Корпоративная практика1149512

Зачем топ-менеджеру работать на начальных позициях

Желая в деталях изучить работу своего отделения, руководитель департамента устроился на позицию оператора call-центра в другой стране. Какие полезные выводы он сделал?

С середины 2000-х я работал в крупном банке с иностранным капиталом. В банк пришел на позицию управляющего отделением, не имея до этого опыта работы в банковской индустрии в принципе. Мне очень нравилась моя работа, руководству нравилась моя ответственность и умение достигать результат, поэтому за 10 лет я сделал неплохую карьеру. В результате вошел в высшее руководство розничного банка в качестве главы департамента продаж по России.

Направление телемаркетинга было одним из каналов продаж в моем подчинении. Примерно триста человек работали в наших аутсорсинговых колл-центрах в четырех регионах России, занимались они в основном продажами кредитных продуктов. Колл-центры генерировали выше половины объемов продаж кредитных продуктов банка, и их доля методично росла, соответственно, плавно снижалась доля некоторых других каналов продаж. С точки зрения экономической целесообразности это был самый эффективный канал: операционные расходы в региональных центрах были по определению ниже, а растущий план продаж стабильно выполнялся и перевыполнялся.

Канал телемаркетинга казался мне очень интересным с точки зрения потенциального масштабирования продаж, и я решил досконально изучить этот бизнес изнутри. У меня было разрешение на работу в маленькой европейской стране с дружелюбным населением и теплым климатом. Страна никогда не отличалась высоким уровнем развития экономики, но фактически это европейская столица телемаркетингового бизнеса. Причина простая: в стране было достаточно квалифицированной рабочей силы, а зарплаты по среднеевропейским меркам были низкие, равно как и расходы на содержание колл-центров. Поэтому вся большая пятерка европейских телемаркетинг-компаний имела здесь колл-центры, десятки мировых корпораций из разных стран мира и из разных индустрий, от мира моды до высоких технологий, выступали вендорами различных телемаркетинговых проектов.

В августе 2018 года одна из местных телемаркетинговых компаний анонсировала массовый набор людей с европейскими языками для работы в проекте под условным названием «Облачный Центр» на одного из IT-гигантов. Суть проекта состояла в том, что группа специалистов должна работать с бизнес-партнерами гиганта, мотивируя их развивать облачные продукты и сервисы – приоритетные направления стратегии корпорации на ближайшие несколько лет. Набор шел в несколько групп со специализациями на русском, английском, французском, немецком и арабском языках для работы с партнерами на соответствующих рынках. Финально проект был назван «Амбассадоры», что в целом соответствовало основному функционалу команды – осуществлять комфортное взаимодействие IT-гиганта с его бизнес-партнерами.

Операция «глубокое погружение»

Взяв накопившийся за много лет отпуск, я решил устроиться на работу в этот проект и заполнил форму на сайте телемаркетинговой компании. Уже на следующий день мне позвонила девушка, говорящая на английском с русским акцентом и предложила пройти несколько онлайн-тестов на английском языке. Тестов было три, и каждый состоял из 15-минутного модуля. Первый – грамматика английского языка, второй – печать текста на время, и третий – пара коротких сочинений на деловую тему.

Примерно через час после прохождения теста девушка перезвонила и удивила меня тем, что тест на скорость печати я не прошел. Впрочем, она предложила тут же попробовать еще раз. Сосредоточившись, я пробарабанил по клавишам еще раз, не сильно улучшив первоначальный результат – разве что на пару фраз. Еще через пару часов девушка перезвонила, и перейдя на русский язык, поздравила меня с прохождением этапа тестирования и сообщила о последнем этапе – финальном интервью. Интервью состоялось на следующий день и длилось почти час. Формат вопросов был практически такой же, как при интервью на топовую позицию.

Вынеся мне полголовы вопросами, почему я мечтаю работать в колл-центре, девушка наконец унялась и сообщила, что финальное решение последует в течение двух дней. Ровно через два дня девушка перезвонила и поздравила меня с высокой честью стать агентом проекта «Амбассадоры». На почту пришел цветной буклет с описанием позиции, дохода и схемой проезда в офис, где будет проходить тренинг.

На время двухмесячного обучения предлагался учебный контракт с оплатой половины суммы, указанной в трудовом контракте, далее сумма дохода выглядела следующим образом: базовая зарплата плюс рождественский бонус, плюс бонус за каникулы в размере базового оклада каждый (традиция страны), плюс компенсация за питание, плюс бонус за продуктивность. Учитывая немалый прогрессивный подоходный налог, чистыми в зависимости от семейного положения и продуктивности сотрудника выходило примерно от 1000 до 1300 евро.

По мнению местных, а также ребят из Франции, Испании и Восточной Европы, это было неплохо, учитывая, что половина населения страны получала на руки 700 евро и ниже. Немцы оплачивались выше примерно на 300 евро по причине постоянного дефицита немецкоговорящих кадров. За доставленного в отдел кадров немецкого кандидата компания была готова заплатить 1500 евро. За французов и англичан – по 1000 евро. За местных – 500. Русскоязычные кандидаты не котировались. Помимо денег, а возможно и превыше их, основным мотивационным фактором для большинства кандидатов было предоставление корпоративных апартаментов с необходимым минимумом бытовых услуг (примерно как комната в студенческом общежитии), за которые работодатель вычитал около 300 евро ежемесячно.

