Роман Макарюк: Как мы понимаем категорию «качество»?

Понятие «Качество» как категория

Начнем с рассмотрения базового определения понятия «Категория». Категория - (от греч. kategoría — высказывание, обвинение; признак). Категории являются определениями не предметов самих по себе («вещей в себе»), а познающего субъекта, структуры его мышления.

Аристотель трактовал Категории как отражение и наивысшее обобщение объективной реальности: сущность (субстанция), количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие и страдание.

Категория «качество» используется не только в философии, но и в различных отраслях науки, и в частности в управлении социально-экономическими системами. Использование этой категории в теории и практике управления довольно разнообразно и иногда слишком ненаучно свободно.

Интерес научного и управленческого сообщества к понятию «качество» имеет исторически приходящий волнообразный характер: от полной «понятности» и значимости этого понятия для нашей жизни, до применения в рассуждениях таких словесных конструкций как: «качество – ответственность каждого», «качество – это когда возвращается покупатель, а не продукт», «отличное качество», «улучшение качества», «низкое качество», «управление качеством». Почему так по-разному используется это понятие?

Сравнительный анализ понятия «качество» проведем на материале принятых определений из существующих словарей разных отраслей знаний и науки, а также международных стандартов серии ИСО, по всем сформированным, на данный момент смыслам от «качество» как философской категории до бытового применения понятия качество.

Понятие «качество» рассматривалось изначально как логическая категория, составляющая различные ступени познания мира и вещей, как непосредственную характеристику бытия объекта. «качество есть вообще тождественная с бытием, непосредственная с бытием определенность... Нечто, то, что оно есть, есть благодаря своему качеству и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть» (Г.Гегель) Если «Качество» объекта или предмета измененилось, то это означает превращение данного объекта (предмета) в другой.

Понятие «качество» отражает устойчивое внутренее и внешнее взаимоотношение составных элементов объекта, которое характеризует его специфику, дающую возможность отличать один объект от других. Именно благодаря понятию «качество» каждый объект существует и мыслится, как нечто отграниченное от других объектов.

Рассматривая все формулировки понятия «качество» можно сказать, что причиной оформления понятия категории «качество» являютсят слова, «воздействие окружающей среды на объект», и следствием является слова «соответствие свойств предмета этим воздействиям», что составляет возможность существования предмета в этой среде. Почему причинной частью формулировки являются слова «требования среды к объекту»?

Потому, что если пока не оформлены требования к объекту, то какие бы мы свойства объекта не рассматривали, или не выделяли как основные признаки, понятия «качества» не возникает. Потому что, не с чем будет сравнить или сопоставить эти свойства объекта.

Makarjuk.jpg

Итак, бытие предмета в окружающей среде означает отношение (сличение, соответствие) всех внешних требований окружающей среды ко всем характеристикам (свойствам) предмета.

Качественная определенность объекта зависит, прежде всего, от его структуры, характера связи элементов объекта как целого, а также от состава его элементов. В некоторых случаях применяют сужение понятия качество до отдельного свойства. Такое сужение применение понятия «качество» характеризует предельную позицию, сведения понятия качество до одного свойства предмета и объекта, как обыденного осознания понятия качества, применения понятия качество как крайний случай эволюции понимания категории «качество», и термин «качество» переходит в смысловое значение «свойство» объекта и переходит в обозначение смысла его «качествА». Объект рассматривается как набор его отдельных качеств, т.е. его свойств.

В общем виде, «качество» объекта обнаруживается именно в совокупности его свойств. Категория «Качество» объекта не сводится, однако, к отдельным его свойствам. Она выражает целостную характеристику функционального единства существенных свойств объекта, его внутренней и внешней определенности, относительной устойчивости. Качество – интегральная категория, системная характеристика объекта. Если образование не системное, то нового интегрального свойства такого объекта не возникает.

Гегель вводит понятие «определенности» как эмпирической презентации качества, «свойства» как проявления качества в конкретной системе взаимодействий или отношений. С категорией Качество (предикату, отвечающему на вопрос «какое?») связывается категория Количество (вопрос «сколько?») как характеристика множества и величины. Синтезом категорий качества и количества у Гегеля выступала мера.

