Синдром самозванца: как перестать стесняться успеха

Синдром самозванца: как перестать стесняться успеха

Представьте ситуацию. Вы успешно провели довольно сложный проект и принесли своей компании неплохую прибыль. Ваш начальник решает, что вы достойны большего, и повышает вас в должности с существенной прибавкой к зарплате. Вас поздравляют и хвалят — но на душе почему нерадостно. Вам кажется, что этот успех — лишь удачное стечение обстоятельств, и на вашем месте должен быть более достойный коллега. Тревога не дает вам спать по ночам; вы получаете первую повышенную зарплату и стыдитесь ее.

Некоторых метания доводят до увольнения. Так проявляется синдром самозванца. Это не болезнь, не психическое расстройство и даже не черта характера. Синдром самозванца — это психологическое явление, которое выражается в обесценивании своих достижений и постоянный страх разоблачения.

Чем заканчивается самобичевание

Вот как думают о себе «самозванцы»:

  • Меня взяли на эту должность случайно и скоро уволят.
  • Когда я добиваюсь успеха, у меня появляется ощущение, что я всех обманул.
  • Я успешен, потому что так сложились обстоятельства.
  • Мой интеллект, способности и навыки слабее, чем кажется окружающим.
  • Скоро все узнают, какой я на самом деле лузер.
  • Мелкие недочеты в моей работе надолго выбивают меня из колеи.
  • Я чувствую глубокую подавленность, когда меня критикуют, потому что на самом деле они правы: я профнепригоден.

Узнали в этих фразах собственные мысли? Не спешите приравнивать себя к неудачникам. «Самозванцы» чаще всего успешны и по-настоящему талантливы. Просто они не могут этого принять. Причин может быть много: начиная с эмоционального выгорания и обычной усталости, заканчивая тяжелым стрессом и даже депрессией. Исследователи выяснили, что около 70% людей хотя бы однажды испытывали синдром самозванца на каком-либо этапе карьеры. Считается, что в группу наибольшего риска входят женщины, творческие личности и неуверенные в себе люди. Но никто не застрахован на все сто. Трудишься, руководишь, показываешь хорошие результаты, а потом раз! и «самозванец».

Безобидный, на первый взгляд, синдром вреден не только для «заболевшего» сотрудника, но и для рабочего процесса в целом. Во-первых, от «самозванца» сложно ожидать инициатив и самостоятельных решений: он предпочитает не высовываться и избегать ответственности. Во-вторых, он неосознанно (или даже сознательно) начинает саботировать свою работу, то и дело ожидая увольнения. В-третьих, ежедневно блуждая по офису с грустными глазами и затравленным видом, он способен вогнать в тоску даже самых оптимистичных коллег. В итоге «самозванец» приходит к начальству с повинной и заявлением об увольнении, либо босс сам теряет терпение и увольняет некогда лучшего сотрудника, превратившегося в нюню и разгильдяя.

Как вернуть уверенность в себе

Если вы обнаружили, что стали жертвой синдрома самозванца, не впадайте в панику. Разумеется, лучшим выбором станет помощь квалифицированного психолога, который выяснит причины неприятного явления и подскажет, как лучше всего действовать в сложившейся ситуации. Но бывает, что на специалиста не хватает ни времени, ни денег. Не отчаивайтесь: справиться с синдромом самозванца вы можете и самостоятельно. Вот несколько советов, которые помогут вам это сделать.

