Как и чему учиться в эпоху роботов-учителей?

Сфера моих исследовательских и предпринимательских интересов – образование и карьерное консультирование. В 2011 году я запустил онлайн-проект Serendipity University, призванный помогать людям достигать своих научных и деловых целей на основе индивидуального обучения и наставничества. Я уверен: за дистанционными университетами подобного типа будущее. И это не только образовательный, но важнейший инвестиционный тренд. По прогнозам EdTechXGlobal и IBIS Capital, к 2020 году инвестиции в образование и обучение достигнут $252 млрд. А Томас Фрей, главный футуролог американского Института да Винчи, предсказывает, что к 2030 году в школах и вузах появятся роботы-учителя.

Многих такой прогноз, наверное, напугает. Но стоит ли бояться? Означает ли он, что роль учителя будет низведена до уровня программиста, настраивающего обучение? Думаю, что этого не произойдет. Но что изменится – так это парадигма образования, сама роль учителя. Сегодняшние преподаватели, как правило, передают информацию и обучают навыкам. Многие из этих функций, действительно, можно заложить в роботизированные программы e-learning. Но никакая умная машина не сможет стать для человека наставником, помогающим развивать личность и достигать своих целей. Наставничество – это главное предназначение учителя. И будет расти потребность в том, чтобы каждый человек в любом возрасте смог найти коуча или ментора, который окажет ему персональное внимание.

Все это касается и бизнес-образования. Ныне существующая система ориентирована на то, чтобы готовить специалистов и менеджеров под потребности корпораций. Новая система будет помогать людям строить свою индивидуальную судьбу, реализовывать свои личные проекты и помогать быть успешными в мире, где все основные рутинные процессы выполняют машины.

Serendipity University – шаг в построении такой системы обучения. Это не просто библиотека дистанционных курсов, которые можно купить и прослушать. Это платформа, предлагающая набор инструментов, которые необходимы для развития исследовательского или предпринимательского проекта в сфере STEM / NBIC. Кроме традиционного обучающего элемента, модель Serendipity University включает в себя сообщество, в котором можно тестировать свои идеи, находит спонсоров, инвесторов и менторов, готовых дать индивидуальные консультации.

Наш проект зародился в России. Но довольно быстро стало ясно, что в России нет инвесторов и критически важной массы пользователей, которые необходимы для его успешного развития. Поэтому в 2013 году я переехал в американскую Силиконовую долину. До последнего времени мы ориентировались на образовательный рынок русскоязычных стран. Но практика показала, что более интересные перспективы в странах, где в науке и бизнесе распространен английский язык: Индии, Китае, Израиле. Поэтому мы поставили цель вывести на рынки международного e-learning, staffing, learning financing and fundraising качественный англоязычный продукт.

Новая задача потребовала переосмыслить подходы к развитию образовательных проектов в EdTech. Какие профессиональные компетенции нужны сегодня молодым стартапам и зрелым корпорациям? Чему стоит учиться, чтобы стать успешными, предпринимателям, специалистам и менеджерам? Как масштабировать технологические проекты на международном уровне? Этими своими наблюдениями, накопленными в США, я хочу поделиться с читателями Executive.ru.

1. Предложений в сфере STEM / NBIC и других продуктов, ориентированных на развитие личности, в США в сотни раз больше, чем в России. Этот рынок стремительно растет. Есть много вещей, о которых в русскоязычных странах даже не слышали. Все образовательные продукты высокого качества, есть широкий выбор по цене и возможностям.

2. Есть огромный рынок предпринимательского образования всех форматов. Однако тренд последних десятилетий, связанный с технологическими стартапами, открыл огромный рынок в области программ Product Development and Management. В чем разница? Если коротко, то общее образование в области предпринимательства может помочь запустить какой-то бизнесок или прокачать существующий. Но если есть намерение использовать возможности технологий, чтобы масштабироваться, и тем более, если есть желание сразу выйти на международный рынок сразу, то Product Development must have. Меня очень порадовало, что те курсы, которые я разработал и преподавал, на 80% совпадают с подходом Product Development. Это позволило мне разрешить определенный когнитивный диссонанс, когда очень много людей приходят с некоей идеей, но при этом не знают, как превратить ее в рыночный продут. Появилась ясная перспектива – чем можно им помочь.

