Как не испортить репутацию профессионала в социальных сетях

С помощью интернета можно легко и быстро сообщать различную информацию о себе окружающему миру. А социальные сети – это инструменты для максимально широкого распространения такой информации. Многие люди активно применяют возможности социальных сетей, рассчитывая на безусловный положительный эффект. Но получают ли они его на самом деле?

Осознанно или по наитию, благодаря сетям люди строят свой личный бренд, поскольку оценка содержания постов формирует мнение о них, их репутацию, имидж. Естественно, сформированное мнение переносится на восприятие профессионального уровня автора поста, ведь взрослый человек, в первую очередь, оценивается с профессиональной точки зрения. Среди моих «френдов» в социальных сетях много коллег, которые работают в сфере консалтинга, бизнес-образования, коммуникаций. Благодаря их активности постоянно появляется возможность проводить анализ информации, которую они предъявляют миру о себе, в наличии есть богатый эмпирический материал для исследований.

Казалось бы, кто как ни консультанты, тренеры, коучи, специалисты в сфере рекламы и PR, должны понимать – какую информацию о себе нужно размещать в социальных сетях, а какая вовсе не нужна для всеобщего обозрения? Что же приходится наблюдать на практике? Приведу некоторые примеры.

1. Несколько коллег очень любят вести регулярные фотоотчеты в сети Facebook о своем отдыхе. Сегодня они размещают фотографию, где сидят с друзьями за праздничным столом у реки, завтра они красуются возле входа в ресторан, а послезавтра позируют на новом для себя курорте. Одна моя знакомая выкладывает такое большое количество фотографий с курортов, что с их помощью можно было бы быстро сверстать журнал типа «Клуб путешественников». А когда она находит время на работу, и работает ли она вообще? Появляются сомнения и всякие мысли. Такой вид позиционирования в сетях я условно назову «Любитель отдыха».

2. Некоторые коллеги выбирают другое позиционирование, которое можно назвать «Любитель бытовых подробностей». Они любят сообщать всему миру о сделанном недавно ремонте квартиры, приготовленном супе или котлетах, отремонтированном автомобиле и прочих новостях собственного быта, при этом проявляя недюжинную пунктуальность, достойную лучшего применения.

3. Еще одна распространенная группа – «Любитель животных». Фокусирование на своих котиках, собачках, хомячках и прочей живности стало уже нарицательным и немало веселит друзей в социальных сетях, хотя иной раз столь навязчиво, что становится уже и не смеха. Ну, почему все должны узнавать о том, что сегодня кто-то повязал любимому коту новый бант?

4. Следующая группа называется «Любитель потребления», к ней принадлежат те, кто старательно сообщает о приобретенных костюмах или драгоценностях, кроватях в отелях или съеденном на ужин большом куске мяса. Потребление как жизненный приоритет они предъявляют в качестве своей визитной карточки, как бы желая поделиться собственным удовольствием от него.

5. А вот еще одна интересная группа под названием «Я у себя любимый (любимая)», где мы можем наблюдать фотографию молодого бизнес-консультанта в явно нетрезвом виде (от которой он сам в огромном восторге). Или девушки-коуча в столь откровенном купальнике, что возникает мысль «не может быть, чтобы она сама выложила эту фотку, видно, ее кто-то специально подставил».

6. Значительное распространение получила группа «Любитель политики», представители которой уделяют гораздо большее внимание обсуждению своих политических пристрастий, нежели профессиональным темам, нередко демонстрируя при этом поверхностное представление о теме или явную необъективность. Люди ввязываются в лихие дискуссии о политических взглядах, спорят, тратя на сие бессмысленное занятие уйму времени и представляя себя окружающим в довольно странном виде. Ведь так и хочется спросить у человека: «Так кто же вы на самом деле, специалист по бизнес-процессам или политолог?».

Перечисление вариантов можно продолжить, чего только не встретишь, прокручивая ленту Facebook или другой соцсети. Отдельная тема – содержание постов. На каждом шагу различные грамматические или лексические ошибки, использование ненормативной лексики, демонстрация незнания предмета обсуждения, крайне спорные утверждения, ссылки на непроверенные источники, туманно сформулированные мысли и многое другое.