Но, согласно определениям категории качества и количества, качество есть мера, не имеющая количественного выражения. Качество или есть или нет. То есть качество, как отношение требований стандарта и характеристик продукта есть многопараметрическое соотношение.

С 1990-х годов существенное влияние на увеличение трактовок понятия «качество» оказал западный менеджмент. В учебниках и статьях понятие качество обосновывалось использованием формулировок из англо-русских словарей. Однако перевод слова «качество» в разных языковых конструкциях может существенно различаться. В связи с этим, смысл перевода слова качество выражается так: «quality»(англ.) — качество, степень качества, добротность, кондиционность, сорт, высокое качество, свойство». Такая формулировка «качества» содержит совмещение понятий различного рода. Понятие сортности, как и понятие разрядности, введено и используется человеком для обозначения градации сортов и разрядов объектов, естественно содержат перечень свойств продукта, но не подменяют понятие «качество». Сужение понятия «качество» до набора свойств, приводит к смысловому совпадению понятия «качество» и понятия «свойство».

Системный взгляд на понятие «Качество» как категории

Системное рассмотрение понятия «качество», как категории, требует такой формулировки, которая позволит не путать ее с другими категориями и понятиями, но использовать это понятие без изменений в тех же границах, которые сложились в языковых конструкциях. Посмотрим, возможно, ли так сформулировать понятие «качество»?

Определение понятия «качество» в экономическом словаре формулируется так: «Качество [quality] — совокупность свойств объекта, обусловливающих его способность удовлетворять определенные потребности в соответствии с его назначением.

Какой смысл вложен в это определение? Почему категория определенности вещи с ее бытием, оформлено так? Нет ли некоторого логического несоответствия в этой формулировке и какое это несоответствие?

Смысл этого определения в том, что объект содержит совокупность свойств, которые удовлетворяют потребностям или требованиям потребителя при применении объекта потребителем. В этом определении есть соответствие бытия объекта, его существования в смысле ее использования, согласно потребностям или требованиям потребителя. Если есть соответствие требований потребителя и свойств этого объекта, это означает, что «Качество» объекта есть. Это определение гораздо шире, чем трактовка качества, через наличие только свойств этого объекта.

Проанализируем формулировку понятия «качество»: во-первых, если в этом определении «Качество» ключевыми словами являются «совокупность свойств объекта», то делается упор на сужение смысла понятия «качество» как категории. Качество вещи фиксируется, в таком случае, как набор свойств объекта. Но в формулировке понятия «качество», есть еще слова, существенно уточняющие эту категорию.

Во-вторых, если в этом определении «Качество» ключевыми словами являются «совокупность свойств объекта, обусловливающих его способность удовлетворять определенные потребности», зачем вводится понятие еще какой-то, способности этого объекта, разве набор необходимых свойств не исчерпывает потребности потребителя этого объекта? Зачем вводить в формулировку еще и слово «способность», которая каузально нелогична? Следовательно, в формулировке делается упор на то, что у объекта есть кроме свойств еще и некоторая, обусловленная свойствами способность удовлетворять потребности.

Если потребитель не формулирует потребностей (требований), то какими бы свойствами не обладал бы объект, они не востребованы и понятие категории «Качество!» со стороны потребителя данного объекта, даже не возникает!

Возникает пародоксальная ситуация: все вроде есть, и объект есть, и свойства объекта в наличии, а качество объекта не может быть определено, так как нет первичных требований к нему, а раз нет требований значит и нет потребности в нем.

Следовательно, можно констатировать, что процесс формулировки понятия «Качество» начинается с описания причины формирования категории «качество», которая заключается в наличии потребностей или требований, к объекту, и от кого или чего возникают эти требования, а затем, как следствие, выполняется сравнение потребностей (требований) со свойствами объекта при его использовании, и как последствие, если именно у потребителя возникает удовлетворенность этими свойствами объекта при его применении. При этом, никакой дополнительной обусловленной способности удовлетворять потребности потребителя у объекта не возникает.

Следовательно, формулировку категории «качество» можно оформить так:

Категория «Качество» есть непосредственная с бытием определенность, то есть выраженная через отношение его существенной определенности к среде бытия объекта, благодаря которой он является именно этим, а не иным объектом. Если использовать логическое обобщение, то категория «Качество» есть категория отношениея «чего-то к чему-то».

