5 интернет-товаров, которые можно продавать в мире, а в России нельзя

5 интернет-товаров, которые можно продавать в мире, а в России нельзя

Алексей Лунин, специально для Executive.ru

Российское государство задумалось о расширении перечня товаров, которые можно легально продавать в интернете. Этой теме было посвящено совещание, которое состоялось в Совете Федерации в августе 2016 года. В нем приняли участие представители Минэкономразвития, Минпромторга, Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы, Минкомсвязи и некоторых других ведомств. Результатом стал проект «дорожной карты» по развитию интернет-торговли. В нем предложено устранить препятствия, которые не позволяют реализовывать в Рунете такие товары, как алкоголь, лекарства и ювелирные изделия.

Из-за запретов и противоречий, которые содержит российское законодательство, отечественная электронная коммерция проигрывает зарубежной e-commerce. Какова мировая практика в запретных товарных сегментах, и каких изменения могут в них произойти в России?

Алкогольные напитки

В мире. Продажа алкоголя ограничена или запрещена в более чем 80 странах мира. С полным запретом все понятно, сухой закон действует одинаково строго офлайн и онлайн. Но в некоторых странах (как правило, не самых процветающих), наоборот, нет никаких ограничений. Так, жители Габона и Экваториальной Гвинеи могут приобретать спиртное в любом возрасте, и заказ выпивки по интернету здесь тоже не возбраняется.

Брать пример с Габона, очевидно, не стоит. А как в развитых странах? Возьмем США. Многие штаты допускают продажу горячительных напитков онлайн, особенно, если продавец – производитель. Однако помимо законодательных актов, разрешающих собственно продажу, есть множество других, в том числе регламентирующих доставку. И именно трудности с организацией доставки ограничивают возможность «скачать алкоголь из интернета».

Отправлять спиртное обычной почтой в США нельзя: это запрещено на федеральном уровне. Остаются службы доставки, самые известные из которых UPS и Federal Express. Обе компании готовы работать с алкоголем, но только с педантичным соблюдением всех федеральных и местных законов. Среди самых важных общих ограничений: получателю заказа должно быть больше 21 года и нельзя доставлять горячительное ночью. Кроме того, имеет значение разновидность и крепость напитков. Например, в Нью-Джерси не получится легально заказать онлайн пиво или вино, а в Калифорнии – спирт.

В России. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» (№612, от 27 сентября 2007 года) содержит исчерпывающую фразу: «Не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции».


Много воды утекло с тех пор, и винно-водочных изделий – тоже немало. Игроки алкогольного рынка не раз пытались изменить ситуацию. В 2011 году Верховный суд РФ отклонил иск компании «Европа», руководство которой настаивало на полной отмене запрета. В 2014 году на правительственном уровне обсуждалось разрешение на виртуальную продажу вина. В 2015 году Росалкогольрегулирование выразило намерение «поддержать легализацию онлайн-продажи алкоголя».

Проект «дорожной карты» по развитию интернет-торговли, обсуждавшийся в Совете Федерации в августе 2016 года, предполагает, что разрешительные поправки в законодательство могут быть внесены к 1 апреля 2017 года. Надо заметить, что конкретика по этим поправкам пока отсутствует, и говорить, когда именно они будут приняты, преждевременно.

Сухой остаток на текущий момент: алкоголем в Рунете торговать нельзя, и запрет этот сохранится как минимум до апреля следующего года.

Лекарства и БАДы

В мире. В США онлайн-аптек несколько сотен, и они вполне легальны. Европейские страны в целом продажу медикаментов по интернету разрешают, но с оговорками и ограничениями. Далеко не все виды лекарств можно заказывать дистанционно. В некоторых странах действуют строгие правила по лицензированию интернет-аптек, жесткий контроль транспортировки и даже маркировки почтовых бандеролей.

В России. 1 июля 2015 года вступили в силу поправки к Федеральному закону «Об обращении лекарственных средств», которые фактически запретили продажу лекарств в Рунете. А дистанционные продажи БАДов (биологически-активных добавок) оказались под запретом еще раньше. Эти нормы были установлены в Законе РФ «О защите прав потребителей» от 27 сентября 2007 года и 6 марта 2007 года в Постановлении №8 Главного государственного санитарного врача РФ «Об усилении надзора за производством и оборотом БАД».

Практически сразу после введения ограничений началась борьба бизнеса за их отмену. Периодически появлялись сообщения об успехах на этом тернистом пути. Например, в конце 2015 года Министерством здравоохранения были подготовлены поправки к закону «Об обращении лекарственных средств» и другим регулирующим документам. Их принятие должно привести к разрешению продажи лекарств в интернете, по крайней мере, для сетевых аптек.

Ближайшая контрольная точка на этом пути, указанная в проекте «дорожной карты», – 1 декабря 2016 года. К этому моменту заинтересованные государственные структуры должны подготовить очередной вариант поправок в законы, касающихся лекарств. Очевидно, интернет-аптеки распахнут свои гостеприимные «окошки» позже.

