Личная эффективность1062535

Музыка для продуктивной работы: как ее подобрать?

Почему лучше забыть про радио и другой музыкальный ширпотреб? Как составить плейлист, который будет звучать в унисон персонально с вами?

У нас не так много каналов для взаимодействия с окружающим миром, чтобы пренебрегать одним из важнейших — слухом. Причем неважно, какой он, этот слух: музыкальный или нет, профессиональный или «обывательский». Речь ведь не о конкурсах талантов или викторинах. Важно найти музыку, которая заводит одного конкретного человека. Лично вас.

Несколько существенных оговорок. Рассмотрим только деловую сферу. За кадром остается музыка для романтики, спорта, отдыха, повышения надоев и всходов озимых. И поскольку речь идет о личной эффективности, не подходят музыкальные решения для бизнеса, ориентированные на клиентов. Например, теперь уже повсеместно распространенный аудиомаркетинг

Правда, его стоит упомянуть ради обширной доказательной базы влияния звука на поведение людей. Вспомните, когда последний раз было тихо в любом месте, предназначенном для расставания публики с деньгами? Примерно никогда, верно? Дорогие рестораны и бутики, дешевые забегаловки, даже ларьки на базаре — все пытаются подстегнуть продажи с помощью аудиоряда. Это неслучайно.

Идее скоро исполнится 100 лет. Первая известная коммерческая трансляция датируется 1934 годом. Золотая эра целенаправленного воздействия музыкой на настроение и поведение людей началась с лифтов Нью-Йоркских небоскребов. Кстати, основанная тогда компания Muzak Holdings в дальнейшем развилась до поистине космических высот и отбирала композиции для NASA. Потому что даже космонавтам нужны специальные песни, чтобы сохранять спокойствие и трудоспособность.

А вам? Если хотите совмещать приятное с полезным, стоит подучиться на диджея. Первое, что важно прояснить — массовые источники музыки работать не помогут. Скорее даже помешают. 

Почему радио и альбомы не годятся 

Сейчас доступны практически все радиостанции мира. Причем онлайн, с поиском по именам, группам, жанрам, чему угодно. Заманчиво, но нет. 

Даже узко-тематическое радио крайне редко придерживается одного и того же темпоритма. А это критично важно для работы, потому что амплитудные рывки отвлекают. В лучшем случае заставляют поморщиться, в худшем — ловить другую волну. То есть тратить время, силы, терять ход. 

Рекламные вставки, новости, джинглы, сводки погоды окончательно уничтожают пользу радио. Такая музыка для бедных, в полном соответствии с метким наблюдением «Если вы не платите за что-то, скорее всего, товар – это вы сами».

Альбомы, тематические подборки и другие готовые залежи музыки могут стать отличным источником. Но скорее в качестве сырья, чем как готовые решения. Потому что они тоже не бывают достаточно «нишевыми», применительно к лично вашему вкусу и отклику. 

Значительно лучше интеллектуальные сервисы, изучающие предпочтения своих пользователей. Вот они могут составлять бесконечные плейлисты со все более подходящими композициями. Пожалуй, всего с одним существенным недостатком — зависимостью от моды. 

Помните, откуда взялось слово «спам»? От ненормально навязчивой музыкальной рекламы одноименного продукта, ветчины SPAM. Любые попытки снаружи достучаться до сердец (или кошельков) с помощью определенной последовательности звуков неизбежно скатываются к низкопробной рекламе. Необязательно продуктов или сервисов, возможно, и даже часто — самих исполнителей. 

Чем плохи «звезды» 

Во всех сервисах и залежах музыки доминируют хиты. Что логично, но известные мелодии перетягивают внимание на себя. Звезды светят слишком ярко, они не хотят быть фоном. Между тем, задача музыки для работы не в том, чтобы начать подпевать и вспоминать клипы. 

