Кто отберет у вас работу в 2017 году

Факторы, влияющие на рынок труда России, можно условно разделить на три группы. Первая — макроэкономика. Сюда мы отнесем бюджет-2017, в котором госрасходы на поддержку сельского хозяйства сокращены более чем на 10 млрд рублей. А это означает, что реализация многих проектов в АПК может замедлиться, и вслед за этим понизится спрос на специалистов агропрома, бум вокруг которых стал одной из сенсаций последнего времени. Не стимулирует бюджет 2017 года и в целом экономический рост. «Сценарии будущего года? Первый – повторение 2016 года. Жизнь около нуля, когда мимо окон пробегают озябшие существа, которые еще способны торопиться (вероятность – 45%)», – считает один из ведущих экономистов России, заведующий отделом Института мировой экономики и международных отношений РАН Яков Миркин. А раз нет заметного роста в экономике – нет заметного спроса на менеджеров и специалистов.

Вторая группа – микроэкономика. По данным рекрутинговой компании Antal Russia, сокращение штатов планируют сегодня только 7% российских работодателей. Это меньше, чем раньше. Но компании будут продолжать оптимизировать свою кадровую структуру. Нет никакой гарантии, что вас не заменят на более эффективного сотрудника, даже если вы формально выполняете KPI. Требования к компетенциям работников на рынке труда растут.

Наконец, третья группа факторов – технологические тренды. Создатели «Атласа будущих профессий» называют 26 рабочих и 31 интеллектуальную профессию, которые устареют к 2030 году под влиянием технологического прогресса. До 2030 года еще далеко, но некоторые факторы, ведущие к падению спроса и зарплат в ряде сфер, могут проявить себя гораздо раньше. Ради сокращения издержек компании будут активнее автоматизировать работу и внедрять новые технологии.

По оценке экспертов российского рынка труда, ближе всего к зоне риска в 2017 году окажутся работники так называемых поддерживающих подразделений. Это те, кто не приносит бизнесу деньги, а обслуживает его: сотрудники бухгалтерии, секретари, офис-менеджеры, юристы, кадровики и охранники.

Что станет главной угрозой спокойной привычной работе в сложившейся ситуации?

Угроза №1: собственники, возвращающиеся к управлению

Управленцы попали под массовые сокращения в 2014-2015 годах. По оценкам хедхантеров, конкуренция среди них составляет 20-30 релевантных кандидатов на вакансию. Менеджеров активно сокращали по двум причинам. В первую очередь не повезло представителям отраслей, ориентированных на поиздержавшийся средний класс: автомобильного и ресторанного бизнеса, мебельных и косметических салонов, частных медцентров. В небольших компаниях ситуация усугубилась тем, что в условиях кризиса к оперативному управлению решили вернуться собственники бизнеса. Этот тренд наверняка будет длиться весь 2017 год.

«В крупной косметической компании, которая мне известна, генеральный директор дополнительно выполняет функции директора по продажам, хотя до кризиса это была отдельная позиция, – приводит пример Руслан Карпов, ведущий специалист кадрового агентства «Юнити». – Также поступил собственник довольно крупной компании, производящей мясную продукцию: отказался от услуг высокооплачиваемого коммерческого директора и взял эту функцию на себя».

Угроза №2: аутсорсинговые компании

В первую очередь, как показывает практика, компании передают на аутсорсинг функции бухгалтерии, IT-отдела и HR-службы. Такие сотрудники, как бухгалтер по расчету заработной платы, сотрудник IT-helpdesk или внутренний рекрутер, могут остаться без работы, если руководство решит, что экономически целесообразнее соответствующую функцию вывести за пределы компании.

«Штатные рекрутеры, например, получают зарплату независимо от того, есть ли у них вакансии в работе или нет, — говорит партнер рекрутинговой компании Antal Russia Константин Бряузов, — Поэтому услуга RPO (Recruitment Process Outsourcing) позволит минимизировать затраты на рекрутмент».

В некоторых случаях аутсорсинг приведет к перераспределению занятости между Москвой и регионами. Например, очень мрачные перспективы у сотрудников московских колл-центров. Вице-президент ВТБ Ирина Драпуля прогнозирует, что в 2017 году банки и другие крупные пользователи такого рода услуг продолжат выводить свои колл-центры из столицы в другие города. Причины понятны: в провинции аренда, электроэнергия и рабочая сила дешевле. Таким образом, некоторые жители Москвы и Подмосковья потеряют работу, и в то же время новые рабочие места будут созданы в региональных центрах.

Угроза №3: роботы

На уровне бэк-офиса, специалистам которого стоит опасаться сокращений сильнее всего, в первую очередь автоматизируется документооборот. Практически все документы хранятся сегодня в электронном виде, все данные собираются и анализируются в CRM-системах. И вслед за бумагами «идут под нож» делопроизводители.

На производстве людей медленно, но верно вытесняют автоматизированные линии. «Крупнейшие пищевые предприятия производят больше ста тонн готовой продукции в сутки при полной автоматизации, – рассказывает Руслан Карпов. – Из примеров: на московской кондитерской фабрике после установки автоматизированной линии количество работников, которые были заняты в четырех цехах, сократилось с 80 до 20 человек». Примечательно также то, что с переходом на новые технологии сократился не только производственный штат этого предприятия, но и его документооборот. А, значит, снизилась и потребность в людях, ведущих документацию.

Кого станет меньше в офисах в 2017 году?

Специализация

Причина

Делопроизводители

Переход компаний на электронный документооборот

IT-специалисты, занятые поддержкой пользователей

Эту функцию можно отдать на аутсорсинг

Рекрутеры, HR-менеджеры

Эту функцию можно отдать на аутсорсинг

Бухгалтеры

Эту функцию можно отдать на аутсорсинг

Административный персонал, сотрудники бэк-офиса

Бизнес освобождается от непроизводительных затрат

Работники столичных колл-центров

Ради удешевления услугу будут выводить в регионы

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Комментарии
Рук. департамента аудита, Москва

Всё можно отдать на аутсорсинг, в аутсорсинге тоже кто-то работает

IT-менеджер, Москва

уже ни раз читала что многие профессии заменят роботы.. ну вот я лично все равно не верю, что некоторые специальности исчезнут. Я сама делопроизводитель, работы уйма, да и документов в бумажном виде тоже миллион. Так что я не беспокоюсь. Мне важнее не забывать повышать проф навыки. Кстати вот недавно прошла Повышение квалификации по делопроизводству 

Нач. отдела, зам. руководителя, Литва
Ангелина Круглова пишет:
ну вот я лично все равно не верю, что некоторые специальности исчезнут. Я сама делопроизводитель, работы уйма, да и документов в бумажном виде тоже миллион.

Думаю что могут отнять специализированные фирмы и тогда оптимизировать процесс так как будут искать как уменьшить себестоимость услуги. Но пока это сфера деятельности бывает не очень интересна для бизнесменов. 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.