Как проверить, сколько работник наработал в свой выходной

Российское законодательство четко определяет ситуации, когда работника можно привлечь к работе сверхурочно без его согласия. Однако порой сотрудники сами инициируют задержки на работе по объективным и не очень причинам. В таком случае, часто сотрудником движут два мотива: чувство корпоративной солидарности (в компании принято работать внеурочно) либо расчет на дополнительный доход.

Действующее законодательство ограничивает максимальную суммарную продолжительность сверхурочной работы 120 часами в год. При этом «праздничный труд», согласно закону, стоит минимум вдвое дороже, чем «будничный». Оплатить нерабочий день допускается не только деньгами, но и отдыхом: свободными днями или даже часами. С этим все ясно. Но как работодателю определить, что сотрудник добросовестно выполняет должностные обязанности, а не имитирует сверхурочный труд в ожидании двойной оплаты или других компенсаций? Если раньше в нечестной игре подозревали только нанимателей, то теперь под подозрение попадают и работники.

Как измерить продолжительность работы?

Доказать сам факт сверхурочной занятости несложно. Современные инструменты контроля позволяют точно измерять занятость сотрудников, даже когда работа связана с разъездами. Вот лишь несколько примеров:

  • Службы доставки устанавливают на рабочие мобильные телефоны курьеров приложения с поддержкой GPS, которые отслеживают все перемещения.
  • Мебельные фирмы выдают сборщикам планшеты, чтобы в процессе работы они присылали в офис фотографии-отчеты.
  • Для учета рабочего времени водителей служебные автомобили вооружают устройствами слежения. Они фиксируют не только маршрут, но и расход топлива.
  • Чтобы определить, где находится работник крупного склада либо цеха: на рабочем месте или, скажем, в курилке – применяют маячки. Их вешают и на технику, и даже на спецодежду.

Все это доступные и вполне законные методы контроля персонала. С другой стороны, навигационные системы позволяют подсчитать продолжительность, но мало говорят о качестве работе. Качественный анализ рабочего времени в полном объеме доступен разве что в офисе, где главный рабочий инструмент – компьютер.

Зачем контролировать сотрудников?

В офисе, особенно в выходные, когда пустуют соседние рабочие места, легко поддаться ничегонеделанию и выдать за сверхурочную работу вязание или игру в Black Desert. В этом и состоит одна из задач специализированного ПО – понять, почему сотрудники приходят на работу в выходные, ради выгоды или потому что не справляются с обязанностями в рамках графика.

С подобной ситуацией столкнулся наш клиент – торговая компания. Во время тестирования нашей системы учета рабочего времени отдел экономической безопасности решил понаблюдать за работой кладовщиков. Их должностные обязанности предполагали присутствие на рабочем месте в выходные с получением двойного оклада, как и положено по закону. Так вот все три недели, пока продолжалось тестирование, рабочая активность кладовщиков в субботу и воскресенье не превышала двух часов. Для сравнения: в будние дни честное рабочее время составляло семь часов и больше. В итоге из графика кладовщиков вычеркнули выходные дни, а их самих лишили премии, тем самым сэкономив деньги без ущерба для деятельности компании.

Сколько стоит работа в выходные?

Возьмем для расчета среднестатистическую зарплату, которая равняется 36,2 тыс. рублей в месяц, и среднюю продолжительность рабочего времени 160 часов. Тогда для оплаты всех 120 разрешенных законом сверхурочных часов потребуется 54 тыс. рублей в год.

Однако ликвидировать утечки рабочего времени требуется не только для того, чтобы сэкономить на оплате сверхурочных. Сверхзадача заключается в том, чтобы помочь команде избавиться от «пожирателей времени» – лишних, но упорно воспроизводимых действий. Если привить уважение к собственному времени и времени коллег, тогда и разногласий по поводу сверхурочной работы станет меньше.

Здесь пригодятся системы контроля рабочего времени, которые не только обнаруживают аномалии в трудовом ритме, но и помогают проанализировать содержание нарушений. Например, понять, почему сотрудник не справляется в рабочие дни и приходит на работу в выходные? Наш опыт подсказывает: тот, кто отстает, не всегда крайний. Возможно, этот сотрудник слишком перегружен, тогда как у его коллег в отделе мало задач. Или другие сотрудники так задерживают выполнение работы на своем участке, что тормозят всю команду.

