Как стать коучем

Коучингодна из самых мифологизированных сфер консалтинга. Поисковая строка Google выдает по соответствующему запросу одну за другой три подсказки: «это секта», «это развод» (вероятно, на деньги), «это методы». Британка Джули Стар как никто другой умеет отделить одно от другого. Проработав в области персонального коучинга почти двадцать лет, она приобрела высочайший профессиональный авторитет и написала три книги, посвященных своей непростой профессии.

Executive.ru: Расскажите о своем пути в коучинг. Откуда вы пришли в эту сферу?

Джули Стар: Прежде чем стать коучем, я руководила проектами по внедрению изменений в компаниях. При этом меня всегда больше интересовали не бизнес-процессы, а то, как люди справляются с изменениями на индивидуальном уровне. Мне доставляло огромное удовольствие, когда люди начинали расти в личном и профессиональном плане, открывая для себя новый взгляд на мир и принципы поведения. Сейчас я понимаю: помогая клиентам увидеть новые возможности, я занималась коучингом уже тогда, хотя и неосознанно. В итоге я решила, что больше не хочу заниматься проект-менеджментом, а хочу помогать менеджерам и лидерам компаний учиться, расти и реализовывать свой потенциал.

Executive.ru: Что вам понадобилось изменить в себе, став коучем?

Д.С.: Пришлось больше внимания уделить собственному обучению и росту. Для любого успешного коуча путь личного развития – бесконечный путь. Чтобы стать блестящим коучем, нужно постоянно совершенствовать мышление и, конечно же, поведение во время сессии. Развивая свои способности, коуч опирается, прежде всего, на эмоциональный интеллект, а также на принципы работы и навыки, полученные во время специального обучения. Конечно, мне пришлось отвыкать давать простые быстро выполнимые советы, ведь на самом деле почти все советы бесполезны. Мне пришлось научиться внимательно слушать, задавать открытые вопросы, выстраивать взаимопонимание. Кроме того, я овладела инструментами и методами, которые работают в конкретных ситуациях (но не во всех).

Чтобы сессия оказала на человека действительно сильное воздействие, коуч должен подвести своего клиента к моментам внутреннего озарения и понимания. А если коуч захламляет общение излишней информацией и советами или просто слишком много разговаривает, эти моменты озарения никогда не произойдут.


Главное качество коуча – не делать того, что делать нельзя. Например, не высказывать свое мнение по каждому возможному поводу, не предлагать свои советы клиенту, не изучив предварительно, чем этот человек и его ситуация отличается от всех остальных. Профессиональный коуч придерживается двух принципов: больше слушать и больше спрашивать, давая клиенту возможность брать паузы и обдумать свою проблему. Для этого нужны определенные правила поведения и навыки, выработанные годами. У меня наберется немало часов опыта, однако каждый раз мне приходится прилагать усилия, чтобы не отвлекаться ни на секунду. Да, я умею слушать намного лучше, чем большинство людей. Но чтобы научиться этому, мне пришлось осознанно стремиться к этому и проявлять максимум внимания.

Executive.ru: С какими трудностями чаще всего сталкиваются люди, выбирающие путь коуча? К чему надо быть готовым?

Д.С.: В коучинге довольно сильная конкуренция. Поэтому чтобы стать успешным, вам придется достичь высокого профессионального уровня и создать свой особый метод работы с клиентами, который отличает вас от остальных коучей. Лучший способ добиться этого – высокие личностные стандарты, которых вы постоянно придерживаетесь. Многих клиентов я до сих пор нахожу по рекомендациям людей, с которыми я работала в разные годы. Но чтобы создать репутацию, нужно немало времени и усилий.

Из этого вытекает еще одна задачи: коуч должен постоянно учиться, развиваться в личностном и профессиональном плане. Когда появляется солидное портфолио, возникает соблазн поддаться лени и самодовольству. Но чтобы сохранить свежий взгляд на проблемы людей, энергию и, конечно, эффективность, успокаиваться нельзя.

Executive.ru: Какими личным качествами должен обладать коуч? Какие черты характера, напротив, не позволят реализоваться в этой профессии?

Д.С.: Очень важно иметь высокий уровень эмоционального интеллекта. И если у коуча непомерное эго, если для него главное хорошо выглядеть и красиво говорить, если он зациклен на себе во время общения, то он не сможет внимательно слушать и выбирать для разговора по-настоящему актуальные темы. Когда у коуча отсутствует самосознание и умение контролировать себя, это негативно отражается на общении с клиентом. Подробнее об этом я рассказываю в своей книге «The Coaching Manual».

Executive.ru: Должен ли коуч иметь диплом психолога?

Д.С.: Это совершенно необязательно, как и вообще высшее образование. Некоторым коучам диплом только мешает: ограничивает, связывает по рукам и ногам, потому что они стараются применить на практике то, чему их учили, и забывают, что каждый случай – уникален. А некоторым обучение идет на пользу, дает уверенность.

