Планирование карьеры1522916

Билет в один конец: почему карьерная траектория ведет за границу

Каковы последствия трудовой эмиграции для российских компаний?

«Интерфакс» со ссылкой на Gallup в апреле 2019 года сообщил, что 20% россиян хотели бы покинуть страну. Исследователи задавали респондентам вопрос: «Если бы у вас была возможность, вы бы хотели переехать на постоянное место жительства в другую страну?». В 2018 году доля желающих переехать оказалась самой высокой с 2007 года, когда в Gallup начали проводить опросы в РФ по этой теме. В 2017 году эмигрировать хотели 17% граждан России. Меньше всего россиянам хотелось эмигрировать в 2014 году: тогда, по данным Gallup, покинуть родину стремились только 7% респондентов. Авторы исследования выяснили, что среди граждан в возрасте от 15 до 49 лет желание покинуть Россию выразили 44%. Доля потенциальных эмигрантов от 30 до 45 лет составила 22%, среди россиян в возрасте от 46 до 60 лет – 9%.

В связи с этим редакция Executive.ru задала экспертам вопросы:

Процент желающих покинуть Россию остается в рамках естественных процессов трудовой миграции во всем мире

Святослав Кононов, директор по маркетингу и развитию бизнеса, Cornerstone

В целом по стране данный процент желающих покинуть Россию не кажется критическим, и остается в рамках естественных процессов трудовой миграции во всем мире. И очевидно, что доля желающих и, главное, имеющих возможность уехать по экономическим соображениям, будет на порядок ниже. Если посмотреть на результаты аналогичных опросов, то в США о желании уехать заявляют 16%. Еще выше процент желающих уехать из Великобритании. Россия, с одной стороны, продолжает быть привлекательной для трудовых мигрантов, оставаясь при этом страной-донором, в первую очередь, высококвалифицированных кадров. Российский бизнес уже научился работать в этих условиях, привлекая дешевую рабочую силу из стран СНГ, и вполне эффективно конкурируя с международными компаниями за наиболее ценные кадры.

Риски, связанные с трудовой эмиграцией для России и для российского бизнеса, мы видим, в первую очередь, в высокотехнологичных отраслях. Конкуренция за технических специалистов всегда была достаточно острой – транснациональные и с определенного времени и российские компании стараются привлекать наиболее талантливых уже даже не со студенческой, а со школьной скамьи. Поэтому чем сильнее будет в обществе настроение эмигрировать, тем более привлекательными будут выглядеть офферы международных компаний. При этом страна теряет не только интеллектуальный капитал, но и абсолютно реальный капитал, вложенный в этих людей. Ученые и специалисты покидают свою страну в пользу другой, если находят там более высокое материальное вознаграждение и возможности для саморазвития.

Соцопросы не до конца отражают реальную картину

Евгений Цикунов, генеральный директор, «Второй Дом»

Чтобы понять, могут ли быть реальные последствия для российского бизнеса от эмиграции, нужно сначала сделать уточнение относительно результатов исследования компании Gallup. По моему мнению, исходя из мотивации потенциального эмигранта, все ответы можно разделить на две группы.

Первая – те, кто хочет переехать за рубеж, потому что там им очень нравится. Переезд может быть с целью устройства на новую работу, обучения, создания бизнеса или просто для проживания в доме своей мечты на берегу моря.

Вторая группа – те, кто хочет уехать из России из-за какой-либо неустроенности в своей обычной жизни: в работе, бизнесе, личной жизни или экономической ситуации в целом. Для этой группы положительный ответ на вопрос о желании переехать означает скорее то, что человека что-то не устраивает в его повседневной жизни. У человека из этой группы что-то «болит», но на практике совершать переезд он готов только тогда, когда «уровень боли» превысит критическую отметку. Крайне важно понимать истинную причину желания переезда, и для этого респонденту нужно задать вопрос: «А почему вы хотите переехать?». Поэтому считаю, что подобные соцопросы все-таки не до конца отражают реальную картину.

В этом смысле более точные данные дает, в частности, статистическая служба Европейского союза – Eurostat, которая ежегодно анализирует количество видов на жительство, выданных россиянам, в том числе на основании работы. Если посмотреть на цифры за последние 10 лет с 2007 до 2017 года, то роста по этому показателю мы не увидим.

Конечно, есть отдельные колебания, но в среднем у нас сохраняется цифра в 70 тыс. получающих ежегодно вид на жительство в странах ЕС. При этом количество людей, которые уезжают в Европу на учебу, согласно данным этой же службы, за 2016 и 2017 год упало примерно на 20% – скорее всего, это связано с коррекцией курса евро. Думаю, что HR-специалистам не нужно делать никаких глобальных выводов на основе социсследований, которые говорят о рекордном количестве желающих покинуть страну. Необходимо индивидуально анализировать причины желания переехать и выяснять, почему люди так отвечают на поставленные им вопросы.

