Личная эффективность745850

Как научиться мыслить продуктивнее и быстрее: полезные техники

Обзор универсальных методик мышления, которые помогут при решении любых задач и проблем.

Почему стал возможным искусственный интеллект? Как вообще получилось автоматизировать человеческое мышление? Ну, во-первых, еще не получилось – нейросетям до интеллектуалов далеко. А во-вторых, при всем уважении к расе Homo Sapiens, сложность разума сильно преувеличена.

Конечно, мы умеем разгадывать капчу на сайтах, которые только для людей. Способны на некоторые другие ментальные подвиги. Но по большей части мыслительные процессы достаточно формальны. Они ведь и состоят из алгоритмов.

Некоторые техники принятия решений особенно полезны, потому что позволяют быстрее отсекать лишние варианты, расставлять приоритеты, решать задачи без очевидно правильных ответов.

Давайте рассмотрим такие прикладные методики для ума, а также способы добиться более значительного прогресса в качестве мышления.

Аналитика по науке

Первым на ум приходит ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Это классика. Правда, не все знают, что ТРИЗ – больше инженерная и техническая методика. «Перебором по всем набором» решают задачи с помощью морфологического анализа. Это взаимодополняющие методики.

Еще один широко известный «кит» — SWOT-анализ. С его помощью можно аккуратно расписать и потом видеть сразу на одном игровом поле слабые и сильные стороны, возможности и угрозы.

Матрица Эйзенхауэра тоже состоит из квадранта, только поля другие. Все делится на срочное и не очень, важное и неважное. Такая карта целей и проектов создает изрядный дискомфорт, потому что слишком наглядно показывает, как много времени и других ресурсов мы тратим не на то, что сами считаем более приоритетным.

Мышление по принципу «Рыбьего скелета» (диаграмма Исикавы) воплощает поговорку «рыба гниет с головы». Голова – это проблема, предпосылки для нее — кости. 

Словно подшучивая над коллегами, другие аналитики разработали метод «Голубого океана». Он посвящен поиску новых рынков с минимальной конкуренцией. 

«Пять почему» Тойоты заключается в промышленном применении детской настойчивости. Нужно продолжать спрашивать «Почему?» после получения каждого ответа. По легенде, так можно докопаться не только до отвечающих, но и до истины. Правда, на практике встречаются и закольцованные проблемы. Например:

  1. Почему выручка падает? Ушли крупные клиенты.
  2. Почему ушли крупные клиенты? Их не устроила поддержка.
  3. Почему поддержка не устроила? Менеджеры перегружены.
  4. Почему менеджеры перегружены? Не хватает бюджетов.
  5. Почему не хватает бюджетов? Падает выручка.

Метод тетралеммы. Если кратко, то суть метода заключается в том, чтобы вместо дилеммы — выбора из двух полярных вариантов — рассматривать также пару «компромиссных», помягче. Тогда уже не нужно подкидывать монетку, можно выбрать оптимальное решение.

Метод дизайн-мышления, пожалуй, слишком эмоционален для аналитики. Однако он используется в том числе для разработки прототипов, поиска технических решений и тестирования. Здесь нужно ориентироваться на эмпатию к клиентам и потребителям, исходить из их интересов.

Наконец, даже обычный опрос экспертов тоже называется методом. Это метод Дельфи. Так что, когда вы будете говорить что-то наобум без фактов и графиков под рукой — не стесняйтесь, вещайте как дельфийский оракул. 

Допинг для креатива

Творческие изыскания тоже можно подстегнуть. Самый известный способ — мозговой штурм. Этот термин уже стал нарицательным. Группа накидывает идеи, критиковать их сразу нельзя. Таким нехитрым вроде образом можно гораздо быстрее получить пул новых вариантов. 

Куда менее популярная мозговая атака в целом про то же самое, только все происходит в разы быстрее и поле для креатива ограничено более строго.

Когда времени больше, а вопросы сложнее, можно потратить несколько дней на мозговую осаду, чтобы креативить значительно дольше, вдумчивее и с многократными прогонами.

Хочется чего-то более изысканного, нетривиального? Пожалуйста.