Продукты питания

В мире. Многие страны Старого и Нового света разрешают реализацию еды онлайн, чем активно пользуются продавцы и покупатели. Разумеется, есть и ограничения. Иногда они принимают довольно причудливые формы. Так, в Сингапуре под запретом жевательная резинка, в Боливии – напитки Coca-Cola. А в США вне закона шоколадные яйца Kinder Surprise. Если попытаться купить их онлайн, то к стоимости покупки придется добавить штраф в размере $300.

В России. Торговые сети, магазины и кафе предлагают в интернете услуги по заказу и приобретению продуктов питания, а также доставку различных готовых блюд. Казалось бы, вот и ответ: как минимум de facto онлайн-торговля едой существует. Но не все так просто.

Торговля, осуществляемая за пределами стационарных точек, регулируется в России различными документами. В уже упомянутом постановлении правительства №612 прямого запрета на дистанционную продажу съестного нет. Но «Правила продажи отдельных видов товаров», принятые за номером 55 еще 19 января 1998 года и претерпевшие затем ряд редакций, запрещают «разностную торговлю» почти всеми видами продуктов питания, кроме мороженого, кондитерских и хлебобулочных изделий. Под такой торговлей подразумеваются продажи, осуществляемые «на дому, по месту работы и учебы, на транспорте, на улице и в иных местах». Включают они в себя интернет-продажи с доставкой или нет? Четких официальных разъяснений на этот счет найти невозможно. И это, конечно, создает риски для малых компаний, не имеющих корпоративных юристов, которые могли бы на равных вести дискуссию о законодательных тонкостях с госконтролерами.

Табачные изделия

В мире. Курение распространено довольно широко, но не повсеместно. Например, полный запрет на табачные изделия действует в Бутане. В Австралии, Канаде, Бельгии и ряде других стран вне закона электронные сигареты – и запрет в части этих товаров, естественно, распространяется на интернет-магазины.

В развитых странах последние годы набирает обороты тренд «бросайте курить, а мы вам поможем». Запрещена реклама табачных изделий, раздача пробников. Упаковки выглядят как скриншоты из фильмов ужасов. Установлены большие штрафы за курение в публичных местах. Но люди все равно курят, а значит, есть и торговля сигаретами, сигарами, курительными смесями и другими сопутствующими товарами. Причем онлайн-торговля не отстает, местами даже значительно опережает традиционный офлайн-рынок.

Федеральные законы США не запрещают продажу табачных изделий в интернете. Разумеется, эта возможность была оценена по достоинству, и количество онлайн-предложений одно время просто зашкаливало. Однако примерно начиная с 2007 года власти ужесточили контроль за рынком. Одно из главных требований – уплата всех налогов, а также получение всех необходимых лицензий (что тоже связано с оплатой пошлин и сборов). Первые интернет-магазины в США не торопились пополнять бюджет, за что многие из них впоследствии были наказаны. Сейчас ситуация более-менее отлажена, и хотя нелегальные предложения в сети, разумеется, остались – их стало гораздо меньше, а респектабельная торговля куревом представлена широко.

Общественные организации США настаивают на полном прекращении онлайн-торговли и иногда успешно. Например, в 2003 году прокурор штата Мэриленд полностью запретил продажу сигарет через интернет на подконтрольной ему территории, апеллируя к тому, что среди заказчиков могут быть дети. Но в большинстве других штатов такого запрета нет, и проблема исключения подростков из числа покупателей решается проверкой документов при передаче заказа.

В России. В Федеральном законе № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака» от 10 июля 2001 года нет явных упоминаний об интернете. Но уже знакомое нам постановление правительства №612 не допускает дистанционную продажу «товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации». Возможно, механическое объединение этих двух совершенно разных документов создало предпосылки для запрета на онлайн-продажи табачных изделий и сопутствующих товаров. Уже были прецеденты блокировок сайтов, продающих кальяны, курительные смеси и трубки. Учитывая антитабачные законы, принятые в 2015-2016 годах, послаблений в интернете ждать не приходится. Запретительные меры скорее уточнят, чем отменят.

Ювелирные изделия

В мире. Онлайн-продажи изделий из серебра, золота, полудрагоценных и драгоценных камней не являются чем-то особенным во многих странах. Об этом говорит наличие ювелирного раздела на сайте транснациональной сети супермаркетов Wal-Mart. На сайте Over Stock ювелирка тоже представлена без особого пиетета, где-то между обувью и бытовой техникой. А ведь география присутствия этого не очень хорошо известного россиянам бренда – практически вся планета.

В России. С онлайн-торговлей ювелирными изделиями ситуация запутанная. Есть закон «О драгметаллах» от 26 марта 1998 года, и он никаких ограничений на способы продажи не устанавливает. Но 22 февраля 1992 года в указе Президента РФ №179 запрещена свободная торговля некоторыми видами продукции, а также отходами производства. В указанном списке фигурируют «драгоценные и редкоземельные металлы и изделия из них, драгоценные камни и изделия из них».

