О чем руководитель никогда не должен просить сотрудника

Они боссы. Они главные. У них власть.

И все же некоторые поручения выходят за грани дозволенного, уверен Джефф Хайден, поэтому управленцам следует использовать полномочия осмотрительно и избегать этих перегибов:

1. Вызывать у сотрудников чувство, что они обязаны прийти на «общественное» мероприятие

Некоторые люди не любят общаться вне работы. И это их выбор. Будучи руководителем, не вынуждайте сотрудников чувствовать, что они обязаны присутствовать на событии. Иначе намеченное веселье превращается в обязаловку.

Учитывайте, что «давлением» может оказаться простая фраза: «Вася, надеюсь, ты заглянешь на рождественскую вечеринку». Вы просто дали понять сотруднику, что будете рады его компании, а он услышал это так: «Вася, если ты не заглянешь на вечеринку, то разочаруешь меня»

Будет лучше, если тема корпоратива привлечет сотрудников. Например, сделайте детский рождественский праздник или пикник в парке. Или соберите любителей спорта. Лучшее решение ― выбрать одну-две темы, которые объединят большинство сотрудников.

Вывод: никогда не навязывайте дух единения силой.

2. Навязывать сотрудникам мнение, что они должны жертвовать на благотворительность

Благотворительные фонды заслуживают поддержки. Но руководители никогда не должны давить на сотрудников (даже неявно) с тем, чтобы люди жертвовали свои время или деньги. Пусть пожертвования будут добровольными, и никогда не создавайте впечатление, что отслеживаете активность каждого сотрудника.

Просить поддержать своего ребенка, собирающего средства на благотворительность, ― тоже неправильно.

Для руководителя непозволительно создавать обстановку, когда компания вмешивается в то, как сотрудники распоряжаются своими деньгами.

3. Поручать сотруднику работу, которая поручалась другому сотруднику

Вы поручили проект Марии. Затем вы узнаете, что Мария забуксовала с выполнением и, видимо, надолго. Вы разочарованы Марией, и вам действительно надо закончить проект… и тогда вы бросаете папку с делами на стол Светланы, потому что знаете, она точно справится.

Светлана справится, но она будет недовольна. Ей приятна мысль, что вы высоко оцениваете ее таланты, но ее мало радует перспектива впахивать за другого человека.

Оставьте Светлану в покое. Решайте проблемы с Марией.

4. Лишать сотрудников возможности поесть в обеденный перерыв

Что касается обеденных перерывов, если вы решаете обсудить вопросы за обедом, то сделайте так, чтобы сотрудники могли поесть. И всегда перестраховывайтесь. Если заказываете пиццу на всех, и она внезапно заканчивается, то некоторые сотрудники запомнят не то, что они съели два отличных куска, а что им не хватило третьего, а виноваты вы, потому что сэкономили.

5. Просить сотрудников оценить самих себя

Лучшие работники всегда ставят под сомненье необходимость самооценок. Разве руководитель все еще не знает, как много и упорно они трудятся? С другой стороны, недобросовестные работники вряд ли оценят свою работу плохо, потому что в дальнейшем это может выйти им боком.

Самооценка может показаться хорошим способом для вовлечения сотрудников в работу и для передачи им части полномочий, но почти всегда это оказывается пустой тратой времени. Если вам действительно нужна обратная связь, то спросите сотрудников, что вы можете сделать для развития их навыков и карьеры. Вот этим каждый сотрудник поделится с радостью.

6. Просить сотрудников оценить коллег

Если вы хоть раз оценивали коллег, то знаете, насколько это сомнительное удовольствие. Кто захочет критиковать того, с кем потом еще предстоит работать? Такие опросы могут быть сколько угодно анонимными, но люди всегда узнают, кто о ком сказал.

Руководители должны знать всю подноготную о своих сотрудниках. А если вам что-то неизвестно, то использовать для сбора информации их коллег ― нельзя.

Выдающиеся лидеры познают подчиненных поступательно, сосредоточено и честно.

7. Выявлять детали личной жизни сотрудников ради «командообразования»

Однажды Джефф Хайден оказался на тренинге на тему «трансформационного лидерства». Все участники склеивали коробки из картона. Затем каждый вырезал из журнала фото, которое отражало бы его внутренний мир, и писал о себе на листке бумаги нечто неизвестное коллегам. Все это складывается в коробку, и каждый по очереди раскрывает свои тайны для группы.

Хайден справился с фото, а раскрывать душу не захотел, поэтому у него завязался диалог с ведущим:

― А почему вы против? ― спросил ведущий.

― Потому что это моя личная жизнь, ― ответил Хайден.

― В этом весь смысл! Цель в том, чтобы люди узнали вас лучше.

― Они не знают мои тайны, потому что я не хочу, чтобы они знали.

― Но представьте, насколько лучше вы станете работать вместе, когда по-настоящему узнаете личности друг дуга.

― Вряд ли секреты другого человека помогут нам лучше работать вместе. Если Петр и его жена любят наряжаться персонажами из «Звездных войн» для ночных утех, то это, конечно, здорово… но я об этом знать не хочу.

Руководителям незачем знать самые сокровенные тайны сотрудников. Что еще важнее ― у руководства нет права совать нос в сокровенные чувства и мысли человека. На что боссы вправе рассчитывать, так это на устойчивые результаты сотрудника.

Переживайте о производительности, а тайны оставьте там, где им место.