Кроме того, между осознанным желанием и реальным действием может пройти довольно много времени, далеко не каждый в итоге реализует эту идею, так как есть объективные сложности в этом процессе. Для совершения переезда и постоянного проживания в какой-либо европейской стране или США необходимо получить вид на жительство. Для этого потенциальному эмигранту нужно либо обладать очень хорошим образованием и редкой профессией, либо быть ценным специалистом в своей сфере, либо обладать серьезными инвестициями в размере от 250 тыс. евро и до 2 млн фунтов в зависимости от страны. В любом случае переезд требует времени и реальных усилий человека.

Глобальная конкуренция заставляет российские компании поднимать зарплаты

Алексей Головченко, управляющий партнер, «ЭНСО», Президент Института развития и адаптации законодательства

По данным Евростата за 2017 год, 63 075 россиян получили вид на жительство в Евросоюзе, Швейцарии и Норвегии. Однако сведения Росстата существенно разнятся с этой информацией. Официальное российское статистическое ведомство сообщило цифру практически в 6 раз меньше – 10 876. Россияне все больше смотрят в сторону других стран. Это в первую очередь востребованные на Западе профессионалы – инженеры, программисты, дизайнеры и др. Он привлекает их высокими, по сравнению с Россией, заработными платами.

При этом глобальная мировая конкуренция за квалифицированных сотрудников заставляет и российские компании поднимать зарплаты. Яркий пример связан с пилотами «Аэрофлота». Они активно переходили к иностранным авиакомпаниям, особенно китайским – те предлагали высокие зарплаты. Росавиация перестала давать иностранным компаниям сведения о выданных пилотам лицензиях. «Аэрофлот», чтобы противостоять оттоку, был вынужден в несколько раз поднять зарплаты пилотам.

Россия не самая привлекательная страна: нестабильна, по многим параметрам относится к странам третьего мира. Для многих россиян она только стартовая площадка. Каковы последствия такого тренда для страны? Выход только один – повышение затрат на оплату труда и улучшение условий работы востребованных специалистов.

В эпоху интернета ты можешь жить, где хочешь, и работать, на кого хочешь

Ильназ Набиуллин, владелец сети японских экспресс-парикмахерских «Чио Чио»

Во всем мире люди свободно мигрируют из страны в страну, иногда меняя несколько государств за жизнь, это уже не кажется удивительным. Россияне также имеют долгую историю эмиграции, но мы часто воспринимаем отъезд сограждан как подвиг или предательство. Раньше, уезжая из России, ты терял с ней связь, нужно было полностью «переходить на новые рельсы», менялось все: работа, язык, окружение. Теперь мы живем в эпоху интернета, когда ты можешь жить, где хочешь, и работать при этом на кого хочешь. Можно найти работу в стране прибытия или запастись контрактами на местном рынке еще до переезда. Например, в управляющей компании «Чио Чио» работал парень, который переехал в Грузию и теперь работает удаленно.

Безусловно, IT-специалистам проще найти работу за рубежом, чем врачам. А учительнице русского языка и литературы придется совсем нелегко. Но здесь включается естественный отбор – целеустремленного профессионала так или иначе «заберут».

Думаю, проблема не столько в самом факте эмиграции, сколько в нежелании некоторых поддерживать связь с исторической родиной и сохранять свою культуру в новых условиях. Поскольку, повторюсь, для этого есть все возможности.

Для бизнеса миграция – большой плюс. Многие российские компании открывают подразделения в других странах, везде нужны «свои» люди. С российскими специалистами за границей проще работать, у нас один менталитет. Плюс, проработав несколько лет в другой стране, россиянин понимает местные особенности и осваивает нетипичные для нашей страны технологии, что делает его априори ценнее местных для российской компании. Есть еще один плюс такого хантинга: сотрудник чаще всего более мотивирован. Причины очевидны: встряска от переезда, более сложный поиск работы и, как следствие, заинтересованность в сохранении найденной. Компании, принимая в штат соотечественников из-за рубежа, неважно, развиваются ли они за пределами России или активно масштабируются в пределах СНГ, в любом случае выигрывают.

Для многих россиян в России нет интересной и хорошо оплачиваемой работы

Елена Яхонтова, профессор кафедры корпоративного управления, Высшая школа корпоративного управления РАНХиГС

В целом данные убедительно показывают пессимистические оценки россиян сложившейся в стране социально-экономической ситуации и негативной оценки работы правительства. Люди не видят перспектив для себя. Они мечтают уехать из своей страны и получить работу в зарубежных компаниях только потому, что не могут у себя реализовать свои таланты. Для многих граждан в России нет интересной и хорошо оплачиваемой работы. И в ближайшей перспективе не будет.

Что касается карьерных возможностей, то они очень ограничены для того же большинства. Как правило, к 38 годам среднестатистический работник упирается в «стеклянный потолок», дальше он может только поддерживать набранный к этому сроку эшелон, а после 45 уже сталкивается с неявной дискриминацией, попадая в пул «сбитых летчиков». После 50 лет для многих россиян повышается угроза потери работы, уровня заработной платы, при этом возможности найти новую сводятся к нулю. Если в такой ситуации из 20% мечтателей о лучшей жизни за границей хотя бы половина свою мечту реализует, как и свои таланты, то это, безусловно, будет работать на повышение конкурентоспособности других стран, не России.

