Дотация на обед как инструмент управления

Дотации на обед часто не попадают в цель, проходят мимо. И все потому, что во многих компаниях, практикующих выделение дополнительных средств на питание сотрудников, HR-службы предпочитают не добавлять себе хлопот и назначенные суммы выплачивают вместе с зарплатой. Результат печален: уже через месяц сотрудник успевает позабыть, что вот именно эти 2-3 тыс. руб. предназначены для обедов, и не являются прибавкой к зарплате. В итоге, либо в офисе по-домашнему пахнет котлетами, либо обеденное время растягивается на неопределенный срок: ведь до ближайшей столовой с вменяемыми ценами надо добираться 30 минут. HR-менеджеры недовольны. Сотрудники тоже испытывают мало радости. Дотации на обед вроде есть, но эффект от них нулевой. Возникает сакраментальный вопрос: что делать? Решение легко обнаружить, если исследовать цели и потребности обеих сторон.

Потребности HR-службы

Для HR-менеджера важно, чтобы все было как в армии: обед по расписанию, на дорогу к месту приема пищи и само питание уходит минимум времени, люди не стоят в очередях во время эпидемий гриппа, все сыты, довольны и весьма производительны, при этом организация процесса не требует хлопот. Однако если все делать по правилам, хлопот не оберешься: договор со столовой, еженедельные сверки, учет едоков, их аппетитов и ведение дополнительной документации отнимают много сил. Вот и идет HR-менеджер по проторенной дорожке монетизации дотаций на обед: и себя от дополнительной нагрузки избавляет, и заботу вроде как проявляет.

Потребности персонала

Для сотрудников важно сытно и вкусно поесть, желательно неподалеку от офиса и с гарантией свежести потребляемых блюд. Лучше бы заведения менять, потому как одно и то же меню вкупе с интерьером со временем надоедают. Еще желательнее иметь некоторую свободу выбора: например, возможность чередовать еду с доставкой с выходами в кафе\столовую.

Организованное использование дотаций на питание ― лучший компромисс

Я знаю, как объединить эти потребности и выдать компромиссное решение, которое устроило обе стороны. Собственно, решений два, все зависит от того, есть ли поблизости от офиса заведения общепита с хорошей репутацией, или нет. Важное замечание: компания привлекает специализированный сервис или фирму для организации питания сотрудников в качестве посредника-помощника.

Итак, первый вариант: каждому сотруднику выдается карточка наподобие кредитной. Такие карты могут предоставлять компании по организации корпоративного питания. На ней не хранятся деньги ― это своего рода персональный идентификатор. С этой карточкой сотрудник идет в проверенное, надежное заведение и с удовольствием обедает. Карточка используется для оплаты вместо обычной пластиковой карты в столовой/ кафе/ресторане, списанная сумма включается в общий счет компании. Одновременно с этим в облачном сервисе в личном кабинете сотрудника отображается сумма израсходованных средств и сумма доступного остатка. HR-служба имеет возможность установить временной промежуток и регион активности карточки и, посредством этого, время и длительность обеденного перерыва. Например: дотацию с карты можно потратить только с 13-00 до 15-00, лишь в рабочие дни, в заведениях не более чем в 500 метрах от офиса. Таким образом, можно следить за целевым расходованием средств, поддерживать дисциплину и регулировать время, отведенное на обед. Человек может планировать и контролировать свои расходы.

Второй вариант пригодится, если поблизости от офиса нет заведений общепита с хорошей репутацией. В этом случае речь идет о доставке обедов в офис. HR-менеджер на свой вкус и сообразно имеющемуся бюджету отбирает нескольких поставщиков или никак не ограничивает выбор персонала (комплексные обеды, популярные блюда вроде пиццы, суши, пирогов и кулинарные изыски). Сотрудники каждый день выбирают и заказывают обед через свой личный кабинет сервиса по организации офисного питания. Доставка привозит обед, все счастливы. Подводный камень в виде бесплатности доставки только при заказе выше энной суммы легко могут преодолеть сами сотрудники: несколько человек кооперируются и делают заказ в одном заведении. Также, сотрудники в преддверии какого-либо праздника могут перевести деньги из своего личного кабинета наиболее инициативному (или имениннику) и заказать вскладчину небольшой офисный банкет. Единственное, что им недоступно ― вывод наличных денег.

