мнимая. Потребность же в подстройке количественных метрик уже существующих подходов может быть значительно полезнее. Но дискуссии по поводу качественного изменения подходов, очевидно, резонанснее.

Пример замечательного господина Каку - хороший пример. 1) Мичио запомнил в свое время обширное количество физических фактов и закономерностей. На основании этого багажа он легко и непринужденно строит модели цепочек физических явлений в природе и социуме. Если бы вся эта "лишняя информация" не могла быть обработана по первому требованию со скоростью распространения сигналов в ЦНС, то выводов его анализа в этой статье мы бы никогда не увидели. Цена его продукта была бы непозволитльно высока. Нужно было бы сделать полномасштабное исследование: найти спонсоров, администраторов, проанализировать первоисточники, обсудить в научном сообществе и т.п. Другой футуролог из бывших физиков на момент подачи проектной заявки уже бы предоставил нам свою эпистолярную поделку. 2) Еще один аспект - "лишнесть" информации. Не буду объяснять, но ученому, физику следовало бы понимать ненаучность предсказаний о полезности той или иной информации (первое в списке!) в эпоху значительного изменения среды обитания человека. Хотя, желание Каку стать гуру футурологии, первой инстанцией на истину и диктатором будущей пользы, вполне понятно. Оно вполне могло бы победить желание остваться уважаемым ученым, давать обществу результаты, на которые можно положиться.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
В бизнес-школе АМИ прошел первый интенсив по стратегическому видению руководителя

Участники разбирались с интуитивным и аналитическим способами понимания будущего.

Проект аспирантки ВШБ НИУ ВШЭ представили на выставке «Россия»

Проект «Сибирские сказки» представляет на выставке Новосибирскую область.

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ презентовала программы развития руководителей

В Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ состоялась презентация нового семейства образовательных программ — Open Executive education.

В бизнес-школе АМИ завершилось обучение 13-й группы Executive MBA

В качестве дипломной работы каждый слушатель подготовил бизнес-проект для своей компании.

Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.