Digital: пять ключевых трендов от Марка Цукерберга

Чтобы увидеть будущее, редактор Wires Захари Кэребел рекомендует отвести взор от первых ста дней Дональда Трампа и поглядеть на то, что демонстрировал на ежегодной конференции для разработчиков F8 основатель Facebook Марк Цукерберг.

Применительно к маркетингу это замечание особенно точно. Пробежимся по новинкам, показанным Цукербергом на последней F8, чтобы подумать над тем, что, когда, и в какой степени будет актуально для России. Как нужно реагировать сейчас, какие инструменты и технологии осваивать. И даже если ваш бизнес не связан с Facebook, Instagram или социальными сетями вовсе, ветер технологических перемен сдует пыль с консерваторов.

1.Технология дополненной реальности

дополненная реальность

Суть. Представьте себе завтрак – молоко и мюсли. Наводите камеру на миску, делаете фото и отправляете друзьям..., которые видят в емкости плавающих по окружности акул. Ну, это в будущем. Сейчас AR (привыкайте к этой аббревиатуре) – это Pokemon Go и подростковые маски для соцсетей (наверняка у вашей младшей дочери есть фото с носиком собачки или ушками зайца).

Как попробовать? Открываете встроенную камеру приложения Facebook, делаете селфи и наслаждаетесь эффектами.

Как работает в маркетинге сейчас? Глава Facebook показал всего один готовый брендовый продукт – маска, симулирующая пот на лбу спортсмена. Разработка компании Nike. Впечатляет? Пока не очень. Но, как часто бывает, из бесполезных и игровых функций рождаются прорывные технологии.

Почему это важно? Цукерберг прямо говорит, что технология находится в зачаточном состоянии, но скоро войдет в мейнстрим. Интересно то, что вслед за Snapchat Facebook предлагает заменить клавиатуру камерой. И это действительно чертовски значимо. Все, что связано с картинкой (фото + видео), будет находиться в центре современных коммуникаций. А текст… Текст, видимо, отойдет на второй план. Даже в мессенджерах его уже начинают вытеснять фотографии, голосовые сообщения и стикеры.

Перспективы. В 2017-2018 году AR вряд ли станет мейнстримом. Уж точно в России. С другой стороны, софт для работы с динамическими эффектами уже доступен. Можно отправить запрос и попробовать создать что-то более вовлекающее. Для крупных компаний и брендов, которые хотят казаться модными, это прекрасная возможность удивить и выделиться. Вариант минимум – добавить технологию в закладки и время от времени смотреть за тем, что происходит. Уверен, Pokemon Go – отнюдь не последний хит.

2. Messenger 2.0

мессенджер

Боты усовершенствовались технически и стали более заметны: в приложении Messenger в панели задач появилась иконка, позволяющая быстро находить и вызывать боты (правда, в русскоязычной версии приложения я их не нашел).

Почему это важно? Пример 1. Мексиканская (!) компания Aviamexico представила новый бот для пассажиров, который снижает время оказания услуги с 16 минут до двух. А еще позволяет просматривать статус брони, совершать групповые покупки и даже рекомендует, где и как провести отпуск. И все это в чат-окне!

Пример 2. Более жизненный. Бот Mastercard определяет ваше местоположение, ищет ближайшую точку Subway, помогает вам выбрать сэндвич или напиток, затем оформляет заказ и оплачивает покупку.

Это не акулы в молоке, а абсолютно реальные программы, которые сильно улучшают клиентский сервис и при этом разгружают персонал. Сотни успешных кейсов по всему миру, достаточное количество разработчиков в России, много «полуготовых» решений... Боты – это серьезно.

Чем бот отличается от приложения? Оба примера – разовые задачи. Как бы ни были хороши эти сервисы, отнюдь не каждый пользователь станет ради этого засорять память смартфона еще одним приложением. А вот вызвать бота-помощника в одном из них – запросто. Боты более специализированные. И в разы дешевле с точки зрения разработки (хотя бы потому, что исключают затраты на создание интерфейса).

Интересные детали. Чтобы посетитель кафе или магазина мог найти вас в Facebook или WhatsApp, нужно указать прямую ссылку или номер телефона. И то, и другое ему придется ввести вручную. В обновленном Messenger можно создавать эффектные QR-коды (снова привет Snapchat). Чтобы начать диалог, клиенту достаточно будет сделать снимок с помощью камеры самого приложения. Проще и быстрее.