Тем не менее, для отечественного бизнеса настроения россиян не являются существенной угрозой. Угрозы для бизнеса исходят из действий, точнее бездействия властей, которым не удается преодолеть кризис, коррупцию и создать благоприятный климат для экономического роста и предпринимательства.

Мониторить настроения россиян нужно, и это делается довольно эффективно. По результатам мониторинга, каждая компания разрабатывает свою программу повышения своей привлекательности как работодателя, развития стратегического сотрудничества с профильными образовательными организациями. В целом, если эти программы правильно спланированы и реализованы, то особых проблем нет. Компании работают на своих рынках труда. Если часть активного населения на национальный рынок труда не попадает, или его покидает, то в этом есть не только минусы, но и плюсы. Покидая страну, наши соотечественники не улетают в другую галактику, а продолжают работать и накапливать опыт, который в свое время может быть использован и для своего отечества.

Что касается рисков, связанных с утечкой талантов, то они есть и серьезные для высокотехнологических отраслей, науки, искусства. В условиях старения населения есть риск снижения процента молодежи, особенно активной, падения рождаемости и в целом потери человеческого капитала. Но это – проблема не HR-менеджеров отдельной компании, а государства, поскольку является производной от его социальной политики.

В России креативный бизнес сосредоточен в основном в Москве и Санкт-Петербурге

Юлия Пескова, креативный директор и совладелец, Kawaii Factory и Monoroom

Работая в креативной сфере, где взаимодействие происходит с иллюстраторами, дизайнерами, арт-директорами и другими творческими людьми, мы в последнее время наблюдаем, что многие из них действительно переезжают жить в Европу, Америку или Азию. И, зачастую, уезжают самые талантливые и профессиональные. Это случается не только из-за совершенно иного уровня оплаты – там они могут обеспечить себя более интересной работой и проектами. То есть эмиграция происходит не просто потому, что люди хотят жить в другой стране, а потому что для креативного сообщества там намного больше перспектив для карьерного развития.

В России из-за сложной экономической ситуации многие компании сократили бюджеты для любого рода рекламной и маркетинговой деятельности. Соответственно, все дизайнеры, креативные и арт-директора остались за бортом. Одних уволили, другим понизили зарплаты. Но самое главное, что очень мало интересных проектов, где можно было бы себя применить. Если в Америке арт-директор получает от $7 тыс. и больше, в зависимости от его квалификации, то в России – это около 100 тыс. рублей, а это меньше $2 тыс.

Были случаи, когда наши сотрудники эмигрировали в другую страну. По визе О1 можно получить резиденцию на жительство в США. Многие, уезжая жить за рубеж, все равно остаются работать с российскими компаниями, но удаленно.

В ближайшее время в креативной индустрии не будет каких-либо существенных изменений в плане HR-последствий. В этой сфере есть несколько крупных компаний, которые работают с большими проектами – студия Лебедева, AIC, Creative people... А для остальных проектов всегда можно найти сотрудников на удаленке, что распространено в этой среде.

В России креативный бизнес сосредоточен в основном в Москве и Санкт-Петербурге. В этой сфере не предвидится каких-то рисков, так как рынок принадлежит нескольким компаниям. А такие талантливые ребята, как например компания Firma Даниила Сергеева, переехали в США и очень довольны, так как могут работать с большим количеством интересных и высокооплачиваемых проектов.

Отток кандидатов – это отток талантов

Татьяна Долякова, основатель, ProPersonnel

 

Специалисты уезжают из страны в целях повышения уровня дохода, качества жизни, выбора интересных проектов. Многие специалисты, особенно в IT-отрасли, традиционно рассматривают в смысле трудовой эмиграции США и страны Европы (прежде всего Германию, Великобританию, Испанию, Францию). Также высок процент эмигрантов среди ученых, предпринимателей, медицинских работников. Обращу внимание на часть упомянутого исследования: 22% потенциальных эмигрантов – среди респондентов 30 до 45 лет – это самый востребованный на рынке труда возрастной диапазон!

Отток кандидатов за границу (а по некоторым данным, Россия на третьем месте по числу уехавших после Индии и Мексики) – это отток талантов, причем как в HR-смысле, так и прямом: за границу стремятся чаще всего наиболее перспективные кандидаты.

На данный момент мы уже видим нехватку квалифицированных специалистов на технические, digital-вакансии по инновациям, в медицине; особенно в новых профессиях – специалисты по машинному обучению, разработчики, game-специалисты. Если так пойдет и дальше, мы не сможем создать уникальные продукты, конкурировать на мировом рынке. У нас останутся специалисты рабочих профессий, но не креативных и инновационных индустрий.

Сложная креативная задача для HR-менеджеров – как удержать, развивать таланты, какие условия, проекты предлагать. Поэтому создаются условия для комфортной работы: меняется формат трудовых отношений (проектная работа, удаленная, с четырехдневной рабочей неделей), long life learning, корпоративные университеты для развития компетенций, идет работа с поколениями.

Фото в анонсе: freepik.com

Смотреть комментарии