Преимущество для персонала: не надо отправляться на поиски подходящего кафе, имеется широкий выбор блюд в случае доставки еды в офис. У сотрудников нет вариантов, кроме как использовать дотацию по назначению, а, значит, их не мучают искушения, они сыты и вполне эффективны. Компания, которая берет на себя роль посредника в организации питания, обеспечивает строгий контроль над «качеством» заведений общепита, мониторит отзывы клиентов и рейтинг кафе и ресторанов.

Плюсы в использовании единого сервиса, а не набора ресторанов-подрядчиков: оплата питания проводится централизованно один-два раза в месяц на счет одной компанией, подключение к сервису осуществляется за один день и предоставляет доступ к большому количеству ресторанов. HR-менеджер практически полностью освобожден от дополнительных действий.

Выгоды от организации офисного питания

К сожалению, наша страна пока еще сильно отстает от европейских стран по количеству компаний, которые уделяют внимание социальному пакету, в частности, дотациям на обед сотрудников. Между тем стремление к сытости ― один из основных инстинктов, его довольно просто можно обратить на пользу компании.

У нас есть примеры, когда привычные утренние опоздания и «полчаса на раскачку» очень быстро удалось победить с помощью бесплатных завтраков, которые предлагались за час-полчаса до начала рабочего дня. Мало того, что опоздания прекратились, фактически, люди начинали рабочий день раньше: уже за завтраком понемногу включались в обсуждение текущих процессов. Кстати, снизилась заболеваемость: видно, сказалось наличие полноценного завтрака, хотя специальных исследований мы не проводили. Другая компания поступила иным образом: она стимулировала сверхурочную работу бесплатным ужином. И эффективность повысилась, и сотрудники были приятно удивлены заботой руководства.

Расскажите коллегам:
Комментарии
CIO, Москва
Автор: я знаю, как......

И тут... кадровики(почему ХР-менеджеры?) должны кинуться в личку за советами туда, где продают "сложные" системы по организации питания... :)

На ней не хранятся деньги ― это своего рода персональный идентификатор.

Идентификаторы хранятся много, где, включая любые пластиковые карты и даже на билетах общественного транспорта. Разве дело в них.

Решение должно приносить отдачу хозяину бизеса и привязывать(делать лояльными) самих сотрудников к своей компании.

Монетизация(перевод в наличку) любовго вида дотаций - это очень нехорошо для хозяина любого бизнеса или для того, чтобы это понимать необходимо уметь решать сложные уравнения... :)

Адм. директор, Санкт-Петербург

По-моему, проще изучить опыт многовековой работы дрессировщиков - за кусочек мяса или сахара они много чего получают взамен!

Если в результате организации процесса просто снята "проблема питания" для сотрудников - то это чувствуется и ценится, а если процесс ещё подразумевает некоторую гибкость, а не по системе "строем и с песнями" - то тот же обеденный перерыв ещё и используется для пересечения и "лёгкого" совещания смежных отделов и специалистов. А правильно интегрированное в офисное пространство кафе - это дополнительно ещё и место для переговоров, удобный поставщик полуфабрикатов, площадка для проведения тематических недель "кухонь народов мира" и прочих задумок, делающих работу в компании "отличной от других" ....

Генеральный директор, Москва

Тема как управить человеком с помощью еды - неисчерпаема.

В племенах заполярных широт, если старичок совсем состарился и перестал приносить пользу и только потребляет, то ему оставляют немножко еды (не людоеды же), а сами снимаются с данного становья и откочевывают немного в сторону, но чтобы дедушка вдруг не смог настигнуть и спокойно и мирно отъехал в края иные.

Африканские каннибалы не допускают до настоящей, из человечины, закуски тех, кто самолично не загарпунил нерасторопного аборигена, включая это требование в проходной бал обряда инициации.

Передовой менеджмент ГУЛАГа вполне себе отработал схему "утром стулья (трудовую норму) - вечером деньги (паек)", а также распространил этот принцип на УДО (на свободу с трудовыми подвигами и чистой совестью).