Перспективы. В условно российском Telegram боты появились раньше. Кроме того, большинство разработчиков считают приложение Павла Дурова лучше (автор с ними согласен). Однако ни Telegram, ни Messenger Facebook не являются доминирующими в России. Лидеры (WhatsApp и Viber) о ботах не говорят. Между тем социальная сеть «ВКонтакте» недавно запустила собственный мессенджер. Пока в beta и только для десктопных устройств, но, надо думать, уже через пару месяцев борьба будет идти и за AppStore. А там боты будут точно. Так что массовое внедрение ботов в России – вопрос времени. Экспериментировать в этом направлении можно и нужно сейчас. Особенно среднему и крупному бизнесу.

3. Виртуальная реальность

Суть. Хотите увидеть соцсеть будущего? Вот ролик на минуту:

В двух словах: на основе загруженных в Facebook фото вы можете создать собственного анимированного персонажа и, надевая очки Oculus, общаться в 3D-мире со своими друзьями, погружаясь в реальное или вымышленное пространство.

Перспективы. Вообще это не будущее, а настоящее. Социальная сеть Facebook Spaces уже работает, правда пока только для обладателей шлемов Oculus. Вскоре обещают сделать доступной и для других устройств. До массового внедрения еще далеко. Насколько быстрым оно будет, никто сказать не может. Кроме того, шлем виртуальной реальности – не смартфон, его не положишь в карман и не достанешь по пути на работу. Сегодня (и завтра) VR – крутая игрушка, захватывающий аттракцион. Не более.

Возможности для бизнеса. Есть сферы, в которых возможности VR очевидно привлекательны. Легко выделить гостиничный бизнес, туризм, дизайн интерьеров и игровую индустрию. Здесь удобства и возможности, вероятно, побудят потребителя пожертвовать эргономикой и получить новый опыт.

Но впереди всех, конечно, они. 500 тыс. просмотров VR-видео в день, между прочим. Правда, тут больше не Oculus, а бюджетный Google CardBoadrd.

VR-видео

Россия, правда, обозначена на карте как страна с традиционными ориентирами.

VR-видео

4. Соцсеть для бизнеса

Суть. Рабочие отношения – частный случай социальных. Стало быть, CRM может быть создана на социальной платформе. Похожую модель вы легко найдете в «Битрикс 24». Само приложение Facebook Workplace как эксперимент было запущено год назад, сегодня среди его пользователей Starbucks, Viacom, Discovery Communications и даже правительство Сингапура. Описывать его работу я не буду – скачать его можно бесплатно в AppStore и Google Play и очень легко во всем разобраться.

Ключевое обновление – поддержка передачи файлов и интеграция с облачными сервисами Microsoft One Drive и Dropbox.

Facebook Workplace

Возможности для бизнеса. Если вас по каким-то причинам не устраивают решения того же «Битрикс 24» (а таких причин много), можно попробовать. На мой взгляд, Workplace тоже далек от совершенства, но движется к нему быстрее.

5. Очки как новая платформа

Facebook решил-таки сделать то, что не удалось Google – запустить «умные» очки. Не так давно свою версию гаджета представили Snapchat (снова они!). Гаджет сможет проецировать объекты дополненной реальности прямо на картинку реального мира или подсказывать вам имя и фамилию человека, на которого вы смотрите. Есть и более футуристичные функции, но это дело более отдаленного будущего. Напомню, неудача Google Glass была связана не только с техническим несовершенством устройства, но и с банальным нежеланием людей видеть, что их собеседник фиксирует на видео их действия.

Перспективы. Очки Facebook – только прототип, проект. Звучит очень интересно, нужно посмотреть, что получится.

* * *

Помню, в моей молодости каждый второй модный парень был либо ди-джей, либо фотограф. Сегодня – специалист в области новых медиа или SMM. На последней F8 Facebook показал, что барьер для входа в профессию возрастет вследствие двух факторов:

1. Финансовый. Помимо прочего, компания показала камеру для создания видео 360 градусов. Выглядит вот так:

камера для создания видео 360 градусов

Стоит $30 тыс. Купить – половина проблемы. Представляете, как этим пользоваться и монтировать? Это не фото на айфон сделать…

2. Технологический. Боты, объекты дополненной реальности и тем более VR… ребят, фоточки со смартфона и афоризмы на все случаи… наверно тоже будут работать, но продавать это как бизнес-услугу станет непросто. Придется лезть в код, осваивать сложные программные продукты и вообще работать.