Шесть шляп мышления Эдварда де Боно:

Все эти шляпы помещаются в одно общее название: латеральное мышление. К нему относятся также:

Еще одна классификация способов покреативить скрывается за аббревиатурой SCAMPER. Тут уже 7 «шляп»: 

Возможно, кому-то покажется это чрезмерным. Тогда, пожалуйста, метод Диснея, к вашим услугам. Здесь всего три шляпы, то есть роли: 

Почему же определение «шляпа» будто само просится применительно ко всем этим прекрасным технологиям мышления? Все они (в том числе «аналитические») барахлят и буксуют без фундаментального, куда более важного ментального развития. 

Проблема в том, что взрослые люди редко способны действительно учиться. Не подзубрить и сдать — тут все замечательно. В другом смысле. Усвоить жизненный урок, поменять свое отношение, избавиться от внутренних блоков, обрести уверенность и широту взглядов, адекватность, чувство меры, стиля, такта. Это гораздо сложнее.

В идеале надо начинать развитие мышления в раннем детстве. Например:

К слову, все это не поздно делать и взрослым. Но, здраво глядя на вещи, мало кто решится применять «развивашки» из другой возрастной группы. Поэтому вот еще несколько других, более масштабных направлений для развития мышления.

Как научиться думать 

В таком виде задача неподъемная, все равно что «Как стать счастливым». Нужна подробная детализация. Расскажу про свои субъективные акценты. Ой, то есть дам аналитику по методу Дельфи, разумеется. 

Первое и важнейшее — критическое мышление

Без осознания того факта, что всю входящую информацию нужно проверять, про мышление можно забыть. К счастью, есть довольно много тренингов критического мышления. В том числе бесплатных. Первые с беглого поиска:

Можно обойтись и самообразованием. Тогда нужно запастись терпением и планомерно учиться различать факты, мнения, версии, сплетни, дезинформацию. Изучать разные, взаимоисключающие источники. Находить точки вбросов, «нулевых пациентов» медийных вирусов. Оценивать их репутацию, в том числе по другим инфоповодам. Приходить к обобщающей картине мира, которая помогает быстрее реагировать на свежую информацию.

Кроме того, стоит критически относиться к самому себе. Своим табу, вкусам, ожиданиям. Выглядывать из информационного пузыря рекомендательных лент. Людей с неприятными и шокирующими суждениями не банить, а внимательно слушать и читать.

В конечном счете этот путь ведет к тому, что принято называть осознанностью. Это максима критического мышления. Можно спекулятивно сравнить с просветлением, потому что в таком состоянии человек умеет абстрагироваться не только от внешних смыслов и паттернов, также от своих собственных. Что довольно близкое приближение к объективности.

Главное не путать критическое мышление с нигилизмом. Проще всего на что угодно заявлять: «Вранье!» Или: «Мы все в Матрице, реальности не существует!». Но деструктивные обобщения не помогают действовать эффективнее. 

Задача же не в том, чтобы застраховаться от любых смысловых ошибок. Нужно быстро отсеивать информационный шлак, распознавать рекламу, манипуляции. Видеть тренды, здраво оценивать риски и возможности. 

Еще несколько векторов для развития.

Алгоритмическое мышление. Несмотря на то, что оно родом из IT, трактовать можно очень широко. Например, частный случай алгоритмического — предпринимательское мышление.

И получаем бизнес- или маркетинговый план. То есть алгоритм действий «Если так, если иначе». Детализация тут нужна минимальная, потому что пресловутые экспертные оценки создают иллюзию цифр. Но даже настоящий опыт в виде четкого нормирования никаких гарантий на будущее не дает. 

Можно и нужно строить стратегические планы, однако вся реальная деятельность ведется на уровне тактики. И темп принятия решений часто важнее их качества.

Поэтому венцом иерархии поставлю интуитивное мышление. Не самый научный вид, зато наиболее полезный. По мере накопления опыта мы обретаем способность срезать углы в размышлениях с минимальной потерей достоверности. 

Конечно, риск промахнуться растет при переходе от Mind Maps и расчета вариантов к чистым инсайтам. Но выигрыш в скорости трудно переоценить.

Как было сказано на одной футболке с принтом, все люди делятся на две категории:

  1. Умеют делать выводы по неполным данным.

Читайте также:

Смотреть комментарии