Качество есть отношение требования пространства бытия объекта к свойствам объекта, и если отношение есть, зафиксировано и выполняется, свойства объекта не противоречат требованиям, которые пространство бытия предъявляет к объекту, следовательно, объект может существовать в этом пространстве бытия.

Если требования к свойствам объекта, (предмета или понятия) выполняются, то отношение фиксируется без отклонений по всему перечню требований или свойств, следовательно «качество» объекта фиксируется, а если отношение не выполняется хотя бы по одному требованию или хотя бы по одному из свойств объекта, то «качество» объекта отсутствует.

Итак, качество предмета или есть, или качества нет – правда, тогда мы говорим, что есть некачество, брак. В этом случае, мы констатируем, что категория качество не имеет количественного измерения, как-то, в безразмерных величинах, например, качество равно величине 0,456 или 47%. Так же, следует заметить, категория качество не может использовать характеристику с каким наименованием: например, «...осетрина второй свежести ....», понятие «качества» не имеет шкалы и единицы измерений в отличии, например, от понятия «длина», это понятие может иметь и шкалу и единицу измерения в метрах).

Таким образом, «категория качество», не есть простой перечень свойств объекта, не есть одно из свойств объекта, не есть требования к бытию объекта, не есть требования потребителя объекта, а есть интегральная системная характеристика, выполненого отношения по всему перечню требований к свойствам объекта, и имеет два состояния, да или нет.

Реализуемость Категории «Качество» в Социально-экономических системах

Рассмотрим логическую реализуемость представленной формулировки категории «качество» в различных стратах пространства бытия:

- материально-предметной страте социально-экономических систем,

- в страте социальных отношений социально-экономических систем,

- в социокультурной страте социально-экономических систем,

- в информационном (идеальном) пространстве социально-экономических систем (имен, понятий и определений, как материальных, так и идеальных вещей).

Все языковые образования, предметов материального и идеального мира: имена материальных и идеальных вещей, понятия, термины, и т.п. врядли представляют из себя хаотический «объем» информационных «дробностей», они вполне возможно каким-то образом расположены и распределены в этом пространстве.

 

 

 

 

 

Причем, человечество довольно долго изучало и продолжает изучать материальное пространство. В нем, в пространстве выявлен определенный порядок.

Так, есть материальные объекты, за которыми человечество наблюдает уже века. Но знания об этом пространстве так же накапливаются в виде информационного пространства.

Существует теория о строении Земли, как об объекте, имеющем свою иерархическую структуру. Выделены неоднородности материального пространства: страты воздушного океана – ионосфера, стратосфера, страты земных недр, имеют не только свои названия (имена), но и имеют ярко выраженные материальные свойства границ. Материальное пространство имеет неоднородности в материальных недрах Земли, исследователи недр используют для них название – «страты» (слои).

В отраслях науки об идеальных «вещах», от философии до кибернатеки, изучающей информационные процессы, существуют представления о «своих» пространствах. Для экономистов совершенно однозначно определено свое пространство - экономическое. Для специалистов по Интернету является совершенно определенным так называемое информационное пространство. И для других видов деятельности человек уже определил множество других пространств.

В работе «Философские аспекты управления» (Елин А.В., Елина И.Е.), мы рассмотрели иерархическую классификацию идеального пространства, т.е. пространства идеальных предметов. В этой классификации, мы хотели подчеркнуть иерархию и процессы управления в информационном пространстве, и определить структуру неоднородностей и иерархию страт информационного пространства: имена ценностей, имена объектов, имена субъектов, имена отношений (антиномий), имена материальных предметов.

Теперь мы можем рассмотреть категорию «качество», как имя категории в информационном пространстве и определить ее местоположение во всех культурных, политических, научных и материальных стратах человеческой деятельности, для анализа и уточнения формулировки понятия и возможных отклонения в формулировки этого понятия.

Позиция категории «Качество» в материальной страте жизнедеятельности социальных систем

 

При рассмотрении категории «качество» для материальных предметов или для готовой продукции, мы должны точно осознать, что будем использовать в рассуждениях о качестве материальных предметов, понятия и различные имена материальных предметов.

