Уважаемые форумчание, здравствуйте!
Пожалуйста, посоветуйте, как профессионалы, прошедшие этап обучения, саморазвития и т.п. в области прописывания бизнес процессов.
С чего начать и во что углубляться? Какие инструменты использовать? Что почитать? Стоит ли идти на дорогущий 2-х дн. семинар за
32 000 рублей или все познание лишь дело опыта.
Задача стоит такая: построить орг.структуру компании, прописать БП, регламентировать и контролировать исполнение регламентации.
Подобного опыта и образования у меня, к сожалению, нет. Опыт есть в HR, в том числе в регламентации, составлении должн.инструкций и т.п.
Но хочется цивилизованный подход, дабы не навредить бизнесу, а наоборот упорядочить функции, действия и полномочия персонала.
В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.
Я бы посоветовал, но я не профессионал…
Однако, исходя из житейского опыта - скажу.
На семинар бы не пошёл. Всё можно найти в тернете, больше, подробнее и бесплатно.
Опыт и знания противопоставлять нельзя. Учиться надо. Из всех форм обучения – самообразование всех эффективнее.
Когда говорят «бизнес-процессы», то есть сильное подозрение, что говорящий не знает, что такое бизнес. Есть бизнес-процесс.
Придумать, продумать, просчитать, прописать бизнес-процесс это здорово. Но в жизни такое никогда не встречается и не встретится. Всё время пока существует этот процесс его надо прописывать, постоянно оптимизируя.
Любой бизнес-процесс начинается со сбыта. На сбыт вы пригласите человека, который владеет сбытом, безусловно, лучше вас. А иначе, зачем он нужен. И вот вы дилетант в сбыте хотите прописать профессионалу процесс сбыта? Регламенты? Побойтесь бога. Он сам всё напишет, явно лучше вас.
Структура простая: директор, заместитель (ну, мало ли, что с животом), экономист, начальник сбыта, начальник производства. Остальных попросят…
Не сразу заметила, что вы в Санкт-Петербурге, я тоже здесь ) можем связаться ))
Начать лучше с построения хороших рабочих отношений с сотрудниками, особенно с начальниками отделов, отделений и т.д.
Нужно построить хорошие, доброжелательные каналы коммуникации. Если в компании вся информация о работе никак не прописана и находится только в головах людей - без доброжелательного общения никто Вам ничего толком не расскажет.
А так - берете листочек, ручку и в удобное время - их текущая работа от необходимости прописать бизнес-процессы никуда не делась - расспрашиваете, кто и чем занимается, как отделы взаимодействуют, как и что делают сотрудники в отделах/группах, какие внутренние документы/формы отчетности используют, как это все увязано по срокам, какая работа повторяется ежедневно/еженедельно/ежемесячно/ежеквартально. Сначала укрупненно, потом каждый раздел более детально, потом еще более детально.
Сначала укрупненно основной процесс компании, потом остальные, потом их взаимосвязи и детали. И так вплоть до регламента работы каждого сотрудника.
Не стоит пытаться выяснить всю информацию сразу. Попросите сотрудника рассказать о работе, слушайте и записывайте, что непонятно - спрашивайте сразу. Потом обязательно уточняйте, правильно ли поняли. Потом перерабатываете информацию и оформляете в основу для дальнейшей детализации. Там, где взаимодействие двух/нескольких отделов или сотрудников - обязательно у всех уточняйте информацию, полученную от других по этому фрагменту работы. Не с целью проверить их, а с целью убедиться, что они сами хорошо друг друга понимают. А то бывает, что разными словами говорят об одном и том же или одинаковыми словами о разном. Уточнять нужно на каждом этапе - меньше ошибок будет. Всем регламентам для удобства присвоить номера (лучше так, чтобы по номеру уже можно было понять к какому отделу относится) - удобно при ссылке одного на другой, а также - всем внутренним формам отчетности.
Когда основной каркас всех рабочих процессов готов и идет уточнение деталей - можно сразу спрашивать сотрудников, где что можно улучшить, чтобы им работалось комфортнее и эффективнее (в пределах разумного, конечно). Т.е. описываете ситуацию "как есть" и сразу возможные улучшения - пригодится.
В итоге у Вас будет понимание работы всей компании. Как делать начнете - через некоторое время освоитесь)).
По каждому процессу/фрагменту работы нужно прописать: участники, ответственный, сроки, периодичность, источник исходных данных, что есть результат, кому передается для дальнейшей работы - (*). Для каждого работника/отдела - отдельный регламент (они компонуются - регламент отдела состоит из общей части и регламентов сотрудников), где-то будет проще, где-то сложнее. Такая дефрагментация удобна, чтобы каждому сотруднику не выискивать свою часть в общем процессе. Можно оформить в виде таблицы - по вертикали -шаг 1, 2, ... и их названия, а по горизонтали - выше перечисленное (*).
Единственное - не стоит сильно трогать бухгалтерию по той части, которая касается налогового учета - у них свои правила есть - ПБУ)) - можно ограничиться тем, кто какие документы и в какие сроки им предоставляет.
В целом - дело это интересное и нужное.
По срокам - зависит от размеров компании и глубины прописания бизнес-процессов.
По трудоемкости - от Вашего желания копаться в деталях и умения "добывать" нужную информацию у сотрудников.