Оценивая подобные фотографии и записи, возникает впечатление, что люди не могут ничего сообщить миру о себе, кроме как поделиться информацией о том, что не имеет отношения к их профессиональной деятельности. Где же их профессиональная информация, подтверждение своих знаний, достижений, планов на будущее? Поскольку ничего этого не удается увидеть, то возникает впечатление, что поделиться-то коллегам просто нечем, хотя в реальности я знаю, это не так. Многие из них имеют за плечами достойные проекты, вполне профессионально адекватны. Но, почему в соцсетях они ведут себя таким непонятным образом?

Наверное, дело в том, что они воспринимают многие сети как специальное пространство для коммуникаций, связанных с личной жизнью. Но, например, Facebook не является такой сетью, в ней немало профессиональных групп, «френдов», которые в большей степени коллеги, потенциальные клиенты и бизнес-партнеры, чем друзья в личной жизни. А, LinkedIn и вовсе позиционируется как деловая сеть. И вот что интересно. Можно понять, когда правила самопрезентации неведомы специалистам по финансам или логистике, они имеют дело с цифрами, у них своя логика. Но, когда столь серьезные ошибки делают рекламисты, маркетологи, специалисты по PR, имиджмейкеры, то ведь тем самым они развенчивают миф о своей профпригодности. Вот в чем дело. Получается, что мы имеем дело с известной ситуацией «сапожник без сапог». Но поверят ли окружающие в то, что этот человек является «сапожником», заслуживающим доверия?

Все вышеприведенное я предложил обсудить в группе специалистов в сфере PR, и нужно сказать, что немногие согласились с необходимостью сделать анализ своей активности в социальных сетях, найти ошибки и по возможности начать их исправлять, хотя бы не повторяя серьезные огрехи в дальнейшем. Для большинства участников встречи проблема показалась не столь существенной. Подумаешь, что обо мне кто-то подумает? Есть вещи и поважнее!

Но, в том-то и дело, что личный бренд сегодня – непременный атрибут человека, занятого в бизнесе, а уж тем более в коммуникациях с общественностью. Персональный бренд состоит из целого ряда элементов, каждый из которых должен быть проработан и реализован серьезно и тщательно. Мелочей в этом вопросе нет, а уж презентация себя в социальных сетях не может восприниматься как нечто незначительное. Это – важнейший вопрос, подчас определяющий перспективы профессиональной карьеры человека. Приведу пример.

Молодой человек пришел устраиваться на работу в ведущую консалтинговую компанию, которую обслуживает на аутсорсинге матерый HR-менеджер. Он решил узнать, какая же информация о кандидате присутствует в интернете, посмотрел и социальные сети. То, что было обнаружено в них, совершенно не соответствовало красивой картинке, которая была представлена в CV. В резюме кандидат писал о себе как об опытном специалисте, трудолюбивом, дисциплинированном и ответственном. Что еще нужно работодателю? А вот в соцсетях присутствовали многочисленные фотографии с бутылкой пива в руках, дискотеки, бары и прочие места увеселений. Характерно, что увеселительная сторона жизни молодого человека выглядела очень даже колоритно, а вот информации о профессиональной деятельности найти не удалось. HR-менеджер без сомнений сделал вывод, что уважаемой компании-бренду не по пути с человеком, который не хочет задумываться о своем личном бренде. Они просто несовместимы.

Подводя итог, хочу посоветовать коллегам немедленно провести аудит своего присутствия в социальных сетях, исправить ошибки и выработать стратегию дальнейшей активности, формирования и продвижения личного бренда, столь важного в наше время.

Впервые эта статья была опубликована на Executive.ru 15 июля 2015 года.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Отличная статья! Действительно, для создания бизнес-ориентированной репутации необходимо фильтровать контент, выкладываемый в соц.сети или сделать закрытый профиль - только для близких.