КАЧЕСТВО материальных объектов (предметов, продуктов, услуг) есть отношение заданных (потребителем) требований либо требований, содержащихся в нормативе (любом стандарте) к свойствам предмета, с учетом эксплуатационных характеристик продукта, которые существуют, зафиксированы и выполняются при применении (эксплуатации) предмета. Качество, т.е. отношение заданных требований норматива (стандарта) к свойствам предмета, обязательно и гарантированно, как при изготовлении продукта, так и при его эксплуатации.

Makarjuk2.jpg

В таком случае, понятие качество фиксируем как отношение между заданными потребителем требованиями к характеристикам (свойствам) продукта.

Если отношение между заданными требованиями к продукту и его характеристиками выполняется, т.е. есть соответствие по всем параметрам, то фиксируется статус продукта «годен» и фиксируется «качество» продукта.

Если между требованиями и характеристиками фиксируется хотя бы одно несоответсвие, да еще выходящее за значения допуска по некоторому параметру, то отношение между требованиями к продукту и его характеристиками не выполняется, и, следовательно, фиксируется статус продукта как «некачество» или «брак» или- «качество продукта отсутствует».

В приведенной схеме взаимоотношений, требований протребителя и свойств продукта следует зафиксировать многопараметрическую связь, каждое отдельное требование соответствует отдельному свойству (характеристике) продукта. Такая формулировка понятия «качество» в пространственной страте материальных продуктов, абсолютно идентична базовому определению категории «качество».

Однако нам следует рассмотреть имеющиеся в литературе, возражения следующего характера: «Часто, возникают споры по поводу того, как понимать «качество вот этого конкретного продукта», если кто-то предъявляет свои требования к этому продукту, а другой человек предъявляет другие, но иные свои требования к этому же продукту, и делают вывод о невозможности установить единое определение понятия качество этого продукта. Делается вывод о том, что одновременно «качество продукта есть» и «качество продукта отсутствует». На этом основании делается вывод о том, что «качество» продукта по такой формулировке определить нельзя. В этих рассуждениях есть нарушение логики и отступление от строгого рассмотрения причинно – следственной цепи понятий образующих формулировку понятия «качество».

Нарушение логики рассуждений выглядит так: нельзя сравнивать два разных отношения одних и иных требований и соответствующих свойств продукта, которые выполняются как разные требования к разным свойствам объекта, и по результатам сравнения выносить какое-либо решение по качеству предмета – такое решение есть объективный и логический нонсенс.

Если изменились требования к предмету и свойства у предмета другие, то предмет этот другой и качество его иное и сравнивать этот предмет с другим по качеству логически невозможно, так как качества предметов разные, и это сопоставление двух качеств невозможно сделать, даже руководствуясь здравым смыслом. Возникающее между людьми, в этом случае, непонимание по термину «качество» имеет своим основанием следующее: человек определяя «качество» предмета должен последовательно выполнить несколько операций:

- осознание требований к предмету или требования стандарта, если человек их знает,

- затем выделить наличиствующие по этим требованиям соответсвующие свойства (характеристики) предмета,

- выполнить сравнение требований и свойств,

- провести оценивание многопараметрического соотношения требований к свойствам (характеристикам) продукта,

- и принять решение фиксируя одно из двух состояний, при полностью выполненом отношении, фиксации статуса «качество продукта»,

- при любом частичном выполнении отношения, фиксации статуса «качество предмета отсутствует - брак».

Поэтому, решение вопроса о качестве, при неполном выполнении этих операций и приводит к различным результатам, из чего делается ложный вывод о различии определений качества из якобы одинаковых позиций. При соблюдении всех операциональных и содержательных частей формирования понятия «качество», как категории отношений чего-то, к чему-то – разночтений по оценке состоятия продукта не фиксируется.

Свойства среды выступают по отношению к материальному предмету как первичные требования для его бытия. Материальный предмет для своего существования в этой среде должен этим требованиям соответствовать. Если отношение требований среды и характеристик (свойств) материального предмета выполняется, то существование предмета возможно. Если требования среды противоречат свойствам предмета, предмет должен изменить свой набор свойств или характеристик и стать соответствующим требованиям среды. В случае если предмет не может измениться, то он должен или прекратить свое существование (разрушиться) или покинуть эту среду.