Клипы к слову лучше вообще не смотреть. Они связывают открытые аудио-шаблоны предельно узкими, конкретными визуальными образами. Потом сложно абстрагироваться от клипового сюжета, положенного под музыку. Все равно что смотреть плохой фильм вместо того, чтобы перечитывать хорошую книгу со своими представлениями о том, как должны выглядеть герои.

И вообще, почему именно исполнители или группы? Подходящим звуковым рядом может быть что угодно. Шум дождя, чужие разговоры в кафе, перестук железнодорожных колес. Это одна из причин, почему есть люди, которым хорошо работается в дороге и на публике – то есть даже там, где вроде шумно, неудобно. Зато там ловится волна, которая превращает любое место в идеальный коворкинг. 

Если ходить и тем более далеко ездить сложно и накладно — можно найти прямые онлайн-включения по всей планете. Там полный ассортимент: звуки природы, переговоры авиадиспетчеров, голоса улиц. Любые другие последовательности звуков, которые никогда не повторяются, но звучат достаточно похоже друг на друга и сливаются в общий поддерживающий фон. 

Вот, например, звуки Нью-Йорка:

Как поймать свой ритм

Неслучайно галеры были оборудованы барабанами. Люди ленятся, отвлекаются. Ритмичные звуки задают физиологически понятный вектор и что еще важнее — помогают его держать. 

Собственно, одного только музыкального ритма достаточно для входа в состояние потока. Но самый лучший бит надолго фокус не удержит. Он слишком однообразен.

Музыка тем и отличается от дынц-дынц-дынц, что вариативность зашкаливает. Можно годами слушать джаз или рок, при обширном плейлисте это никогда не надоест. Если вам подходят эти жанры, разумеется. 

Только не нужно изображать из себя большего меломана, чем есть на самом деле. Многим хочется выглядеть эстетами и тонкими эрудитами. Держать фонотеку из классической музыки, признанных шедевров в других жанрах. Но зачем, если настроить на рабочий лад могут якобы неуместные песенки с примитивными ритмами и глупыми словами?

Пожалуй, сами слова вообще лишние. Песни остаются музыкой до тех пор, пока не возникает соблазна прислушаться к ним. Полезнее крутить нечто неразличимое, без семантики. Если у вас хороший английский, испанский, французский — круг сужается. Попробуйте корейский, арабский или другую экзотику. 

Аналогично по новинкам. Не так важно, вышло ли это недавно или 100 лет назад. Значение имеет только то, когда вы в первый раз услышали эту композицию. Успела она надоесть или еще нет. 

Личный плейлист вообще не должен зависеть ни от чего внешнего. Музыка интимна. Если привязалась дурацкая мелодия и она работает — зациклите в плеере, может хватить на несколько дней. Все, достала, наконец? Не спешите удалять, отложите в папку своих находок. 

Лучше сразу сортировать. Причем не по жанрам, альбомам, исполнителям, географии, датам. Это все пустое. Главное – темпоритм. Например, можно все делить на:

При этом неважно, какого года альбом, кто там поет вообще, кавер это или ремейк. Просто песня «зашла», она не содержит томительных пауз посредине, не взрывается неожиданными и краткосрочными перебивками. Нишевая, как роман в книжном, который легко поставить на определенную полку — и найти потом именно там. 

Повторите так N раз, и вот ваша собственная фонотека готова. Она абсолютно автономна, в нее никогда не вклинится реклама, можно слушать даже офлайн. Сплошные плюсы.

Главное, что стоит помнить при отборе личной фонотеки для работы — то, что она для работы. Не «нравится», не «ассоциируется с приятными воспоминаниями», не «возглавляет чарты», не «говорит о вашем тонком вкусе или эрудиции», не «рекомендована друзьями, специальным сервисом, начальством». 

Просто. Помогает. Работать.

А какая музыка помогает в работе вам? Кидайте ссылки на YouTube в комментариях!

Читайте также:

Смотреть комментарии