Digital: пять ключевых трендов от Марка Цукерберга

Чтобы увидеть будущее, редактор Wires Захари Кэребел рекомендует отвести взор от первых ста дней Дональда Трампа и поглядеть на то, что демонстрировал на ежегодной конференции для разработчиков F8 основатель Facebook Марк Цукерберг.

Применительно к маркетингу это замечание особенно точно. Пробежимся по новинкам, показанным Цукербергом на последней F8, чтобы подумать над тем, что, когда, и в какой степени будет актуально для России. Как нужно реагировать сейчас, какие инструменты и технологии осваивать. И даже если ваш бизнес не связан с Facebook, Instagram или социальными сетями вовсе, ветер технологических перемен сдует пыль с консерваторов.

1.Технология дополненной реальности

дополненная реальность

Суть. Представьте себе завтрак – молоко и мюсли. Наводите камеру на миску, делаете фото и отправляете друзьям..., которые видят в емкости плавающих по окружности акул. Ну, это в будущем. Сейчас AR (привыкайте к этой аббревиатуре) – это Pokemon Go и подростковые маски для соцсетей (наверняка у вашей младшей дочери есть фото с носиком собачки или ушками зайца).

Как попробовать? Открываете встроенную камеру приложения Facebook, делаете селфи и наслаждаетесь эффектами.

Как работает в маркетинге сейчас? Глава Facebook показал всего один готовый брендовый продукт – маска, симулирующая пот на лбу спортсмена. Разработка компании Nike. Впечатляет? Пока не очень. Но, как часто бывает, из бесполезных и игровых функций рождаются прорывные технологии.

Почему это важно? Цукерберг прямо говорит, что технология находится в зачаточном состоянии, но скоро войдет в мейнстрим. Интересно то, что вслед за Snapchat Facebook предлагает заменить клавиатуру камерой. И это действительно чертовски значимо. Все, что связано с картинкой (фото + видео), будет находиться в центре современных коммуникаций. А текст… Текст, видимо, отойдет на второй план. Даже в мессенджерах его уже начинают вытеснять фотографии, голосовые сообщения и стикеры.

Перспективы. В 2017-2018 году AR вряд ли станет мейнстримом. Уж точно в России. С другой стороны, софт для работы с динамическими эффектами уже доступен. Можно отправить запрос и попробовать создать что-то более вовлекающее. Для крупных компаний и брендов, которые хотят казаться модными, это прекрасная возможность удивить и выделиться. Вариант минимум – добавить технологию в закладки и время от времени смотреть за тем, что происходит. Уверен, Pokemon Go – отнюдь не последний хит.

2. Messenger 2.0

мессенджер

Боты усовершенствовались технически и стали более заметны: в приложении Messenger в панели задач появилась иконка, позволяющая быстро находить и вызывать боты (правда, в русскоязычной версии приложения я их не нашел).

Почему это важно? Пример 1. Мексиканская (!) компания Aviamexico представила новый бот для пассажиров, который снижает время оказания услуги с 16 минут до двух. А еще позволяет просматривать статус брони, совершать групповые покупки и даже рекомендует, где и как провести отпуск. И все это в чат-окне!

Пример 2. Более жизненный. Бот Mastercard определяет ваше местоположение, ищет ближайшую точку Subway, помогает вам выбрать сэндвич или напиток, затем оформляет заказ и оплачивает покупку.

Это не акулы в молоке, а абсолютно реальные программы, которые сильно улучшают клиентский сервис и при этом разгружают персонал. Сотни успешных кейсов по всему миру, достаточное количество разработчиков в России, много «полуготовых» решений... Боты – это серьезно.

Чем бот отличается от приложения? Оба примера – разовые задачи. Как бы ни были хороши эти сервисы, отнюдь не каждый пользователь станет ради этого засорять память смартфона еще одним приложением. А вот вызвать бота-помощника в одном из них – запросто. Боты более специализированные. И в разы дешевле с точки зрения разработки (хотя бы потому, что исключают затраты на создание интерфейса).

