5 главных страхов делегирования и методы борьбы с ними

Большинство предпринимателей нигде не учатся управлению. Я и сам был таким же. 

Из команды в несколько человек их бизнес вырастает в крупные компании, но опыт управления они получают только на основании собственных проб и ошибок. Страхи рождаются из непонимания того, как устроен менеджмент.

Как побороть страх делегирования своих функций сотрудникам, если ты предприниматель? Поделюсь своим опытом.

Страх № 1. Сотрудник развалит бизнес

Пример 1. Когда я еще не понимал в найме и не знал, как делегировать заместителю свои полномочия, я взял в команду операционного директора, с которым мы ушли в большой минус. К счастью, я держал руку на пульсе и вовремя заметил ситуацию, когда определенные решения управленца привели к тому, что бизнес оказался на грани.

Пример 2. Этот случай был относительно недавно. Я нанял нового директора, не имевшего опыта в продажах. За счет того, что я еженедельно проверял статистику, то вовремя заметил, что две недели подряд доходы от продаж падали. Я понял, что директор не может решить эту проблему, так как не до конца понимает происходящее и его причины. Тогда я принял ряд решений, и помог ему с этим разобраться. 

Не нужно от людей ожидать невозможного. Даже самый опытный руководитель не может быть опытным во всем. Пройдет год, и он станет понимать все аспекты работы компании, сможет решать любые вопросы. Но на старте такие риски очень велики.

Чтобы разобраться с этим страхом, нужно решить два основных вопроса: найм и делегирование полномочий.

Если у собственника раньше не было опыта успешного найма сотрудников такого уровня, то вероятность, что он найдет правильного человека, крайне низкая. Чаще всего он просто пытается найти себе замену: человека, который сможет выполнять функции и собственника, и директора. Таких людей очень мало, и практически все они имеют свой бизнес.

Предпринимателю нужно пройти обучение найму или встретиться с несколькими людьми, которые успешно наняли заместителя, и тот работает в предприятии не меньше года.

Далее следует понять, какие функции следует делегировать, а какие оставить себе. Все страхи могут осуществиться, когда собственник пытается делегировать все на директора.

Первая роль, которую должен оставить себе собственник — это стратегическое планирование. Собственник ставит цели компании на несколько лет вперед. Затем эти цели формулирует в стратегии: конкретные задачи со своими сроками.

Вторая роль собственника — стратегический маркетинг. Он определяет, какие источники рекламы будут использоваться, из каких направлений сколько денег будет заработано. По направлениям делает декомпозиции: каналы продаж, бюджеты, результаты.

Задача исполнительного директора — реализовать готовый стратегический план и стратегию по маркетингу. Разложить на задачи более низкого уровня, распределить по команде, поставить сроки, проконтролировать выполнение, решать возникающие проблемы.

Если таким образом происходит найм и делегирование, то страх развалить бизнес не реализуется.

Страх № 2. Сотрудник уведет клиентов

Однажды мой бывший сотрудник увел клиентов из компании. Это случилось после того, как я продал бизнес, где он был моим заместителем. Новый собственник уволил его, и сотрудник, уходя, забрал несколько клиентов в попытке создать аналогичную компанию самостоятельно.

Моя первая ошибка была в найме.

Этот человек изначально пришел в компанию, забрав некоторые материалы из предыдущей компании, и частично применив их у нас. На самом деле, мы ничего не украли у конкурентов — мы работали в разных рынках. Но сам факт того, что человек забрал ресурсы из предыдущей компании в новую, должен ставить раз и навсегда крест на этом сотруднике.

Моя вторая ошибка была в том, что я взял рекомендации только с одного места работы. Звонить нужно обязательно по трем местам работы. 

Третья ошибка — я брал рекомендации у исполнительного директора компании, который по дружбе мог дать хороший отзыв. Надо было пообщаться с собственником, и тогда я выяснил бы все гораздо лучше. Сейчас людей, которые не могут предоставить рекомендации руководителей по трем последним местам работы, я на работу не беру принципиально. И людей, у которых есть даже минимальная проблема с этикой, не подпускаю в компании даже к линейным обязанностям.