3. Малый бизнес в каком-то смысле умирает. Причина в том, что, если раньше в любом бизнесе было 10% маркетинга, 20% продаж, а остальное приходилось на операции, то сейчас маркетинг – 40%, продажи – 30%, саппорт – 20%, операции – 10%. И это не потому, что операций стало меньше, а потому, что доля маркетинга и продаж, доля постоянных коммуникаций резко выросла. Это изменение привело к резкому перераспределению компетенций. Раньше плотник – это было круто. Сейчас круто – собирать лиды и продавать их тысячам плотников. Хорошие агенты по недвижимости зарабатывают миллионы, но создатели успешных сайтов по недвижимости заработали миллиарды. Соответственно и образовательные программы должны эти изменения учитывать.

4. Инфобизнес – тупик. Если хотите двигаться в этом направлении, создавайте качественный образовательный бизнес.

5. Объем предложения настолько велик, кастомизация сегментов настолько мелкая, что просто сделать продукт и выйти на рынок – это уже давно не работает. Тоже самое в маркетинге. Что работает? Только data-driven подходы. Когда вы умеете быстро получать трафик из разных каналов и разных групп, тестировать массу гипотез, создавать много MVP (Minimum Viable Products) анализировать их и на основе полученных данных корректировать продукт. И так происходит не только в технологиях – а во всех индустриях, включая ритейл, общественное питание, развлечения, страхование. Поэтому маркетинг все меньше про коммуникации, и все больше про Big Data, Business Analysis, Machine Learning and AI. И не потому, что это такая забава гиков. А потому, что выхода нет, и выбора нет. Такой технологический подход позволяет создать новые модели масштабирования и дефрагментации рынка, новые модели прибыли. Старые почтенные семейные компании уходят с рынка. В этом контексте протест электората Дональда Трампа выглядит оправданным, но перспектив нет. В этом смысле руководства «Бизнес Молодости» о том, как собирать трафик в Instagram уже выглядят как архаичные.

6. Чудовищно возрастает скорость с которой еще вчерашние инновации становятся привычным элементом. Три года назад в американских магазинах не было ни одного дрона. Сейчас это огромная зрелая индустрия. Четыре-пять лет назад горстка людей двигалась в сторону AI, сейчас если в проекте нет AI / Big Data, инвесторы серьезно сомневаются в возможностях его масштабирования.

7. Бизнес-планы в чистом виде никого не интересует. Всех интересуют продукты. Поэтому связка должна быть такой: Product Development + Business Development.

8. Девяносто девять процентов идей, которые поступают на экспертизу в Serendipity University заведомо мертвые. Причина – критический дефицит эрудиции авторов в плане того, что происходит на рынке. Я даже не могу объяснить людям, почему у них мертвая идея: они просто не понимают всех терминов.

9. К вопросу о менторинге. Он все больше становится узко отраслевым, ориентированным на результат. Менторы широкого профиля из серии «Я – опытный предприниматель и успешно построю пару палаток» уходят в прошлое. Развивается следующая модель: один проект может иметь много менторов со своим узким фокусом.

10. Для России / СНГ это кажется диковинкой, но выйти на международный англоязычный рынок с технологичным продуктом более чем реально. Все, что нужно в начале –эксперимент, тестирование гипотез, провести которое может небольшая команда: Product Manager с хорошей эрудицией, Product Designer, Business Analyst с хорошим бэкграундом в маркетинге и один приличный разработчик, который способен быстро реализовать MVP. Либо эти роли должны быть реализованы в двух-трех людях.