Интересные детали. Чтобы посетитель кафе или магазина мог найти вас в Facebook или WhatsApp, нужно указать прямую ссылку или номер телефона. И то, и другое ему придется ввести вручную. В обновленном Messenger можно создавать эффектные QR-коды (снова привет Snapchat). Чтобы начать диалог, клиенту достаточно будет сделать снимок с помощью камеры самого приложения. Проще и быстрее.

Перспективы. В условно российском Telegram боты появились раньше. Кроме того, большинство разработчиков считают приложение Павла Дурова лучше (автор с ними согласен). Однако ни Telegram, ни Messenger Facebook не являются доминирующими в России. Лидеры (WhatsApp и Viber) о ботах не говорят. Между тем социальная сеть «ВКонтакте» недавно запустила собственный мессенджер. Пока в beta и только для десктопных устройств, но, надо думать, уже через пару месяцев борьба будет идти и за AppStore. А там боты будут точно. Так что массовое внедрение ботов в России – вопрос времени. Экспериментировать в этом направлении можно и нужно сейчас. Особенно среднему и крупному бизнесу.

3. Виртуальная реальность

Суть. Хотите увидеть соцсеть будущего? Вот ролик на минуту:

В двух словах: на основе загруженных в Facebook фото вы можете создать собственного анимированного персонажа и, надевая очки Oculus, общаться в 3D-мире со своими друзьями, погружаясь в реальное или вымышленное пространство.

Перспективы. Вообще это не будущее, а настоящее. Социальная сеть Facebook Spaces уже работает, правда пока только для обладателей шлемов Oculus. Вскоре обещают сделать доступной и для других устройств. До массового внедрения еще далеко. Насколько быстрым оно будет, никто сказать не может. Кроме того, шлем виртуальной реальности – не смартфон, его не положишь в карман и не достанешь по пути на работу. Сегодня (и завтра) VR – крутая игрушка, захватывающий аттракцион. Не более.

Возможности для бизнеса. Есть сферы, в которых возможности VR очевидно привлекательны. Легко выделить гостиничный бизнес, туризм, дизайн интерьеров и игровую индустрию. Здесь удобства и возможности, вероятно, побудят потребителя пожертвовать эргономикой и получить новый опыт.

Но впереди всех, конечно, они. 500 тыс. просмотров VR-видео в день, между прочим. Правда, тут больше не Oculus, а бюджетный Google CardBoadrd.

VR-видео

Россия, правда, обозначена на карте как страна с традиционными ориентирами.

VR-видео

4. Соцсеть для бизнеса

Суть. Рабочие отношения – частный случай социальных. Стало быть, CRM может быть создана на социальной платформе. Похожую модель вы легко найдете в «Битрикс 24». Само приложение Facebook Workplace как эксперимент было запущено год назад, сегодня среди его пользователей Starbucks, Viacom, Discovery Communications и даже правительство Сингапура. Описывать его работу я не буду – скачать его можно бесплатно в AppStore и Google Play и очень легко во всем разобраться.

Ключевое обновление – поддержка передачи файлов и интеграция с облачными сервисами Microsoft One Drive и Dropbox.

Facebook Workplace

Возможности для бизнеса. Если вас по каким-то причинам не устраивают решения того же «Битрикс 24» (а таких причин много), можно попробовать. На мой взгляд, Workplace тоже далек от совершенства, но движется к нему быстрее.

5. Очки как новая платформа

Facebook решил-таки сделать то, что не удалось Google – запустить «умные» очки. Не так давно свою версию гаджета представили Snapchat (снова они!). Гаджет сможет проецировать объекты дополненной реальности прямо на картинку реального мира или подсказывать вам имя и фамилию человека, на которого вы смотрите. Есть и более футуристичные функции, но это дело более отдаленного будущего. Напомню, неудача Google Glass была связана не только с техническим несовершенством устройства, но и с банальным нежеланием людей видеть, что их собеседник фиксирует на видео их действия.

Перспективы. Очки Facebook – только прототип, проект. Звучит очень интересно, нужно посмотреть, что получится.