Приехав в корпоративный университет, я влился в толпу людей обоего пола, разных рас и возрастов, оживленно обсуждавших предстоящие занятия. Перезнакомившись со всеми, я сделал вывод об основных категориях коллег и их мотивах стать операторами колл-центра:

Обучение длилось два месяца – с сентября по конец октября. Теоретическая часть заняла около двух недель. На ней мы получили общее представление об облачных продуктах, о принципах работы партнерской сети, о системе компетенций, включая требования к их получению и привилегии, которые предоставлялись по мере их получения. Очень сжато рассказали о правилах работы во внутренних онлайн-системах. В итоге потом их пришлось осваивать параллельно рабочему процессу.

В начале ноября мы вышли на площадку (Floor). Это было открытое пространство на пятом этаже офисного здания площадью примерно 30 на 30 метров с секциями из четырех рабочих мест с компьютерами и перегородками между рабочими местами примерно до подбородка. В холлах рядом с лифтами рядами стояли шкафчики для личных вещей (как в камере хранения), а также несколько автоматов с водой, печеньем и бутербродами. На рабочем месте были запрещены личные вещи, бумага, блокноты, пишущие принадлежности, особенно, мобильные телефоны. В-принципе, рабочий стол должен быть абсолютно пустым. Дозволялось иметь на столе только прозрачный сосуд с питьем. А стаканчик кофе из автомата в холле, например, был запрещен.

Помимо трех супервайзеров, которых мы периодически встречали на тренинге, мы встретили Floor Manager – начальника супервайзеров, который теоретически отвечал за полную операционную готовность команды к старту проекта. Над ним был еще один начальник – руководитель проекта, который взаимодействовал с IT-гигантом по всем организационным вопросам. Таким образом, на шесть операторов приходился один начальник.

Первую неделю нам подключали компьютеры и сеть. На второй неделе не происходило ничего. Как и на третьей и на четвертой. Так прошел ноябрь... В декабре англичане, французы и немцы начали потихоньку получать партнеров для работы.

Своего первого партнера я получил в начале декабря, после шести недель пребывания на этаже. Следующего – через неделю. Потом еще одного. В-общем, к новому году я подошел с солидным портфелем из трех партнеров. Общение проблем не вызывало, хотя поначалу было страшновато вступать в беседу с IT-директорами. В реальности все оказалось совсем несложным. Я старался быть подчеркнуто доброжелательным, больше слушать и задавать вопросы. С другой стороны, менеджмент IT-компаний в разговорах совсем не злоупотреблял сложными техническими терминами, переговорный процесс вполне соответствовал стандартным темам в любом бизнесе – соответствие требованиям IT-гиганта по тем или иным бизнес-темам, кратко-, средне- и долгосрочные планы, прибыль и сервис.

В январе нашу русскую группу, состоявшую из трех человек, собрали и торжественно объявили, что русских партнеров в европейском портфеле маловато и нам будут передавать англоязычных партнеров. Я поднял вопрос дополнительной оплаты и через месяц этот вопрос был благополучно решен. Вот тут партнеры полились рекой. Уже через пару месяцев я работал примерно с 70 партнерами из 15 стран, где доля россиян, к сожалению, не превышала 10-15%. В моем портфеле было примерно по десятку голландцев, датчан, греков, израильтян и африканцев в основном из ЮАР и Нигерии. Попадались фрагментарно румыны, поляки, сербы, литовцы и арабы, по одной фирме из Грузии, Армении, Украины, Казахстана и Узбекистана.

Уже в марте я почувствовал отсутствие барьеров в общении с любыми англоязычными партнерами – как с носителями языка, так и с теми, для кого английский был не родным. Ряд партнеров дал высокую оценку моей работе, заявив, что они никогда не получали такой поддержки от IT-гиганта. Большинство выразило надежду, что я буду продолжать их поддерживать на долгосрочной основе.

В конце лета я расторгаю контракт. Задача минимум и задача максимум от участия в проекте выполнены – я понимаю бизнес колл-центра изнутри, и понимаю основы IT-бизнеса. По крайней мере, теперь я могу общаться с топ-менеджментом IT-компаний на равных.

Что мне понравилось в проекте за эти десять месяцев, и что нет

Понравилось:

Не понравилось:

Советы руководству телемаркетинговых каналов продаж

Это же я планирую сделать в своих колл-центрах немедленно после возвращения в Россию:

Я окончательно укрепился в мысли о том, как полезно и необходимо топ-менеджеру поработать на начальной позиции и нести ответственность за свой личный результат. Способность адекватно оценивать бизнес-ситуацию и принимать правильные решения улучшается на порядок – радикальная смена субординации взбадривает ваш мозг и заставляет быть взвешеннее, мудрее, справедливее и в конечном итоге эффективнее. Буду ли я дальше работать по найму или решу развивать свой бизнес – мой менеджмент в обязательном порядке будет периодически работать на начальных позициях, связанных с обслуживанием клиентов. Это укрепляет персональную ответственность и уверенность в себе, а особенно – умение общаться и взаимодействовать с самыми разными людьми. Как раз то, что необходимо уметь каждому топу. Искренне верю в то, что менеджер не имеет морального права руководить людьми, если не смог выполнять обязанности своих подчиненных. Если смог – организация однозначно выиграет от наличия руководителя «играющего тренера», глубоко понимающего бизнес как снаружи, так и изнутри.


Текст участник Летнего конкурса статей «Менеджмент-2019»

Смотреть комментарии