Вот еще случай из практики нашего клиента. Бухгалтер регулярно жаловался на сильную загрузку и тотальную нехватку времени. Но хронометраж его работы, проведенный с помощью нашей системы, показал, что 30% времени сотрудник проводил не в бухгалтерских приложениях, а во «ВКонтакте». При этом средняя зарплата специалиста составляла 50 тыс. рублей в месяц, то есть фирма платила ему 200 тыс. в год за лайки и репосты.

Комплексные системы учета рабочего времени не просто записывают время включения и выключения компьютера, входа и выхода из приложений, но накапливают и автоматически сортируют данные. Это помогает руководителю провести ретроспективный анализ и увидеть слабые звенья, понять, на каком этапе случился сбой, почему растянулись сроки и как изменить процесс. Цель – чтобы сотрудники больше не выпадали из графика, не продлевали стандартную рабочую неделю за счет выходных и праздников и не тратили деньги компании на оплату мнимых сверхурочных.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Сергей Алейников, Дмитрий Изосимов
Адм. директор, Санкт-Петербург

Привлечение сотрудников на работу вне графика - это сбой в производственном процессе либо реакция на форс-мажорные обстоятельства, поэтому постановка задачи "проверить, сколько работник наработал в свой выходной" кажется мне просто некорректной!

Зачем вывели сотрудника в выходной? Если это "сдельщик" - то наверное, чтобы выполнить срочный заказ или довести товарную партию до нужного объёма? Если это операционный менеджер - то чтобы обработать в срок объём первичной или сопутствующей документации, если управленец среднего звена - то для быстрого принятия корректирующих решений.

В приведённых мной примерах ОТСУТСТВИЕ рабочей деятельности будет не просто заметно, а повлечёт за собой ощутимые негативные последствия для компании, которая рассчитывала на этот РЕЗУЛЬТАТ от работы в неурочное время!

Если же рассматривать статью как способ продвижения "Комплексных систем учета рабочего времени" - то всё становится понятным...

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Сергей Алейников пишет:
Привлечение сотрудников на работу вне графика - это сбой в производственном процессе либо реакция на форс-мажорные обстоятельства, поэтому постановка задачи "проверить, сколько работник наработал в свой выходной" кажется мне просто некорректной!
Зачем вывели сотрудника в выходной? Если это "сдельщик" - то наверное, чтобы выполнить срочный заказ или довести товарную партию до нужного объёма? Если это операционный менеджер - то чтобы обработать в срок объём первичной или сопутствующей документации, если управленец среднего звена - то для быстрого принятия корректирующих решений.
В приведённых мной примерах ОТСУТСТВИЕ рабочей деятельности будет не просто заметно, а повлечёт за собой ощутимые негативные последствия для компании, которая рассчитывала на этот РЕЗУЛЬТАТ от работы в неурочное время!
Если же рассматривать статью как способ продвижения "Комплексных систем учета рабочего времени" - то всё становится понятным...

Сергей, спасибо за ваш комментарий.

Вы правы, что привлечение сотрудника на работу вне графика - это реакция на форс-мажор. Я сталкивался с ситуациями, когда, например, программисты работали по выходным, мотивируя это тем, что они не успевают сдать проект вовремя.
Собственно, в статье я не просто так говорю о системах контроля, т.к. именно они позволяют понять, во-первых, насколько обосновано желание сотрудника поработать вне графика, а во-вторых, проконтролировать его деятельность в этот самый день "X". Часто бывает и такое, что человек-то вроде вышел на работу, а настроиться на рабочий лад не может - выходной же. При этом свои законные 8 часов на работе он отсидит, а потом еще и получит двойную оплату своего "труда".

Иметь в команде сотрудников, которые работают на результат - мечта каждого руководителя и владельца бизнеса. Но в жизни все иначе. Никакой работник не будет относиться к бизнесу так, как относиться к нему его владелец.

Отсутствие результата, опять же, не всегда означает отсутствие деятельности. Тут нужна объективность (системы контроля).

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
4
Михаил Лурье
К теме про Калугина, о чем говорили ранее в этой ветке. Сегодня ночью на ОРТ была программа Евген...
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.