Александр Федотов: Что нужно знать о подборе кадров руководителю

Александр Федотов, независимый эксперт

Отбор кадров по компетенциям

Обеспечение необходимыми кадрами – ведущая составляющая эффективной работы предприятий. Профессиональные кадры решают все. Как же решать важнейшую задачу?

1. Введение в вопросы подбора кадров

В принципе имеется потребность в 2 видах подбора кадров:

1. Массовый подбор

и 2. Индивидуальный подбор.

Но на практике реализуется вариант 3. Промежуточный.

Рассмотрим особенности и их отличия.

1-й вариант связан с подбором массовых профессий и с высокой «текучестью», преимущественно водителей, слесарей, строительных рабочих, продавцов и т.п.

В основе отбора лежат общие требования к кандидатам: стаж в конкретной работе, уровень образования, возраст, знание конкретного оборудования, навыки, согласие с условиями работы – зарплата, режим работы.

Оценка кандидатов происходит по наличию в кандидатах этих общих требований, в основном формальных.

2-й вариант относится к поиску и отбору руководителей, серьезных специалистов и др. ответственных работников. Решение этой задачи наиболее трудоемко и требует от «подборщика» профессионализма.

В основе требований лежат не только общие критерии, но и требования к профессиональным компетенциям, а также к личностным особенностям. Но описание личностных особенностей (необходимых/желательных и нежелательных) представляет серьезную трудность для заказчика кандидатов. Обычно практикуются подходы на основе бытовых представлений о человеке, которые являются набором пред-рассудочных необъективных мнений и заблуждений. Именно поэтому мы получаем ненужные результаты, а индивидуальный отбор представляет на практике наибольшую трудность для директоров.

Поскольку в индивидуальном отборе присутствуют профкомпетенции и личностные особенности, то речь идет уже об изучении кандидата, а не только об оценке. Обычно же, мы сразу беремся за оценку кандидата, не потрудившись понять его особенности. И получается, что я его, в общем-то, не знаю, но оценку дам. Но дело в том, что личностное прямо связано с профессионализмом, т.к. оно детерминирует его.

Индивидуальный подбор, т.е. понимание человека и его профессионализма, и следующие затем оценки происходят при применении, в основном, ряда методик: беседы, изучение резюме, подробной биографии, выполненных им письменных работ, сбор характеристик от его окружения. При этом, необходимо: знание «что изучать в человеке», каковы эффективность методик и правила их использования. Есть инструментарий, но нужно уметь им пользоваться.

Очевидно, что такую работу может выполнять далеко не каждый. А задача руководителя – найти такого спеца и сотрудничать с ним. К сожалению, пониманию человека нигде не учат, кроме отдельных отделений на психфаках. Да и не каждый психолог владеет этим, т.к. наличие диплома еще не определяет профессионализм, до него еще нужно «дорасти». А навыки и знания обретаются годами самостоятельно.

3-й вариант, названный как «промежуточный», наиболее распространен для подбора специалистов и руководителей структурных подразделений.

Здесь отбор и оценка происходит на базе общих требований и требований к профессиональным компетенциям. Когда общих требований не достаточно, необходимы оценки профессиональности. Этот подход удобен, не очень сложен, но недостаточно надежен, т.к. почти не учитывает личностные факторы.

Чтобы оценивать профессионализм необходимо описание профкомпетенций должности. На практике же, адекватное описание профкомпетенций вызывает у многих руководителей и даже директоров трудности. И это обстоятельство не позволяет вести результативную работу по подбору кадров.

Описание профкомпетенций должности может состоять из 4 блоков:

1) Общие требования;

2) Профессиональные компетенции;

3) Личностные особенности;

4) Ограничения.

Они должны соответствовать задачам подразделения и предприятия. Описание должности включает: производственные задачи, процедуры, взаимодействия, т.е. то, что описывает содержание и формы работы. Одним из примеров может быть Лист оценки компетенций трейдера (см. Приложение).

Естественно, эта методика корректируется под конкретные должности, которые для предприятия являются ключевыми в производственном процессе. Очевидно, что это не следует относить к массовым, второстепенным должностям.

Принципиально важно, что наличие системы описания профкомпетенций на предприятии является основой не только для отбора кадров, но и для оценки труда персонала, профразвития, стимулирования и, конечно, для индивидуальной работы руководителей с сотрудниками. Создание системы – действительно новационная корпоративная задача, которая требует усилий и времени, но которые окупятся эффективной работой на разных уровнях.

В связи с этим, вопрос подбора кадров переходит в разряд корпоративной задачи, решение которой может быть только при участии директора. Сроки ее разработки и реализации будут определяться включенностью в эту работу руководителей подразделений и интенсивностью набора кадров. Роль же кадровика состоит в методологической и организационной работе.

В данном случае подробно вопросы об индивидуальном подборе и о системе описания должностей не рассматривается.

2. Приложение. Оценка трейдера

Лист оценки трейдера.

Предлагаемые позиции оцениваются от 1 до 3 баллов.

Оцениваемые позиции

Оценка эксперта

1.Общие требования


Курсы, тренинги по продажам: Какие. Что запомнилось. Польза.


Опыт работы трейдером. ____ лет

Направления работы. Продажа металлоизделий.

Причины увольнений.


Работа на РС в Word, Excel, e-mail. Использование формул.

Знание др.программ, их полезность.

Скорость печати.


Какова нынешняя зарплата


2.Профессиональные компетенции и должностные процедуры.


Результаты работы:

Максим. кол-во клиентуры в работе ___. Кол-во приобретенных клиентов ___


Знание системы документооборота: счет-фактура, накладная, выписка счетов, договоры


Работа в Программе учета работы с клиентом (CRM) или с использованием программ Excel, Outlook, 1С...

Какие программы использовались.


Владение процессом продаж:

Выявление и общение с ответственным лицом, трудности.

Работа с возражениями: основные возражения и пути их устранения; Подготовка коммерческого предложения, счета, договора;

Контроль оплаты и отгрузки;

Поддержание отношений с клиентами


Целеустремленность в получении результатов, при заключении договоров, налаживании нормальной работы с клиентами.


Способность убеждать и договариваться при заключении сделки.

Чем можно заинтересовать: цена, услуги, персональный менеджер, личные отношения. Примеры.


Умение тактично и по-деловому проконсультировать клиента, укреплять сотрудничество.

Примеры.


Умение готовить характеристики клиентов, сегментирование клиентов.


Ваши ожидания в профессиональной области, стремления.

Система оплаты: соотношение оклад - %


3.Личностные особенности и компетенции.


Предприимчивость.

Примеры решения новых вопросов.


Самостоятельность. Формы самооценки результатов работы.


Работоспособность. Способность к систематическим усилиям, форс-мажор.


Организованность в работе.

Планирование работы. На какие сроки, в каком виде.

Контроль. На какой основе реализуется – самоконтроль, программой, руководителем.


Обучаемость, что освоено нового и полезного освоено.


Тактичность в отношениях с клиентами, сотрудниками.


Способность к эффективным отношениям с клиентами.


Честность в работе


Порядочность в отношениях с коллегами


Орфография и пунктуация в данном тексте сохранены в том виде, в котором они были предложены автором.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.