Если такое соотношение выполняется, можно рассмотреть пример: согласно требованиям технологического процесса, раскаленная булатная сталь, имеет соответствующие характеристики при нахождении в пламени печи, как условие существования этого сплава и его качество, затем кованная и прошедшая процессы закаливания имеет уже иные характеристики, под иные эксплуатационные требования и имеет иное качество.

В научных литературных источниках (Г.Г. Азгальдов) есть оформленные представления о качестве готовой продукции предприятия, как взаимосвязи категории «качество» и категории «количество» в целостном описании предмета или объекта. При таком способе формирования понятия «качество» продукции, существует гипотеза о возможности измерения качества продукта, как интегральной характеристики в количественном выражении, как меры соответствия требований стандарта и имеющихся характеристик продукта: например, качество продукта равно Q=0,9845. Дело в том, что необходимо определить интегральное значение качества продукта, путем суммирования разных по природе, мерам и шкалам, параметров, свойств или характеристик продукта. Такое суммирование противоречит не только нашему анализу понятия категории качества, такая процедура оценки меры качества продукта, противоречит к сожалению даже здравому смыслу.

Если предположить, пользуясь вариантом определения категории качества, как меры соответствия, то можно сказать, что при полном соответствии требования стандарта и характеристик продукта, отношения выполняется и мера качества Q=1. В этом случае мы должны фиксировать меру качества Q=1, и статус продукта, «качество есть».

Даже, если у продукта есть свойство, которое было неизвестно потребителю и естественно к этому свойству у потребителя не было сформулировано требования. Но даже, если это свойство восторгает потребителя, нельзя сказать, что Q = больше 1, т.е Q = 1,54 например. Все равно, мы в этом случае должны фиксировать меру качества Q=1, и статус продукта, «качество есть».

Если имеется полное несовпадение всего перечня требований и характеристик продукта, то логично, что отношение не выполняется полностью и мера соответствия Q=0. В этом случае статус продукта «некачество» т.е. «брак».

Если же есть какое-то параметрическое несоответствие даже по одному свойству, то все равно отношение по перечню требования к продукту и по перечню свойств продукта не выполняется, по некоторым параметрам или требованиям всего перечня требований и свойств, следовательно, мера качества фиксируется как величина Q=0. В этом случае статус продукта «некачество» т.е. «брак».

Продукт может характеризоваться либо полным соотстветствием со стандартом, это состояние продукта есть качество или в неполном соответствии со стандартом, это состояние продукта есть «некачество» и между этими состояниями (статусами) бытия предмета не может быть промежуточных состояний измеряемыми каки-либо дробностями, между этими состояниями вообще нет ничего, никаких иных состояний. Исследователь не может занять такое положение между двумя состояниями, чтобы «псевдоинтегральной дробностью» оценить и измерить отклонения от требований, т.е. якобы интегральное «качество» продукта.

Итак, в материально-вещественной страте пространства, качество предмета – это отношение требований среды (чего-то) к свойствам предмета (чему-то), в процессе существования (применения) этого предмета в окружающей материальной среде. В материальном производстве, качество готовой продукции – это отношение требований заказчика или стандарта (норматива) к свойствам (характеристикам) готовой продукции. В производстве услуг, качество услуги – это отношение требований стандарта (норматива, правил) к параметрам предоставляемой услуги и параметров итоговых результатов (характеристик) в процессе предоставления услуги. В производственной деятельности, качество произведенных деталей, агрегатов, готовых компонентов – это отношение требований конструкторской и технологической документации и стандартов к параметрам процессов производства комплектующих, агрегатов и готовых компонентов продукции на всех стадиях жизненого цикла продукта.

Список материально-предметных видов деятельности можно продолжать, но во всех видах деятельности качество материальных предметов - это отношение требований нормативности (стандарта) к характеристикам (свойствам) материального предмета.

Позиция категории «Качество» в социальном и социо-культурном (идеальном) пространствах жизнедеятельности социальных систем

Описательного представления понятия социально-экономическое пространство недостаточно для нашей работы. Необходимо найти модельное и инструментальное его представление для применения его в исследованиях проблем теории управления.