Судя по блокировке Роскомнадзором ряда сайтов ювелирных интернет-магазинов, указ №179 обладает более высоким приоритетом. Правда, такие случаи единичные, и они не всегда завершаются прекращением деятельности продавцов. Некоторые ювелирные сайты переезжают на зарубежные домены и продолжают работу. Другие перепрофилируются в интернет-витрины, на которых можно бронировать изделия, а продажа осуществляется в обычном магазине.

Кроме того, проект «дорожной карты» по развитию интернет-торговли в России предусматривает явную отмену запрета на онлайн-продажи ювелирных изделий. Согласно прогнозам экспертов, в результате объем виртуальных продаж ювелирки должен вырасти с 2,8% до 6% от рынка. Много это или мало? Судите сами: это предполагает рост с 6 млрд рублей до 12,9 млрд рублей в год.

Кому достанется «пирог.рф»?

По статистике «Яндекса», в российском сегменте интернета около 40 тыс. онлайн-магазинов. Много это или мало? По оценке президента Ассоциации компаний интернет-торговли Алексея Федорова, «пока онлайн-сегмент довольствуется скромной цифрой 4% от всего рынка отечественного ритейла». В то же время, приводит пример Федоров, в Великобритании интернет-продажи составляют 12% от общей розницы.

Это означает, что онлайн-торговле есть куда расти, и условия для этого в России почти идеальные. Интернетом пользуются уже 70% россиян. А среди молодежи от 16 до 29 лет, по данным службы опросов «Омнибус GfK», количество активных пользователей достигло 97%.

При этом россияне все активнее совершают онлайн-покупки за рубежом. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли, в первом квартале 2016 года, по сравнению с первым кварталом 2015 года, количество заказов, сделанных из России в интернет-магазинах других стран, увеличилось в три раза. Отечественная интернет-торговля похвастаться трехкратным ростом, к сожалению, не может. Судя по опыту последних лет, внутренние продажи в интернете отстают от трансграничных в два-три раза – и разрыв этот не сокращается, а растет.

Объем продаж в Рунете за 2015 год оценивается в 760 млрд руб. По оценке Ассоциации компаний интернет-торговли, к концу 2016 года можно ожидать роста до 850 млрд руб. Это звучит неплохо, но согласно тем же прогнозам, если ничего не изменится, то еще на 37% денег больше уйдет за рубеж: в том числе за онлайн-покупки, которые россияне вполне могли бы сделать дома.

Не надо также забывать о том, что запреты на торговлю редко приводят к ее сворачиванию. Как правило, это означает только уход продаж в тень: то есть прямые потери налоговых отчислений в бюджет, а также потерю контроля над качеством товаров и услуг.

Ситуация тревожная, но она же дает поводы для оптимизма. Есть немало веских причин, по которым на этот раз обсуждением «дорожной карты» дело скорее всего не ограничится, и будут сделаны шаги к реальному изменению правил игры. Цена вопроса достаточно высока, ставки растут. В интересах российского бизнеса упрочить позиции на собственной территории, в интересах власти добиться повышения прозрачности отрасли. В наших общих интересах сделать так, чтобы поговорка «дома стены помогают» наполнилась новым смыслом.

Комментарии
Генеральный директор, Санкт-Петербург

Можно поточнее сослаться на то, какое постановление запрещает торговлю через интернет продуктами питания? В Постановлении № 612 Правительства РФ нет никакого запрета. Там говорится о том, что "в отношении продуктов питания - сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях". Откуда информация о существовании такого запрета?

Редактор, Москва
Тома Смирнова пишет:
Можно поточнее сослаться на то, какое постановление запрещает торговлю через интернет продуктами питания? В Постановлении № 612 Правительства РФ нет никакого запрета.

Речь идет о постановлении Правительства №55 от 19 января 1998 года "Правила продажи отдельных видов товаров". Оно запрещает разностную торговлю продуктами питания, которую нередко путают с дистанционной. И отсутствие четких формулировок (что разрешено, что запрещено) создает путаницу.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Новости
Компания RTB House разработала инновационный механизм рекомендаций

Разработанное компанией решение для дисплейной рекламы использует метод, который позволяет демонстрировать пользователю баннеры с наиболее точными рекомендациями товаров и, в целом, повышает эффективность ретаргетинга на более чем 50%.

Студия «Словомаркет» запускает новую услугу

Услуга «Удаленный отдел» доступна ограниченному числу потребителей, поскольку цель – максимальная отдача от любого проекта.

Испанские инженеры научились управлять электросетями через мобильное приложение

Инженеры-разработчики испанской энергетической компании CIRCUTOR SA создали специальное приложение Wibeee, позволяющее управлять всеми энергосетями дома или предприятия с экрана своего смартфона.

В ЦНТИ Прогресс обновился список курсов для PR-специалистов

Занятия пройдут в учебном центре ЦНТИ Прогресс на Васильевском острове в центре Петербурга.