* * *

Помню, в моей молодости каждый второй модный парень был либо ди-джей, либо фотограф. Сегодня – специалист в области новых медиа или SMM. На последней F8 Facebook показал, что барьер для входа в профессию возрастет вследствие двух факторов:

1. Финансовый. Помимо прочего, компания показала камеру для создания видео 360 градусов. Выглядит вот так:

камера для создания видео 360 градусов

Стоит $30 тыс. Купить – половина проблемы. Представляете, как этим пользоваться и монтировать? Это не фото на айфон сделать…

2. Технологический. Боты, объекты дополненной реальности и тем более VR… ребят, фоточки со смартфона и афоризмы на все случаи… наверно тоже будут работать, но продавать это как бизнес-услугу станет непросто. Придется лезть в код, осваивать сложные программные продукты и вообще работать.

* * *

Вообще Захари Кэребел писал не о маркетинге, а о все более глубоком переносе нашей личности в виртуальное пространство, защите личных данных и их использовании в рекламных целях. Возможно, вы помните сюжет про то, как один парень фотографировал пассажиров московского метро, а потом по снимкам с помощью findface находил их профили в соцсетях. Я до сих пор не могу привыкнуть к такому ограничению приватности, а выходит, что все это будет происходить в режиме онлайн и без каких-либо специальных действий.

Фото: fbf8.com, developers.facebook.com, techcrunch.com, pinterest.com, wired.co.uk

Как вы относитесь к трендам, о которых говорится в публикации?
Loading...
Расскажите коллегам:
Комментарии
Александр Жириков +2192 Александр Жириков Генеральный директор, Хабаровск

Чтобы в России стали развиваться передовые технологии, нужно просто-напросто избавиться от замшелых консерваторов во власти, влияние которых велико.

Генеральный директор, Москва
Александр Жириков пишет:
Чтобы в России стали развиваться передовые технологии, нужно просто-напросто избавиться от замшелых консерваторов во власти, влияние которых велико

На мой взгляд, дело не во власти, а в не понимании на местах. Вы думаете, предпринимателям, которые в свое время не сидели на первом ряду в Кремле, а тем предпринимателям, которые сделали сами свой бизнес, кто-то очень мешает? Нет. Просто не понимают, что инновации сейчас развиваются не как НИОКР в прошлом. Я работаю с этим вопросом вплотную, наши компании не знают как подходить к инновациям и как их развивать. Вот сейчас заканчиваю книгу о методах и инструментах в инновациях. Наше образование, даже самое престижное, в ведущих вузах, еще в советские времена сделало все для того, чтобы творчество уходило от основной массы людей. Вот оно и ушло. И именно поэтому, открывая новости по инновациям в России, читаю: "построили два коровника и особым способом проложили инженерные коммуникации". Дуров и др. - это исключение. Должны быть совершенно другие цифры по количеству новых идей, по методам соединения между собой инновационных бизнес-единиц, планов экспериментирования. Технологии уменьшения неопределенности, параллельные разработки, технологии итерации идей, коммерциализация, партнерские отношения, создание портфелей инноваций и многое другое. И, конечно, люди. Нельзя только ставить цель - разработать инновацию. Сотрудники, команды не понимают. Рабочих инструментов не хватает, а не Кремль виноват.

Директор по рекламе, Москва
Татьяна Сухадолец пишет:
Рабочих инструментов не хватает, а не Кремль виноват.

Татьяна согласен с Вами, что не кремль а массы виноваты.

Другое дело инструменты или возможности, например аппетит к риску у инвесторов в скажем так занятие SKU хитами следующих сезонов продаж в той самой торговле (у нас она лидер по вкладу в ВВП) Аппетит к созданию новых хитов SKU а то и инновационных категорий по всему спектру товароведения в виде спроса.

Александр Жириков +2192 Александр Жириков Генеральный директор, Хабаровск
Татьяна Сухадолец пишет: На мой взгляд, дело не во власти, а в не понимании на местах.
Наше образование, даже самое престижное, в ведущих вузах, еще в советские времена сделало все для того, чтобы творчество уходило от основной массы людей. Вот оно и ушло.
Сотрудники, команды не понимают.
Рабочих инструментов не хватает, а не Кремль виноват.