В немецких концлагерях пресловутый орднунг включал сеансы битвы за еду (бросая в толпу хлеб, например) между узниками, кто победит, наблюдать которые и делать ставки собирались ныне культурные germans из объединенной Европы.

Тема еды - еще и фундаментальная, для нее нашли слой базовых инстинктов в пирамиде Маслоу, так что предложение поуправлять офисом при посредстве талонов на обед обосновано и вполне отвечает требованиям науки.

Но не только науки, но и широкой практики, вспоминая народные прибаутки "кто не работает - да не ест", "человек есть то, что он ест", или что-то вроде "...а паразитам никогда!"

В целом затронутая тематика отвечает тому тренду, который формируется (пока еще цветочки), чтобы масса полностью укладывалась в устоявшийся в веках формат менеджмента по принципу "хлеба и зрелищ" с минимумом хлеба и максимумом зрелищ.


Директор по маркетингу, Нижний Новгород

Грустно как-то... Дожили! 2 тыс. доплаты на еду рассматривают как серьезную мотивацию и дают советы, как указать сотруднику, как их тратить и сколько за это кланяться!

Может я ошибаюсь, но указывать высококвалифицированному сотруднику, у которого зарплата значительно больше этой суммы, как ему их тратить, да еще отчет спрашивать - это как-то... Только народ смешить. А если речь идет о рабочих на заводе, где в любом случае без обеда никак - обычно или столовая своя имеется или рядом где-то. Чего им маршрут указывать? Оставьте сотруднику возможность самому пообедать - неужели так запах домашних котлет не нравится?) И да, если деньгами выдают, то лучше это включить именно в зарплату, потому что доход за компенсацию питания, сотовой связи - он в справке 2НДФЛ указывается, а вот, например, при расчете платежа по ипотеке банки его не учитывают, система у них такая. Знаете, как людям с небольшим доходом обидно, когда название мешает им получить кредит чуть побольше, потому что они непроходные становятся?

Бесплатные завтраки - тема хорошая, особенно когда без обязаловки по части обязательно приходить и обязательно благодарить). И не в ущерб основной оплате).


CIO, Москва
Наталья Черентаева: ...высококвалифицированному сотруднику, у которого зарплата значительно больше этой суммы.....Знаете, как людям с небольшим доходом обидно, когда название мешает им получить кредит...

Добрый человек вы, а мы про бизнес... :)

В офисе не должно быть посторонних запахов и, еды тем более, если работа не ослиная, в смысле, когда перед ослом вешают еду, чтобы он за ней шёл. :)

Сергей Алейников запостил очень в тему. Даже офису из 10 человек можно выделить где-то комнату и поставить туда кухарку или объединиться с соседями.

Директор по маркетингу, Нижний Новгород
Демис Петров пишет:
В офисе не должно быть посторонних запахов и, еды тем более...

Во-первых, не поняла, почему из всего моего комментария Вы выбрали именно те две строчки?)

Во-вторых, почему утверждаете так категорично?)

Я работаю не в операционной и в моем кабинете почти всегда пахнет конфетами, фруктами, а то и дорогим коньяком - ну, что поделать - не пью, так хоть понюхаю)). Часть "производственных совещаний" с женской половиной коллектива проходит исключительно с чаем/кофе и пироженкой. Если условия позволяют, то почему нет?) А в некоторых случаях это просто необходимо). Мы не магазин на улице с большим торговым залом - для общения с клиентами есть переговорная, а в остальном - пусть сотрудникам будет комфортно. И не пытайтесь увести продолжение в сторону пьянок)).

CIO, Москва
Наталья Черентаева: Во-первых

Потому, что либо противоположные суждения, либо действительно кранты.

Во-вторых

Сытый голодному не разумеет... :)

Директор по маркетингу, Нижний Новгород
Демис Петров пишет:
Потому, что либо противоположные суждения, либо действительно кранты.

Аааа... Так это не про одних и тех же было)). Про наших сотрудников - та часть, которая "квалифицированные специалисты...". А про "люди с небольшим доходом..." - это вполне реальные ситуации клиентов.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.