Ну, и совершенно очевидно, что сейчас никто не тратит по полгода на то, чтобы «выпиливать» продукт. Главное – быстро представит концепт и получить фидбек. То есть собрать коммьюнити вокруг концепции и определить направление развития проекта. Поэтому, гибкий подход к разработке рулит не как религия, а просто как способ сокращения итераций. Как вы это называете, какие методы и инструменты используете, мало кого интересует. Смысл в том, что цикл разработки стремительно сокращается. Поэтому компании часто покупают команды разработчиков не из-за технологии, которой они обладают, а потому что команды умеют работать в десять-двадцать раз быстрее.

11. Чтобы оставаться конкурентными или иметь возможность что-то создавать, владения общими основами предпринимательства уже явно недостаточно. С моей точки зрения сильный плюс – знания в области Product Development, Data Analysis, Digital Marketing, Operation and Support, Software Development. Не говоря уже об отраслевой специфике. Обычно карьера менеджера в технологической компании начинается с исполнительского уровня, и постепенно выходит на уровень Product Development, потому, что именно этот человек принимает решение, в каком направлении двигаться.

12. Может показаться, что все профессии под напором роботов умерли? Нет. Все профессии и функции остались, но стремительно меняется их содержание, а следовательно – и необходимые навыки. Пример. Недавно я общался в Америке с инженером-электронщиком. Я когда-то после Бауманского института занимался Digital Design. Я поинтересовался, что изменилось в подходах. Оказалось, что уже давно электронные схемы в привычном понимании никто не проектирует, а все пишут код, который конфигурирует микросхему под нужные функции. Это то, что называют прошивкой. То, что я делал 25 лет назад в своей голове, компонуя разные регистры, компараторы и триггеры, сейчас моделируется совершенно иначе.

Да, автоматизация, роботизация выдавливают людей, конкуренция становится все выше. Поляна развития и роста для тех, кто не осваивает новые знания и навыки стремительно сужается. По, как обычно, есть два рынка – для людей с низкой квалификаций и для людей с очень высокой квалификацией. Определите где вы хотите быть.

13. Ключевой навык – управление собственной карьерой. Ваша жизнь никому не нужна, кроме вас. Когда вам говорят, что все будет хорошо, – это вранье. Само собой хорошо не сделается.

14. Проблема мотивации не актуальна. Если ты не можешь мотивировать себя сам, ты никому не нужен. Никто не будет тобой заниматься. Я потратил безумное количество времени, пиная людей и пытаясь им помочь. И жалею об этом: в 99% это не дало никакого эффекта. Доступный менторинг возможен и нужен, но только для тех, кто жестко доказал, что этого достоин. Единственный критерий – способность не бросать начатое и проявлять активность. Всех интересует способность учиться, не бросать и адаптироваться. Если человек сходит с дистанции, он осужден – и никаких оправданий.

15. Возможностей и перспектив становится все больше для тех, кто готов трудится. А для всех ленивых и боязливых возможности стремительно сокращаются. Считаете себя слишком старыми? Полагаете, что так вы сможете оправдать ту задницу, в которой окажетесь? Это никого не волнует, никаких скидок вы не получите.

Кстати, я сам почувствовал острый дефицит компетенций. Поэтому снова в школу – изучать новое! Чему я очень рад.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Сергей Большаков
Руководитель, Москва

Интересная и полезная статья.

Знаю Алексея как очень квалифицированного специалиста и зрелого человека с широким бэкграундом.

Абсолютно уверен, что к его мнению необходимо прислушиваться.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Эксперт Высшей школы бизнеса ВШЭ выступил на форуме РАСО

Форум Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) «Репутация 2024» в этом году был посвящен вкладу коммуникаций в фундаментальную устойчивость бизнеса.

Бизнес-школа АМИ провела встречу для «Атмосферы»

Первая встреча потенциальных резидентов нового бизнес-клуба прошла с кейсами и нетворкингом.

В Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ прошла Весенняя Неделя карьеры

Ключевым мероприятием стала стендовая сессия компаний работодателей – в ней приняли участие 22 компании, входящие в рейтинги Эксперт 400 и Global 500.

Высшая школа бизнеса ВШЭ провела первый выездной модуль МВА в Китае

Партнером ВШБ стала бизнес-школа CEIBS (China European International Business School).

Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.