Сравнение бизнеса с войной всегда вызывает противоречивую реакцию. Кто-то говорит, что это правда жизни, поэтому в бизнесе все происходит по принципу «на войне как на войне». Суворова сюда приплетают вместе с Александром Македонским и другими полководцами. Согласитесь, очень популярна тема, и «суворовцев» в бизнесе пруд пруди.
Однако в полемику тут же вступают пацифисты. Их контраргументы тоже очевидны: война до добра не доводит. Надо жить дружно, сотрудничать, договариваться, поэтому Гарвардская модель продаж/переговоров «выиграл-выиграл» стала символом цивилизованного бизнеса.
Не менее популярны ассоциации бизнеса со спортом или искусством. «Быстрее, выше, сильнее» - разве это не про бизнес? И увлечение спортивной тематикой нередко доводит креативщиков от бизнеса до абсурда. Кто-то изводит компанию командообразованием со спортивным уклоном, а кто-то геймифицирует бизнес-процессы и вводит спортивную терминологию в стратегию и оргструктуру компании («чемпионаты», «высшая лига», "дивизионы", «зональные турниры», "сезоны", «штрафные очки» и пр.).
Михаил Казиник утверждает, что бизнес и фуги Баха созданы на основе общих математических моделей. Бизнес как искусство тоже имеет многочисленных почитателей.
Что же такое сегодняшний бизнес? Самое простое – предположить, что это сочетание всего перечисленного и чего-нибудь еще. Или это абсолютно авторская категория, у каждого своя? Поделитесь, коллеги, в качестве легкой разминки.
Зарплатные предложения в этой сфере также выросли на 32%.
Для юридических лиц планируют ввести штраф в размере от 50 тыс. до 100 тыс. руб.
У каждого третьего опрошенного увеличился бюджет на летний отпуск по сравнению с 2023 годом.
В сборке уже находятся 130 роботов-курьеров.
Если в метафоре, аллегории, сравнении есть здравый смысл, ее можно использовать. Понимая ограничения и некоторую односторонность такого подхода.
Бизнес, как любая сложная деятельность, многогранен. Для упрощения приходится отбрасывать многое, не столь существенное. И использовать различные подходы.
По типу, как врач анализирует состояние пациента по рентгеновскому снимку и анализу крови. Хотя это всего лишь две проекции из бесконечного числа возможных.
Бизнес рассматривают и как живой организм, который из младенца становится подростком, потом взрослым, потом стареет и умирает.
Бизнес можно рассматривать как театр. С точки зрения оргкультуры.
И как джунгли, где за жизнь борются как звери, конкуренты.
И как стаю, в которой есть свой вожак.
И как конвейер, который должен работать четко, без остановок, выдавая продукцию.
И как семью, в которой есть строгий, но заботливый отец и все должны поддерживать друг друга.
И т.д. И каждая такая проекция (каждый подход) будет давать новую информацию для понимания происходящего. И каждая проекция будет терять много информации, так как отбросили часть реальности, рассматривая объект с одной лишь стороны.
Мы анализируем реальность через ее упрощенные модели. Используя тот или иной подход. Взгляд, точку зрения. Выявляем новую сторону сложного явления и делаем выводы из этого. Понимая что "электрон так же неисчерпаем, как и атом"
Верно и, ёмко! Как по мне, бизнес, а это дело, которым занимается человек, есть неотъемлемая часть нашей жизни. А, если это часть жизни, то её надо жить, т.е. вносить своё и получать взамен. Нет такого отношения, получается наёмничество, со всеми вытекающими, как со стороны нанимателя, так и со стороны нанимаемого. Другой вопоос -- работа/семья. Но, это к сожалению редкость. Так же, как и Суворовцы. Суворов любил и заботился о своих солдатах, учил их и берег от безсмысленных смертей. Посему все эти сравнения есть либо насмешка, либо идиотизм от настоящего непонимания сути. Сергей Мамин хорошо написал и разложил -- очень много граней. Всё зависит от отношения конкретного человека. Есть отношения , есть мотив, есть соответствующие действия.
Бизнес - это борьба с энтропией. Организация, структурирование пространства вокруг себя. Пространства - не только в физическом понимании, но и в социальном, эстетическом, интеллектуальном, каком там ещё. Собственно, это разновидность созидательной деятельности, облечённая в определённую организационную форму.
Сергей Мамин верно подметил, что бизнес нельзя рассматривать только с одной стороны - он многогранен.
Для кого-то предпринимательство становится формой самовыражения; кто-то получает от этого удовольствие и для него бизнес стал способом получения новых впечатлений; для кого-то бизнес просто способ зарабатывания денег, а для кого-то способ их накопления; для кого-то это стало формой консолидации интересов, а для кого-то формой воплощения справидливости в совместной деятельности; для кого-то бизнес становится способом добится дешёвого авторитета, а для кого-то методом его воплощения...
Здесь можно перечеслять и перечеслять ещё долго, и каждый что-то скажет. В наших условиях предпринимательская деятельность становится формой выживания с одной стороны, и формой развития собственных навыков с другой.