Как подстраховаться в этом случае?

Еще одна важная функция собственника — обеспечение безопасности. Служба безопасности (юридическое подразделение) должна подчиняться напрямую собственнику.

Люди, которые занимаются клиентами или имеют доступ к важным ресурсам, тщательно проверяются этой службой. Сотрудник, за которым никогда не было «мутных» дел, который успешно прошел полиграф и имеет хорошие отзывы с прошлых мест работы, сам по себе не начнет уводить клиентов. Он станет это делать только по одной причине: когда обидится за что-то на компанию, на собственника или директора.

Поэтому, помимо тщательной проверки, необходимо поддерживать мотивацию сотрудников. Регулярно проводить инспекции, наведываться в их подразделения, общаться.

Внимательный собственник всегда заметит, в каком состоянии находится сотрудник. Если это не откровенный мошенник (на которого его уже проверили), то состояние демотивации или семейную ситуацию, требующую денег и способную побудить человека к подобным вещам, всегда можно заметить вовремя.

Страх № 3. Сотрудник сбежит к конкуренту

Ко мне однажды пришел топ-менеджер и говорит: «Конкуренты мне предложили в два раза больше денег. Если бы предложили всего на 10-20%, я бы сразу отказался, но в два раза больше — это уже много. Если ты мне повысишь з/п, то я останусь, у меня никакого диссонанса не будет». 

Если у руководителя хорошие отношения с сотрудником и у того адекватная зарплата, то даже когда его попробуют переманить конкуренты, тот первым делом придет к руководителю и об этом расскажет. В таких случаях даже повышение зарплаты сотруднику не в два, а в полтора раза сыграет на то, что он не уйдет. Если он разделяет цели компании, искренне уважает руководителя, видит в нем лидера, у которого он учится, с которым он развивается, он останется с ним. Необходимо быть таким руководителем.

Когда сотрудник уходит к конкуренту, это самый главный просчет руководителя. Это самое страшное, что может случиться. Не просто потому, что уйдет хороший сотрудник, а потому что он усилит твоего конкурента и ослабит тебя. В этом целиком вина руководителя, который должным образом не занимался сотрудниками, не поддерживал их мотивацию, относился несправедливо, платил не рыночную зарплату и т. д. 

Страх № 4. Сотрудник «подсидит» вас

Самый порочный страх в бизнесе, из-за которого компании застревают на месте. Наемные директора сами боятся нанимать в команду людей сильнее себя, чем тормозят рост бизнеса. 

Как ни парадоксально звучит, только те компании действительно становятся действительно крупными, руководители которых ставят интересы бизнеса выше собственных и нанимают людей, которые могут их «подсидеть».

Как бороться со страхом?

Постоянно развиваться. Необходимо самому расти, учиться и помогать сотрудникам расти вместе с вами и развивать компанию. Быть лидером, примером, учителем, тренером. Такого руководителя «подсидеть» очень сложно.

Что касается политических интриг, которые может вытворять заместитель или кто-то из команды, то их следует вовремя пресекать. У нас в компании корпоративная культура устроена следующим образом: когда возникает хотя бы намек на интриги со стороны любого сотрудника, человек увольняется в тот же день. Иначе это убивает компанию: люди занимаются не работой, а политикой.

Страх № 5. Сотрудник подставит вас

В определенный момент я потерял мотивацию сотрудника. Сейчас понимаю, что тогда по всем возможным критериям у него не было никаких причин со мной работать: из-за конфликта с моим партнером человек не видел своего будущего в компании, не был заинтересован в ее развитии. И тем не менее, я ему доверял. В итоге он подставил меня перед партнером, дело даже дошло до прокуратуры.

Борьба с этим страхом  — вопрос найма и безопасности, а также работы с людьми.

Самое главное после найма — заниматься сотрудником, чувствовать его потребности, слушать и слышать его, относиться справедливо, быть последовательным, быть лидером и примером. 

Бизнес увести могут даже линейные сотрудники — если это маленькая молодая компания.