* * *

Вообще Захари Кэребел писал не о маркетинге, а о все более глубоком переносе нашей личности в виртуальное пространство, защите личных данных и их использовании в рекламных целях. Возможно, вы помните сюжет про то, как один парень фотографировал пассажиров московского метро, а потом по снимкам с помощью findface находил их профили в соцсетях. Я до сих пор не могу привыкнуть к такому ограничению приватности, а выходит, что все это будет происходить в режиме онлайн и без каких-либо специальных действий.

Фото: fbf8.com, developers.facebook.com, techcrunch.com, pinterest.com, wired.co.uk

Как вы относитесь к трендам, о которых говорится в публикации?
Проголосовать и увидеть результаты опроса могут только зарегистрированные пользователи
Executive.ru открыл канал в мессенджере Telegram. Хотите быть в курсе самых главных событий российского менеджмента? Присоединяйтесь!
Комментарии
Генеральный директор, Хабаровск

Чтобы в России стали развиваться передовые технологии, нужно просто-напросто избавиться от замшелых консерваторов во власти, влияние которых велико.

Генеральный директор, Москва
Александр Жириков пишет:
Чтобы в России стали развиваться передовые технологии, нужно просто-напросто избавиться от замшелых консерваторов во власти, влияние которых велико

На мой взгляд, дело не во власти, а в не понимании на местах. Вы думаете, предпринимателям, которые в свое время не сидели на первом ряду в Кремле, а тем предпринимателям, которые сделали сами свой бизнес, кто-то очень мешает? Нет. Просто не понимают, что инновации сейчас развиваются не как НИОКР в прошлом. Я работаю с этим вопросом вплотную, наши компании не знают как подходить к инновациям и как их развивать. Вот сейчас заканчиваю книгу о методах и инструментах в инновациях. Наше образование, даже самое престижное, в ведущих вузах, еще в советские времена сделало все для того, чтобы творчество уходило от основной массы людей. Вот оно и ушло. И именно поэтому, открывая новости по инновациям в России, читаю: "построили два коровника и особым способом проложили инженерные коммуникации". Дуров и др. - это исключение. Должны быть совершенно другие цифры по количеству новых идей, по методам соединения между собой инновационных бизнес-единиц, планов экспериментирования. Технологии уменьшения неопределенности, параллельные разработки, технологии итерации идей, коммерциализация, партнерские отношения, создание портфелей инноваций и многое другое. И, конечно, люди. Нельзя только ставить цель - разработать инновацию. Сотрудники, команды не понимают. Рабочих инструментов не хватает, а не Кремль виноват.

Директор по рекламе, Москва
Татьяна Сухадолец пишет:
Рабочих инструментов не хватает, а не Кремль виноват.

Татьяна согласен с Вами, что не кремль а массы виноваты.

Другое дело инструменты или возможности, например аппетит к риску у инвесторов в скажем так занятие SKU хитами следующих сезонов продаж в той самой торговле (у нас она лидер по вкладу в ВВП) Аппетит к созданию новых хитов SKU а то и инновационных категорий по всему спектру товароведения в виде спроса.

Генеральный директор, Хабаровск
Татьяна Сухадолец пишет: На мой взгляд, дело не во власти, а в не понимании на местах.
Наше образование, даже самое престижное, в ведущих вузах, еще в советские времена сделало все для того, чтобы творчество уходило от основной массы людей. Вот оно и ушло.
Сотрудники, команды не понимают.
Рабочих инструментов не хватает, а не Кремль виноват.

Если бы всё было так, то "места" и люди (сотрудники), а не государство разрабатывали Стратегию экономической безопасности, к примеру. Не согласен. Здесь должна быть государственная политика.

Генеральный директор, Москва
Александр Жириков пишет:
Здесь должна быть государственная политика.