Конечно, очень полезно пройти специальный хороший тренинг. Он сэкономит вам кучу времени. Но не забывайте: только коучинг можно назвать коучингом. Читать о коучинге, говорить о нем и думать о нем – все это прекрасно. Но я научилась коучингу только благодаря работе с реальными людьми, в ходе которой я допускала ошибки, исправляла их и начинала все заново. Если в двух словах, я рекомендую каждому найти свой путь обучения и постараться максимально расширить свой кругозор, чтобы избежать жесткого, теоретического подхода.

Executive.ru: Чем коуч отличается от психотерапевта или преподавателя, который проводит тренинг личностного роста?

Д.С.: Коуч помогает клиенту осознать свои цели и, возможно, даже смысл жизни. Довольно часто клиент сам не знает, чего хочет, или меняет свои желания. И это нормально. Коуч должен проявить гибкость и терпение по отношению к стремлению человека сформулировать свои истинные потребности. Многие неопытные коучи торопятся найти моментальное решение проблемы, щелкнув пальцами, как волшебник. На самом деле эффективный коучинг – это длительный процесс, который приносит плоды лишь со временем. Часто озарение, новые идеи и преобразования возникают между сессиями, а не во время встреч с коучем. Такое общение – своего рода катализатор процессов, которые идут внутри человека. Вопросы, которые ставит коуч, его размышления, наблюдения и выводы нарушают привычные шаблоны мышления и поведения клиента и тем самым создают для него возможность по-новому взглянуть на себя и возможность для нового выбора.

Другая задача – помочь человеку понять себя, чтобы соотнести свою работу и обстоятельства с собственной личностью. Если у нас есть самосознание, то есть и выбор. Когда клиент делает выбор, опираясь на самосознание, это оказывает на него колоссальное воздействие. Он способен буквально преобразовать свои жизненные обстоятельства. Это одна из потрясающих особенностей моей работы: невозможно предугадать, какое озарение ждет клиентов. Но как только клиент начнет корректировать свою жизнь, руководствуясь этими озарениями, результаты не заставят себя ждать.

Executive.ru: На какие результаты должен ориентироваться коуч? Как их оценить, если изменения в людях, которых он консультирует, происходят не сразу или вообще не происходят?

Д.С.: Многое зависит от типа коучинга. Но я не рекомендую нацеливаться на конкретный результат, так как лишает коуча объективности и гибкости, ограничивает набор его инструментов. Я, конечно, оцениваю результаты своих клиентов, и иногда им удается сформулировать вполне осязаемые результаты, например: «Я стал партнером в своей юридической фирме» или «Я утроил оборот своей компании». Однако те результаты, которые нельзя потрогать и подсчитать, обычно оказываются намного фундаментальнее. Например: «Я стал намного увереннее и решительнее в общении с подчиненными» или «Работа и жизнь радуют меня намного больше, чем раньше».

Executive.ru: Как стоить профессиональную карьеру? Какой вариант, на ваш взгляд, будет наиболее плодотворным на старте?

Д.С.: Я рекомендую в течение короткого первоначального периода, но не дольше одного года, практиковать коучинг бесплатно. И при этом я не рекомендую становиться бесплатным коучем для друзей и близких коллег. Постарайтесь найти способ практиковать формальный и неформальный коучинг и никогда не забывайте, что хороших клиентов найти гораздо легче, чем вы думаете. Просто нужно их поискать.

Кстати, вы всегда можете практиковать принципы коучинга (умение слушать, задавать вопросы, делать резюме и т.д.) не только во время официальной сессии. О том, как практиковаться в повседневном общении, можно прочитать в моей книге «Полное руководство по методам, принципам и навыкам персонального коучинга». Наберитесь смелости и предложите людям свои услуги. Ведь все мы когда-то начинали без опыта и без связей.

Executive.ru: Каким уровнем мастерства и известности необходимо обладать, чтобы коучинг стал основной профессией?

Д.С.: Все зависит от ваших личных потребностей в доходе и занятости. Признаюсь, мне понадобилось минимум три года, чтобы добиться стабильного дохода от коучинга, и еще пять лет, чтобы спокойно отказаться от других источников дохода.

Executive.ru: Целесообразно ли совмещать коучинг с другой деятельностью? Дает ли это какие-то преимущества?

Д.С.: Хотя личностный коучинг – моя основная профессия, у меня есть и другие занятия: я выступаю на конференциях, пишу книги, руковожу командой людей, которые обучают лидеров коучингу как одному из важнейших навыков лидера. Такое разнообразие обеспечивает свежий взгляд. А также это прекрасный способ продвигать свой бизнес – я нахожу клиентов во всех сферах деятельности.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Владимир Токарев, Ярослав Дворак
Владимир Токарев +15105 Владимир Токарев Генеральный директор, Нижний Новгород

Цитата - Чтобы сессия оказала на человека действительно сильное воздействие, коуч должен подвести своего клиента к моментам внутреннего озарения и понимания.

А что если просто клиента обучить использовать АРИЗ? А еще лучше, если клиент сам будет его осваивать - озарение гарантировано, ну и денежки экономятся.

Нач. отдела, зам. руководителя, Литва

это цитата напоминает хороший секс:)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.