Корпоративная практика97206

Рецепт разработки стратегии для малого и среднего бизнеса

Проверенный алгоритм для руководителей: как создать реализуемый план достижения целей компании, и ясно понимать – в правильном ли направлении движется команда.

Еще полтора года назад на вопрос «Хочу ли я работать в своей компании?» честно отвечал «Нет». Потому что не было понимания, что и зачем мы делаем. Часто до нас доходили жалобы сотрудников, что от руководства «прилетает» много странных задач: за какую взяться первой – непонятно, в голове «каша». Возникали вопросы: «Зачем эти задачи? Какая их конечная цель?». Другая трудность – мы ставили цели, но их достижение растягивалось на неопределенный срок. Как итог, делалось все подряд, но ничего не выстреливало. Почему? Потому что не было стратегии.

Стратегия – это предполагаемый план действий, направленный на достижение целей организации. Например, в нашем уставе зафиксировано: «Целью компании является систематическое получение прибыли». Стратегия позволяет плану в голове отдельного человека реализоваться, потому что теперь о нем знают все сотрудники, а самому плану предшествует глубокий анализ деятельности компании, определение путей реализации – в конкретные сроки и в конкретных цифрах.

Выложив на бумагу все, что было в голове: куда хочу прийти, зачем это все – мне буквально стало легче жить. Теперь в любой момент я могу обратиться к стратегии и внести изменения, если будет что добавить. Я понял, каких сотрудников хочу видеть рядом с собой, а каких – нет. По этой причине я даже расстался с партнером. Стратегия помогла мне определить и четко сформулировать миссию компании. Теперь при знакомстве с клиентом рассказываю о ней, и человеку сразу становится понятно, к чему я иду, что он может тут получить и зачем ему вести со мной дела.

Благодаря разработанному плану, я осознал, какие ценности хочу заложить в компанию. Факт – бизнес отражает собственника, потому что именно он определяет компанию. Если собственник не знает, к чему идти, то и каждый сотрудник не знает, и создается атмосфера хаоса. Если руководитель боится – сотрудники подхватывают это поведение, примеров приводить можно много, принцип понятен.

Стратегия позволила мне сфокусироваться на том, как добиться цели: если вижу, что отхожу от плана, возвращаюсь к документу, читаю, нахожу свой фокус и иду к нему. Это очень помогает, поскольку каждый день происходит множество событий и легко «вылететь» из потока. И наконец, каждый сотрудник начал понимать, куда мы движемся. А на момент составления первой стратегии их было 75 в штате и 20 на аутсорсе.

Стратегическое планирование – тема №1 для меня. Предлагаю взглянуть на этот вопрос не так, как это подразумевает классический менеджмент, с умными формулировками, которые подходят крупным корпорациям, но едва ли будут приемлемы в российских реалиях. А таким образом, чтобы это было доступно и реализуемо для малого и среднего бизнеса.

План для разработки стратегии

Стратегия состоит из миссии, видения, структуры, продуктов, маркетинга, продаж и команды. Нижеописанный план можно использовать для создания стратегии компании. Ответив на каждый пункт, у вас сформируется видение и план действий по достижению целей. Некоторые вопросы покажутся повторяющимися, это нормально, поскольку они разнесены по разным разделам.

1. Миссия или большая идея

Другими словами, философия собственника – это долгосрочное стратегическое видение бизнеса, ведущие ценности и убеждения, цель существования бренда на рынке. В основе миссии лежат характеристики компании, которые являются ее сильными сторонами и делают ее успешной.

Существует шесть атрибутов успешной миссии:

Например, российский дистрибьютор, у которого не было миссии, но было сильное желание развивать бизнес. Я предложил выбрать статус федеральной компании №1 по поставке электронного оборудования. Эта идея понравилась собственнику – у него появился огонек в глазах и внутренняя мотивация открыть филиалы по всей России. Все получилось, потому что он понял, куда и зачем двигаться.

Чтобы сформировать миссию, нужно ответить на вопросы:

Миссия со временем может стать другой, поскольку это то, что мы чувствуем, к чему нам хочется идти, что нас зажигает. И это нормально, если через пять лет миссия изменится в другую сторону.

2. Стратегия и видение

Здесь нужно ответить на следующие вопросы, просчитывая все риски, которые могут прийти извне:

3. Структура бизнеса

Проясните для себя:

4. Продукты компании

Здесь зафиксируйте ответы на вопросы:

5. Маркетинг и продажи

Продумайте следующие моменты:

6. Команда

Определите, с кем хотите работать и кого не хотите видеть:

План есть, что дальше?

После ответов на предыдущие вопросы, разворачивайте информацию дальше, задавая вопрос «Как?» или «Что нужно для этого сделать?». Например:

Доводим задачу до элементарного состояния, когда расщепить ее уже некуда. Затем распределяем задачи: копируем конечные ответы в Excel, назначаем ответственных, проставляем сроки выполнения и приоритет.

Приоритет проставляем по принципу:

  1. Быстро внедрить, быстрый результат.
  2. Быстро внедрить, долгий результат.
  3. Долго внедрять, быстрый результат.
  4. Долго внедрять, долгий результат.

На завершающем этапе знакомим команду со стратегией, чтобы всем стало ясно, кто вы как единая структура, что и зачем делать каждому отделу или сотруднику.

Ошибки построения стратегии компании

В заключение приведу 9 популярных ошибок, которые возможны при построении стратегии. Их важно знать, чтобы случайно не совершить.

  1. Относиться к стратегии, как к чему-то, что не для вашего бизнеса.
  2. Игнорировать составление миссии.
  3. Уделить разработке плана мало времени.
  4. Не доработать.
  5. Не разбить план на микро-задачи.
  6. Не проставить приоритет.
  7. Не объяснить стратегию команде.
  8. Не следовать созданному плану действий.
  9. Не корректировать стратегию в ходе ее реализации.

Я лично использовал этот алгоритм на своем бизнесе и доволен результатом. Теперь я хочу работать в своей компании, потому что понимаю – зачем, куда и как мы движемся. Не бойтесь разрабатывать свою стратегию: ведь это наименее рискованное, что можно сделать для себя. И помните: успех – это стратегия плюс количество попыток ее воплощения в жизнь.

Также читайте:

Смотреть комментарии