Из-за чего получается скверный замкнутый круг: Предпринимателям нужно всё больше высококвалицированных специалистов - Специалистов становится всё меньше, и они либо работают на себя, либо постоянно повышают расценки на порядок выше инфляции - Предприниматель вынужден перераспраделять косты, сокращая места для низкоквалифицированной и среднеквалифицированной рабочей силы - Низкоквалифицированные специалисты не могут найти работы, среднеквалифицированные ищут любые способы поддержать свой уровень жизни и уходят в самозанятость - Специалистов становится ещё меньше, перегружаются расценки у профессионалов - Предприниматель вынужден либо снова перераспределять косты, либо расширяться и перестраиваться - 1) Короткий цикл: сокращения низкоквалифицированных и перераспределения соотношения сотрудников со средней квалификацией; 2) Длинный цикл: круг замыкается и начинается заново.
И как я понимаю, это единственное логически выверенное объяснение всех проблем современной российской кадровой отрасли и всеобщей ненависти к HR-специалистам, как ответной реакции на чрезмерно стремительный замкнутый циклический процесс выше.
Сергей Мамин пишет: "Бизнес... Для упрощения приходится отбрасывать многое, не столь существенное...".
Многие "отбрасывают" людей. Нередко оказывется самым простым. Конечно, к цитате это не относится. К слову пришлось.
Валерий Андреев пишет: "Всё зависит от отношения конкретного человека. Есть отношения , есть мотив, есть соответствующие действия".
Не поспоришь. Вот и получается, что бизнес - это 100% творчество. Даже если бизнесмен не любит этого слова и категорически отказывается называться творцом.
Бизнес - абсолютно личностная категория, при всем стремлении технологов сделать из него конструкт. Из любой конструкции все равно "вылезают уши" человеческого отношения.
Мне очень близка тема бизнеса как организации пространства. Прямая аналогия с архитектурным/ландшафтным/урбо- и прочим дизайном. Я уже когда-то цитировала Корбюзье, который писал, что архитектор работает не с камнем или металлом, а с пространством. Он создает объекты, чтобы раскрыть пространство, показать его возможности и перспективу. Если замусоришь, напихаешь лишнего, пространство превратится в помойку. Разве не аналогия с бизнесом? Чего мы только туда не стремимся воткнуть (например, чтобы не оставать от времени в части новых идей и технологий). Получается помойка. Или склад забытых вещей. Вместо борьбы с хаосом этот самый хаос и создаем
"Слуга царю, отец солдатам". Лермонтов, конечно, не про Сукворова писал, а про безымянного полковника, но такая "отеческая" модель управления действительно пришла из армии. Русская, национальная, рачительная. В подобных аналогиях нет ничего плохого, это метафоры отечественной культуры отношений. Просто раздражает бесконечное заигрывание с аналогиями. У нас же еще есть непомянутая здесь китайская мудрость. И это тоже неисчерпаемая кладезь аналогий для бизнеса.
Именно! Не конструктор, а семья. Главное -- люди. А, деньги? Деньги принесут и приумножат теже люди. Надо уметь выбрать, направить, организовать. Дело, бизнес, какая разница. Есть дело. Если оно формируется и начинается, как дело жизни, то это и есть бизнес. Им живёшь, с ним живёшь, о нём радеет вся семья. И, жена подскажет и дети позже привнесут. А бегать от конторы к конторе каждые 3-5 лет это порочная практика. Нас же этому учили , что настоящий менеджер должен менять работу каждые 3-5 лет. Не меняет? Что-то с ним не то...
Да, вот перечень всех страстей человеческих. А еще национальные особенности, исторические корни и прочее, и прочее. Отсюда интерес к бизнесу со стороны философии/этики/эстетики, психологии, социологии, медицины... Для кого-то бизнес - это ЕБИТДА, а для кого-то - космос.
Тот же Казиник (я его уже цитировала) говорит, что не бытие определяет сознание. А наоборот, как и утверждал великий и не дооцененный в своем величии Кант (это мнение Казиника, я не настолько философ, чтобы аргументированно дискутировать на эту тему). Из этого следует, что убогое сознание не породит высокую идею. Стремение сначала удовлетворить базовые потребности, а потом рвануть к духовным ценностям, приведет к тому, что "ценности" навсегда останутся "базовыми". "От осинки не родятся апельсинки".
Простой, по-моему, вывод: человек, который видит в бизнесе космос ("огромный мир в зерне песка"), создаст великий бизнес. Все остальное - по убывающей.
Хорошо, если бизнес это искусство. Плохо если искусство становится бизнесом.
Увы, монетизация всего, что движется, нас накрыла. Молодежь этим особенно страдает. Поколение интернета монетизирует все до пошлости.
Почему же, увы? Это бизнес. Каков мотив, таков и подход. Деньги или....? Что во главе и, самое важное, как и на что собирается эти тратить бизнес не или деловой человек? Каковы окончательные процессы?
И все же, увы. Монетизация, о которой говорю я, это, по сути, спекуляция. И объектом спекуляции становятся ценности. Любовь, сострадание, вера.... Сколько спекуляции на благотворительности, детях и стариках, детском творчестве, семейных отношениях...
Давайте не сильно романтизировать образ Суворова.
Он и в жестоких подавлениях восстаний участвовал, и отдавал своим солдатам на разграбление и насилие над жителями захваченные города...
В войне нет ничего красивого и романтичного. Это не сериал "Игра Престолов", а реальная жизнь...
Мне претит любая война (в том числе и Великая Отечественная).
Но вот "сражение", или "битва", или "поединок" - это уже совсем другое! Когда сражаются между собой только воины и нет жертв среди невинных - это правильный способ решения проблем :))
Бизнес - это сражение, а не война :))