  1. Примите свой страх. Постоянный страх увольнения и разоблачения парализует, он мешает человеку проявлять себя и показывать свои настоящие достоинства. Разумеется, от него следует избавиться как можно скорее. Никто не любит трусов, поэтому самая частая реакция на страх — спрятать его внутри себя. Но это не выход: если попробовать от него сбежать, тревога будет расти и преследовать по пятам. Однако если пойти навстречу своему страху, принять его и сказать самому себе: «Да, я постоянно нервничаю и переживаю, но в этом нет ничего стыдного», — он растворится без следа. Когда вы бесстрашны, вы непобедимы — особенно если речь идет о карьере.
  2. Осознайте свою ценность. Вы отмахиваетесь от комплиментов и в ответ начинаете указывать на свои недостатки? Это выглядит по меньшей мере глупо и некрасиво. В следующий раз попробуйте мило улыбнуться и поблагодарить за приятные слова — и ощутите, как ваша самооценка ползет вверх. Поймите, что вы действительно нужны компании: никто не стал бы нанимать и держать никчемного работника. Развесьте в своем кабинете награды, дипломы и сертификаты, почувствуйте ответственность за команду и ведите себя как лидер. Даже если ваши опасения оправдаются, и вас, правда, хотят уволить — сделаете напоследок хоть что-то полезное и уйдете с гордо поднятой головой. Совет для экстремалов: если вам кажется, что вы плохо работаете, попробуйте пару дней ничего не делать. Рабочий процесс встал? Начальник недоволен? Коллеги в недоумении? Поздравляю, без вас никуда, раньше вы отлично справлялись.
  3. Совершите ошибку. Если вы заядлый перфекционист, и больше всего вас тревожит страх неудачи — сделайте ошибку! Провалите выступление, сотрите часть презентации, сорвите дедлайны, упустите клиента. Вы живой человек или бездушный робот, в конце концов? Вот увидите, провалы не так страшны, как вам снятся в кошмарах. Над вами посмеются, сделают выговор, лишат премии — но не уволят. И даже если вы накосячите настолько, что потеряете работу — вы узнаете, что жизнь за пределами офиса не кончается. Это отличная встряска, повод измениться к лучшему и стать сильнее.
  4. Поделитесь тревогой. Хватит переживать о том, что о вас думают коллеги. Спросите у них напрямую! Уверен, что никто из них не считает вас никчемным болваном, каким вы себя возомнили. А еще поделитесь своими страхами и увидите, что вы не одиноки. Может быть, кто-то страдает синдромом самозванца прямо сейчас, а кто-то уже избавился от него и даст вам дельные советы. Попросите помощи в той области, где чувствуете себя неуверенно. Объясните начальнику, что вам нужна поддержка. Вас поймут — и станет намного легче.
  5. Записывайте достижения. Прекратите бесконечный анализ собственных провалов и перейдите к протоколированию побед. Проверено, письменная терапия поднимает самооценку и уверенность в себе. Запишите все свои достижения за прошлый месяц, пересчитайте и сравните их с успехами за первый месяц работы. Улучшили результат? Значит все идет как надо. Начинайте прямо сейчас: «Сегодня я помог своей компании, потому что...» И больше самоиронии: даже любой провал можно обыграть как успешный опыт.
Executive.ru открыл канал в мессенджере Telegram. Хотите быть в курсе самых главных событий российского менеджмента? Присоединяйтесь!
Комментарии
CIO, Москва

Ни один из этих признаков мне не подошёл, но это не значит, что мне не знакомо это чувство. Правда, оно было у меня на одном из предприятий, куда я устроился. Думаю, что это зависит от культивируемой атмосферы, часто это выгодно ( в его представлении) руководству. Надо честно говорить с людьми и не бояться их мнения.

Финансовый директор, Москва

Ваш начальник решает, что вы достойны большего, и повышает вас в должности с существенной прибавкой к зарплате. СМЕШНО...

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Новости
Опубликован календарь мероприятий на лето 2017 года от компании «Целевое Управление»

Повысьте конкурентоспособность, управляемость и эффективность ваших сотрудников.
Не расслабляйтесь летом и не дайте расслабиться вашим сотрудникам:)

Проект агенства Pro-Vision получил сразу две международные награды

Проект российского агентства Pro-Vision Communications «Pro-Vision Dream Team: 18+. Можно все» завоевал первое место на международной премии In2 SABRE Awards 2017 в регионе EMEA.

Учебный центр «ФинКонт» приглашает на курсы и семинары в Сочи 2017

Программы обучения пройдут в июне 2017 года.

ЦНТИ Прогресс опубликовал расписание семинаров по стратегическим и корпоративным коммуникациям

Занятия пройдут в учебном центре ЦНТИ Прогресс на Васильевском острове в центре Петербурга. Планируйте свое обучение заранее!