Поэтому главное правило — не сваливать весь функционал в одни руки. Чтобы люди, которые занимаются маркетингом, не занимались производством. Чтобы продажники не занимались маркетингом. Чтобы на одном человеке не были сконцентрированы абсолютно все знания о бизнесе. Тем более, если это бизнес с низким входом.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Нижний Новгород

Я уже отмечал на тему страхов делегирования (сори за повторение) - что на самом деле страх только один, а вот причин страхов много (+1 автору за описание своего списка этих причин). 

Соответственно автор описывает как бороться с причинами этих страхов (устранать эти причины). А с самим страхом нужно бороться согласно современным моделям управления эмоциями. Предполагаю, что такая борьба со страхом позволит не думать о его причинах, пусть их список будет в 2 раза больше. 

Нач. отдела, зам. руководителя, Стерлитамак
Владимир Токарев пишет:

Я уже отмечал на тему страхов делегирования (сори за повторение) - что на самом деле страх только один, а вот причин страхов много (+1 автору за описание своего списка этих причин). 

Соответственно автор описывает как бороться с причинами этих страхов (устранать эти причины). А с самим страхом нужно бороться согласно современным моделям управления эмоциями. Предполагаю, что такая борьба со страхом позволит не думать о его причинах, пусть их список будет в 2 раза больше. 

Здравствуйте. Бросьте ссылкой, пожалуйста, где отмечали. Очень интересно почитать.

 

Генеральный директор, Нижний Новгород
Василий Курицин пишет:
Здравствуйте. Бросьте ссылкой, пожалуйста, где отмечали. Очень интересно почитать.

Мне проще  рассказать суть ( как стать бесстрашным) прямо здесь. А подробности могу в личку.

Генеральный директор, Москва
Владимир Токарев пишет:

А с самим страхом нужно бороться согласно современным моделям управления эмоциями. Предполагаю, что такая борьба со страхом позволит не думать о его причинах, пусть их список будет в 2 раза больше. 

Благодарю за ваше уточнение. Здесь я писал о менеджменте, о том, как перестать бояться делегировать свои полномочия. Борьба со страхом как таковым — уже другая история, она относится больше к психологии, чем к менеджменту.

Генеральный директор, Нижний Новгород
Сергей Дегтярёв пишет:
Здесь я писал о менеджменте, о том, как перестать бояться делегировать свои полномочия. Борьба со страхом как таковым — уже другая история, она относится больше к психологии, чем к менеджменту.

Согласен. Правда, это тоже менеджмент - так как эмоции пронизывают менеджмент  (как деятельность), менеджмент эмоций - это управление в отношении того же страха. 

IT-менеджер, Москва

Современные модели управления эмоциями везде уже начали пихать, аж противно. При этом никто не отменят магнетизм неповторимой харизмы лидера и опыт великих интуитивных решений. Статья очень понравилась! Спасибо автору за личный опыт менеджера! 

Генеральный директор, Нижний Новгород
Ирина Сазонова пишет:
Современные модели управления эмоциями везде уже начали пихать, аж противно.

Уважаемая Ирина! Вот мы с Вами занимаемся коммуникацией (это одна из важнейших функций управления, пронизывающая все другие функции). И когда Вы пишите "противно" - это тоже эмоции, более того, это отрицательная эмоция, которая ухудшает самочувствие (потому например, управление отвращением и презрением  - важные вещи для любого руководителя и ими нужно заниматься).

Если же Вы имеете в виду тему эмоционального интеллекта, то, скорее всего, у  нас в отношении к концепции ЭИ близкая оценка (считаю, что тема надуманная и действительно модная, но заводящая в тупик, но вполне честный отъем денег у посещающих семинары на тему ЭИ - есть спрос, на него есть отклик, а выживают бизнесы - согласно закона естественного отбора). 

Все дело в названии статьи - она называется - 5 главных страхов делегирования и методы борьбы с ними, 

 а не 5 главных проблем делегирования и решения этих проблем. 

Я пишу именно про страхи в комментах здесь. 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.