Нач. отдела, зам. руководителя, Нижний Новгород
может я чего в современной жизни не понимаю, но мне кажется, что по достижении определенного возраста и статуса в принципе не комильфо иметь эккаунты в соц. сетях без какой-то специализированной узкой направленности. я считаю, сетям не надо знать НИКАКИХ личных подробностей. если должность и профессия публичны и обязывают иметь блог в качестве PR активности - это другое. призываю относиться к этому как к части работы.
Консультант, Беларусь

Ксения, согласен с Вами. Человеку с серьезным статусом, человеку-бренду не нужно выводить на первый план личную жизнь. Она может проходить лишь по касательной, крайне выборочно. Блог должен быть профессиональным, если человек хочет, чтобы его воспринимали как профессионала.

. . . . Директор по развитию, Москва
Ксения Шмелева пишет: мне кажется, что по достижении определенного возраста и статуса в принципе не комильфо иметь эккаунты в соц. сетях без какой-то специализированной узкой направленности.
Более того, такой человек не должен раскрывать рот, когда он выходит вечером с работы, до 9-00 следующего дня. А в выходные - его задача спрятаться от друзей и родственников в специальном шкафу. Его личная жизнь должна быть полностью подчинена интересам корпорации. PS Здесь качественный трафик и это, красивыми и успешными даже не обсуждается.
Нач. отдела, зам. руководителя, Нижний Новгород
Михаил Кузнецов пишет: А в выходные - его задача спрятаться от друзей и родственников в специальном шкафу
не призываю ни от кого прятаться но 99% не специализированных соц сетей (exe я отношу к специализированным тем не менее, он ''менеджерский'' вроде как) - примитив для детсада, где как было верно замечено автором, выкладывают фото от поедаемых котлет до дизайна ногтей и еще момент. в качестве коммуникатора с друзьями (если удобно именно так, а не по телефону) никто не запрещает иметь полностью закрытый эккаунт, если на то пошло, или общаться с помощью программульки типа мессенджера.
Директор по развитию, Москва
Ксения Шмелева пишет: но мне кажется, что по достижении определенного возраста и статуса в принципе не комильфо иметь эккаунты в соц. сетях без какой-то специализированной узкой направленности.
в социальных сетях есть группы, не имеющие отношения к работе. Вы считаете, что у сотружника нет вообще права будучи сотрудником некой компании на интересы? Тогда вопрос: как же будет работат личностная мотивация? Сотрудник работает не не из любви к ''дяде-боссу'', а для того, чтобы пожить: уивдеть мир, купить книжечку и прпр, ребенка определить в дс . Для этого и есть сети
Нач. отдела, зам. руководителя, Нижний Новгород
Ромэлла Ловяго пишет: Вы считаете, что у сотружника нет вообще права будучи сотрудником некой компании на интересы?
речь вообще не об этом. одно дело, иметь интересы, другое дело - делать свою жизнь достоянием общественности. и что гоже на уровне специалиста, уже не гоже на уровне руководителя департамента или хотя бы управления, если уж про должности. да и не зависимот от должностей, это больше вопрос статуса. не солидно это. никто никому не запрещает, но умный человек сам не будет показывать в сети, какие ботинки он купил или какие устрицы отведал. про клубы по интересам /творчеству я уже говорила: это допустимо для уровня и статуса
Менеджер, Украина

Алексей, основные моменты особых возражений не вызывают, но в статье обсуждаются вопросы в плоскости: "Что делать не стоит". Список таких рекомендаций можно расширять и расширять. Намного было бы интересней, если бы акценты были перенесены в другую плоскость: "Что нужно делать?".

Консультант, Беларусь

Игорь, о том, что нужно делать - это уже другая статья. Возможно, до нее доберусь. В первую очередь профи нужно публиковать профессиональную информацию: статьи, анонсы, точки зрения, исследования и т.д. Тогда человек показывает свои компетенции. А в этой статье я хотел обратить внимание на ошибки, тема возникала не на пустом месте, а в результате мониторинга публикаций некоторых коллег.

Консультант, Беларусь

Продолжают поступать отзывы на статью, теперь уже офф-лайн. Позвонила знакомая и спросила "Что же ничего в социальных сетях не публиковать?". Почему такое радикальное понимание? Социальные сети для того и существует, чтобы коммуницировать. Вопрос в контенте, особенно в открытых форматах.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.