Какая государственная политика поможет людям расшевелиться в плане творчества, чтобы новое вершить? Ведь проблема не только в деньгах. Государство на вех "углах" уже написало: инновации. Ну, предположим, будет государство давать деньги на инновации столько, сколько надо всем. И что? Приведу аналогию с бизнесами. Ни один нормальный инвестор не дает деньги под идеи, почему? Потому что инвестор понимает, что стартап - это уже реализованная модель, да еще для которой рынок сбыта ясен. Думаете государство вообще ничего не делает? Технопарки какие-никакие сделали и даже финансируют проекты по 5-10 мл. руб. дают. В итоге: звонит недавно ко мне один из таких предпринимателей (инновационные медицинские технологии). Денег ему дали, площади бесплатные предоставили, спонсоров еще собрал. А его продукт оказался неконкурентоспособным по цене с израильским аналогичным продуктом. И все. Производственным предприятиям под 5% годовых дают кредиты, фонды государство сделало, реально дают под новые (инновационные) продукты. Только инновационных продуктов нет, поэтому дают фактически промышленности под развитие производства. Про с/х вы наверно сами наслышаны. Предположим, согласно вашей логике еще больше денег будут давать. Где инновации? Дело не в финансировании, а в голове каждого на своем месте (творчество выбито у нас) и в управлении инновациями проблем много: в крупных компаниях сидят отделы, заводы с готовыми новыми продуктами, а как это дальше продвинуть - никто не знает, и говорят: "мы сделали свою работу".

Директор по рекламе, Москва
Татьяна Сухадолец пишет:
в крупных компаниях сидят отделы, заводы с готовыми новыми продуктами, а как это дальше продвинуть - никто не знает, и говорят: "мы сделали свою работу".

так у них нет аппетита захвата хитовых SKU - не хотят радости высоких доходов? Как ни странно а зачем они делали продукт они понимают?

Каким образом они объясняют зачем они готовили продукт?

Генеральный директор, Москва
Дмитрий Федоров пишет:
Другое дело инструменты или возможности,

Над возможностями и инструментами работала и работаю (книгу кончаю).

Генеральный директор, Москва
Дмитрий Федоров пишет:
так у них нет аппетита захвата хитовых SKU - не хотят радости высоких доходов? Как ни странно а зачем они делали продукт они понимают?Каким образом они объясняют зачем они готовили продукт?

Они понимают - есть план, есть возможности, сделали инновационный продукт, так как он у них в плане. Говорю об одной из первых российских компаний. Много отделов, квалифицированные люди, есть все (деньги, лаборатории, технические головы). Не знают как бизнес-единицы должны взаимодействовать. У нас только в оборонке и то далеко не во всей (тоже работаю с некоторыми) - понимают весь цикл новых продуктов, то есть от начала до конца. На днях на e-v моя статья выйдет, правда там только "подход" к этой теме. Буду благодарна вам, если прочтете и что-то скажете.

Директор по рекламе, Москва
Татьяна Сухадолец пишет:
Они понимают - есть план, есть возможности, сделали инновационный продукт, так как он у них в плане.

это похоже на устойчивую модель (институциональную ловушку во всей красе), IMHO в рыночной ситуации модели как институты важнее инструментов, но можно влиять на поведенческую модель изменяя существенное для нее звено

только меняя модели можно разорвать порочный институциональный круг, было бы интересно это с Вами обсудить, у меня намечен поход к г-ну Пирожкову по этому поводу, его это тоже сильно заботит

статью с удовольствием почитаю, большое Вам спасибо!

Генеральный директор, Москва
Дмитрий Федоров пишет:
бы интересно это с Вами обсудить, у меня намечен поход к г-ну Пирожкову по этому поводу, его это тоже сильно заботит

Пирожков, просветите, вы о котором господине?

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Новости
Avito подсчитала зарплаты в сфере коммуникаций

В первом полугодии 2017 года заработки специалистов в категории «Маркетинг, реклама, PR» упали в среднем по России на 3,4%.

Компания «Целевое Управление» представила новый формат обучения

Пройти курс в «KPI-Школе Управления и Мотивации» и получить диплом можно всего за три дня. Опубликован календарь занятий до конца 2017 года.

RTB House определила сезонность использования мобильных устройств

Анализ рекламных кампаний, которые применяют ретаргетинг, показал, что активность использования смартфонов и планшетов в летние месяцы выросла более чем на 30%.

Eurostat проанализировала экспортные перевозки из РФ в страны Евросоюза

Согласно статистике Eurostat, «главным сократителем» автомобильного экспорта из РФ в ЕС в 2017 году является товарная группа «минеральное топливо, масла и продукты их перегонки».