:)
И еще - обязательно прислушивайтесь к советам В.Г.Елиферова - он плохого не посоветует! :)
И если комментарии-советы напишут В.И.Овсий, В.И.Зонзов, Е.И.Корнев, Е.Черепнева (не буду перечислять всех уважаемых мною участников - отмечу "плюсиками", если будут) - тоже прислушайтесь и по возможности используйте)).
Спасибо всем огромное за помощь! Обязательно все проанализирую и воспользуюсь подходящими для нас советами.
Компания у нас небольшая - 40 человек. Но деятельность - строительство: услуги по установке систем безопасности на крупных промышленных объектах. Здесь, на одном из форумов я прочитала, что построить процессы в строительной организации, а тем более молодой (нам 5 лет) это нереально, из-за необходимости постоянной изменчивости в стабильности, подстраивания под обстоятельства, нам необходимо быть гибкими, и я не могу здесь не согласится.
И на данный момент все строится на ответственности и добросовестности ключевых людей, на которых ген.директор полностью возложил надежды: "они профессионалы, они сделают все как надо". Но человеческих фактор никто не отменял и в итоге эти ключевые люди стали редко сходиться во мнении, отсюда конфликты и торможение деятельности компании.
Был ли у кого опыт прописывания и оптимизации БП в таких условиях?
Эксперт Виталий Елиферов 1103
+2 28.02.14 13:53
Цитата
Эльвира!
Продукт не может быть выражен глаголом или отглагольным существительным.
Виталий! Да, конечно, я согласна с Вашим комментарием.
Соглашусь, пример был сформирован на скорую руку. Надеюсь, автор вопроса, вникнув в тему, сможет первоначально уяснить для себя терминологию, в том числе, ознакомившись с Вашими трудами.
Уважаемая Ирина, мне, не в пример консультантам сообщества, за свою трудовую биографию, пришлось решать задачу, подобную Вашей, лишь дважды. Но в реальных организациях. Здесь привлечение либо не привлечение сторонних специалистов по консалтингу диктуется экономической целесообразностью для организации. В первом моем случае, достаточно показательном, численность реструктурируемого блока была: до – 130 чел., после – 20 чел. Часть функционала была передана в другие блоки, часть персонала высвобождена. На последних этапах процесса что-то не устраивало уважаемого мной руководителя, но очевидных конкретных замечаний он не предъявлял.
В последнем варианте я представила на подпись структуру, в которой отсутствовал мой отдел. «Вот теперь тебя люблю я!», - обрадовался мой руководитель, и мы ушли, "довольные как слоны", с достойной по тем временам компенсацией. Практически через месяц-другой у каждого была новая работа. Теплые чувства и дружеские отношения с тем коллективом мы сохраняем и по сей день. Справиться с поставленной задачей мне помог диплом МВА и самообразование.
И небольшое субботнее отступление по теме вопроса: О пользе форумов.
Аналогичный Вашему скепсис касательно альтернативной стоимости 30 т.р., в свое время, сподвиг меня обратиться к сообществу одного из строительных форумов, когда встал вопрос организации системы отопления в нашем строящемся доме. Проектировщики дружно загалдели: «Хочешь сэкономить? Заплатишь дороже!» Но были и другие голоса: «Ничего не бойся! Делай сама!» Мне был нужен не общераспространенный, а мой вариант, который сидел у меня в голове, как у человека, выросшего в сталинке и предвзято относившегося к предложениям новомодных полипропиленовых умельцев. Понятное дело, пришлось перелопатить весь форум, и на свой страх и риск, я выложила свой проект на обсуждение: 2,5-уровневая однотрубка с естественной циркуляцией теплоносителя. Кто-то поднял на смех мою чугунину, а кто-то, спасибо им – практикам, зарабатывающим на своей работе, а не на форумах, - исправил размер сечения труб в нескольких местах, добавил регулировочных кранов на крыльях системы. И вот: проект готов, а 30 т.р. сэкономлены для покупки энергонезависимого газового котла.
Сварщиков стальных труб по нынешним временам, как оказалось, было не только сложно найти, но и трудно заставить работать по моему проекту. В конце концов, сварщики решились, предварительно взяв с нас обещание, что если система не заработает – они не виноваты. Я проверяла за ними каждый погонный метр: верен ли уклон, правильно ли соединен для сварки узел...
Итак, подведение газа и этап запуска: нервы у меня на пределе… а вдруг действительно все мои расчеты неверны в принципе?.. В меня верили только часть строительного сообщества и мой муж…
Система заработала с «пол-пинка» и без электричества! потому что законы физики никто не отменял! Электрический насос за 3 т.р., вваренный для страховки на входе у котла для разгона системы, – не понадобился! Радости нашей не было предела! И сейчас и в мороз, и в ветрище – в доме тепло, а мы знаем, как устроен и за что отвечает каждый элемент системы в доме.
Справиться с этой задачей мне помог диплом физика, самообразование и поддержка близких. Когда муж хочет подбодрить меня или поднять настроение, он говорит: «Смотри: вот картинка, которую ты нарисовала, а вот наш дом, точь-в-точь как на картинке… Восхищаюсь тобой!» И лучшей награды нельзя и представить.
Резюме: если Вы чувствуете в себе скрытые возможности и поддержку окружающих – начните сами, и у Вас все получится!