8. Просить сотрудников предупреждать вас, когда вы «отклоняетесь от курса»

Один из прошлых руководителей Джеффа Хайдена был многословным человеком. Понимая это, босс попросил Хайдена сигнализировать на встречах каждый раз, когда Хайден со стороны замечал, что он перетягивает «одеяло на себя». Хайден подавал знаки несколько раз, и каждый раз босс раздраженно отмахивался, думая, вероятно, что именно эти его слова были невероятно важны.

Руководители никогда не должны просить сотрудников контролировать их действия. Потому что это ставит сотрудника в безвыходное положение.

9. Просить сотрудников сделать что-то, что сами не делаете

Значение имеют только действия. Время от времени помогайте разгребать самую дрянную работу. Не каждый день, а именно иногда.

Сотрудники, возможно, и не будут переживать за дело с той же силой, что и вы, но в любом случае они станут относиться к работе намного ответственнее. Люди сделают все возможное, когда поймут, что и руководитель готов сделать все, что потребуется. Порой «свистать всех наверх!» означает действительно «всех».

Думаете, что это бред? Дело было 25 лет назад, но Хайден помнит это до сих пор. В ту полночь директор завода помогал Хайдену и его коллегам загружать мешки в грузовик, чтобы уложиться в сроки для важного клиента. Тогда они работали ударно не потому, что им сказали, как это важно, а потому что они видели своими глазами, как много это значит для компании.

Какими принципами руководствуетесь вы, когда отдаете распоряжения сотрудникам?

Фото: freeimages.com
Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
CIO, Нижний Новгород

Скажу, что это сугубо личное мнение автора и совсем не соответствует правильности. В рамках хорошего тона, руководитель должен хотя бы иногда интересоваться личной жизнью сотрудника, т.к. для любого сотрудника личная жизнь всегда будет на первом месте относительно работы. И если в ней непорядок, то и ожидать хорошей отдачи в работе от сотрудника уже не придется.
Просить сотрудника делать то, что сам не делаете? А зачем тогда сотрудники вообще? Пусть руководитель все делает сам. На практике у руководителя всегда найдется пробел в части необходимых знаний для бизнеса, и он замещается путем найма сотрудника, который этот пробел сможет ликвидировать. Руководитель не должен вместе с сотрудником решать разгребать дела, он может только подсказать как это сделать, если сотруднику для этого не хватает информации или знаний. Но никогда руководитель не должен становится в одну линейку с подчиненными. В противном случае его авторитет упадет, а отношения превратятся побратейские, что в дальнейшем пагубно скажется на бизнесе.
И так же по всем остальным пунктам.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Замечательная статья. Понравилось все. И я увидела себя со с стороны. Узнала свои сильные стороны и допускаемые ошибки.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Оставьте Светлану в покое. Решайте проблемы с Марией
Это что вообще за бред? Решать надо проблему с проектом. Для это руководитель и нужен, вообще-то.
Редактор, Москва
За автора ответить не могу, но вот соображения, раз уж я переводил:
Сергей Левченко пишет: Скажу, что это сугубо личное мнение автора и совсем не соответствует правильности. В рамках хорошего тона, руководитель должен хотя бы иногда интересоваться личной жизнью сотрудника, т.к. для любого сотрудника личная жизнь всегда будет на первом месте относительно работы. И если в ней непорядок, то и ожидать хорошей отдачи в работе от сотрудника уже не придется.
Для этого автор и приводит пример с групповым тренингом. Разве нет? Мол, на всеобщее обозрение грязное белье вывешивать не надо, общайся один на один. И рядом пункт про то, что руководителю (а не коллегам) о своих сотрудниках надо знать все, но узнавать все следует честным путем (а не в курилке).
Сергей Левченко пишет: Просить сотрудника делать то, что сам не делаете? А зачем тогда сотрудники вообще?
Там же явно выделяется акцент на то, что ''закатывать рукава'' надо время от времени, а не всегда. И цель - не сделать работу за сотрудников, а показать: парни, у вас тут завал, а это очень важная работа, так что давайте вместе разгребем. Это плохо?
Денис Бутов пишет: Решать надо проблему с проектом. Для это руководитель и нужен, вообще-то.
Если сотрудник не справляется с работой, то надо его переучивать, переводить на другую работу или увольнять (то есть, решить проблему с ним), а не перекидывать его работу на других. Об это речь, насколько понимаю.
Директор по развитию, Москва

все верно, узнаю профессиональный стиль американского менджемента. Увы, в рос компаниях с именем -все да наоборот.

Генеральный директор, Санкт-Петербург

Как-то обо всем и не о чем. Без привязки к психитипу людей, руководителей, деятельности и т.д. и т.п.
Слишком идилизировано, а это не достижимо, меняются приоритеты, условия, обстоятельства, да и сам мир постоянно меняется по спирали, а это подается как некая аксиома.....
Вот именно равняться, смирно-Америка......
А як же менталитет.......

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Александр Шенаев пишет: Если сотрудник не справляется с работой, то надо его переучивать, переводить на другую работу или увольнять (то есть, решить проблему с ним), а не перекидывать его работу на других. Об это речь, насколько понимаю.
А проект в это время пусть постоит, правда? Или вообще его можно закрыть, а то чо же, Светлана обидится. Собственно, это и задача (одна из) руководителя - сделать так, чтобы и полимеры не просрали, и Светлана довольна была. А совет в том виде, в котором он в этой статье - совершенно по-идиотски выглядит, уж простите, если задел ваши чувства.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
4
Михаил Лурье
К теме про Калугина, о чем говорили ранее в этой ветке. Сегодня ночью на ОРТ была программа Евген...
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.