Если бы всё было так, то "места" и люди (сотрудники), а не государство разрабатывали Стратегию экономической безопасности, к примеру. Не согласен. Здесь должна быть государственная политика.

Генеральный директор, Москва
Александр Жириков пишет:
Здесь должна быть государственная политика.

Какая государственная политика поможет людям расшевелиться в плане творчества, чтобы новое вершить? Ведь проблема не только в деньгах. Государство на вех "углах" уже написало: инновации. Ну, предположим, будет государство давать деньги на инновации столько, сколько надо всем. И что? Приведу аналогию с бизнесами. Ни один нормальный инвестор не дает деньги под идеи, почему? Потому что инвестор понимает, что стартап - это уже реализованная модель, да еще для которой рынок сбыта ясен. Думаете государство вообще ничего не делает? Технопарки какие-никакие сделали и даже финансируют проекты по 5-10 мл. руб. дают. В итоге: звонит недавно ко мне один из таких предпринимателей (инновационные медицинские технологии). Денег ему дали, площади бесплатные предоставили, спонсоров еще собрал. А его продукт оказался неконкурентоспособным по цене с израильским аналогичным продуктом. И все. Производственным предприятиям под 5% годовых дают кредиты, фонды государство сделало, реально дают под новые (инновационные) продукты. Только инновационных продуктов нет, поэтому дают фактически промышленности под развитие производства. Про с/х вы наверно сами наслышаны. Предположим, согласно вашей логике еще больше денег будут давать. Где инновации? Дело не в финансировании, а в голове каждого на своем месте (творчество выбито у нас) и в управлении инновациями проблем много: в крупных компаниях сидят отделы, заводы с готовыми новыми продуктами, а как это дальше продвинуть - никто не знает, и говорят: "мы сделали свою работу".

Директор по рекламе, Москва
Татьяна Сухадолец пишет:
в крупных компаниях сидят отделы, заводы с готовыми новыми продуктами, а как это дальше продвинуть - никто не знает, и говорят: "мы сделали свою работу".

так у них нет аппетита захвата хитовых SKU - не хотят радости высоких доходов? Как ни странно а зачем они делали продукт они понимают?

Каким образом они объясняют зачем они готовили продукт?

Генеральный директор, Москва
Дмитрий Федоров пишет:
Другое дело инструменты или возможности,

Над возможностями и инструментами работала и работаю (книгу кончаю).

Генеральный директор, Москва
Дмитрий Федоров пишет:
так у них нет аппетита захвата хитовых SKU - не хотят радости высоких доходов? Как ни странно а зачем они делали продукт они понимают?Каким образом они объясняют зачем они готовили продукт?

Они понимают - есть план, есть возможности, сделали инновационный продукт, так как он у них в плане. Говорю об одной из первых российских компаний. Много отделов, квалифицированные люди, есть все (деньги, лаборатории, технические головы). Не знают как бизнес-единицы должны взаимодействовать. У нас только в оборонке и то далеко не во всей (тоже работаю с некоторыми) - понимают весь цикл новых продуктов, то есть от начала до конца. На днях на e-v моя статья выйдет, правда там только "подход" к этой теме. Буду благодарна вам, если прочтете и что-то скажете.

Директор по рекламе, Москва
Татьяна Сухадолец пишет:
Они понимают - есть план, есть возможности, сделали инновационный продукт, так как он у них в плане.

это похоже на устойчивую модель (институциональную ловушку во всей красе), IMHO в рыночной ситуации модели как институты важнее инструментов, но можно влиять на поведенческую модель изменяя существенное для нее звено

только меняя модели можно разорвать порочный институциональный круг, было бы интересно это с Вами обсудить, у меня намечен поход к г-ну Пирожкову по этому поводу, его это тоже сильно заботит

статью с удовольствием почитаю, большое Вам спасибо!

Генеральный директор, Москва
Дмитрий Федоров пишет:
бы интересно это с Вами обсудить, у меня намечен поход к г-ну Пирожкову по этому поводу, его это тоже сильно заботит

Пирожков, просветите, вы о котором господине?

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.