На наш взгляд представление о социально-экономическом пространстве как о месте локализации управленческой деятельности, в котором она одновременно может быть представлена и как структура и как процесс благодаря свойствам этого пространства, позволяет разрешить проблему рассмотрения деятельности по-настоящему системно, при этом в модели деятельности процесс и структура выступают как единство и целостность, - структурой социально - экономического пространства в котором существует профессионал.

Представим кратко страты пространства:

- материально-предметный уровень (физический уровень), где проявлены и существуют физические предметы, природные территории и тела субъектов, проживающих на них; сырьевые и материальные ценности; финансовый, экономический капитал (деньги) и др. (материальные ресурсы).

- уровень отношений содержит имена материальных предметов, объектов и систем, как отношение человека к окружающему физическому материальному миру (универсуму) и категории отношений в социальном мире между людьми, личностные, профессиональные, трудовые, финансовые отношения технологического характера, такие категории как: правовые отношения; престиж, репутацию, авторитет, власть и др., эти отношения могут быть рассмотрены как ресурсы социального мира, проявляющиеся во взаимодействии и результатах коммуникативной деятельности людей,

- социокультурный уровень (ценностной уровень), в котором присутствуют ценности сообщества, культура, философия, религия, проявляющийся как результат духовной деятельности людей (ресурсы общества в виде духовных ценностей культуры),

- ментальный уровень, содержащий способы и структуры мышления, образы мышления, проявляющиеся как интеллект субъектов деятельности.

Сущности этой страты отношений являются антиномиями, т.е. категориями, которые могут существовать только совместно со своими противоположностями. Эти категории являются по своей природе качественными. Эти категории не могут характеризоваться по своей природе дробными числами или относительными в виде процентов. «Авторитет» – так же как и «неавторитет» являются позициями и именами обозначающее качество, данного идеального предмета.

Категории социокультурного пространства обладают свойством целостности и тавтологичны по природе, что означает их самоосновность. В социокультурной страте пространства существуют целостные категории - честь, достоинство, добро, здесь не может существовать и быть проявлено, к примеру 73% любви, или 26% чести. Эти качественные категории не могут быть оценены дробными числами.

Это есть основное отличие категорий уровня социокультуры от категорий уровня отношений и категорий материально-предметного уровня. Страты пространства подчиняются закону иерархии, разнокачественны по природе, но являются взаимосоответствующими – т.е. являются изоморфными.

Одной из общих характеристик качества социально-экономической системы (наряду с удовлетворительностью, неудовлетворительностью и т.д.) является оптимальность.

Соответственно оптимальность как оценка есть лишь одна из возможных характеристик качество принимаемых решений, состояния системы или ее поведения.

Качество как категория стратегического управления – есть отношение управляющего воздействия субъекта (на объект управления) к реакции объекта (через обратную связь) для субъекта управления.

Итак, категорию качества можно понимать как отношение чего-то, к чему-то. Выделение характеристик отношения, как одной из сторон категории качества, позволяет рассматривать категорию качества - как категорию управления. В социальных системах управление строиться с целью изменения существующих социально-экономических отношений.

Одновременно «категория качества» рассматривается как отношение требований к характеристикам объекта, которые удовлетворяют этим требованиям. Такое понимание качества применяется в различных системах оценки продукции, услуг, процессов, деятельности и пр.

Управленческая деятельность субъекта управления реализуется в многообразных социально-экономических системах. Познавая управленческие или иные процессы в социально-экономических системах, мы стремимся выявить их качественную определенность, определить их связи и отношения.

В пятидесятых годах американские ученые Э.У. Деминг и Д.М. Джуран обратили внимание на вопросы управления процессом выпуска качественной продукции и в дальнейшем обосновали особую роль руководителей в решении проблем качества.

В настоящее время объектами качества могут рассматриваться: явления, все виды отношений, деятельность или процессы, в том числе и управленческая деятельность, структура организаций, системы или отдельные лица, а также комбинации из всего перечисленного.

Любая хозяйственная система с многоуровневой системой связей и отношений между управляющими структурами, объектом управления и субъектами управления, как на предприятии, так и в организациях разных отраслей и форм собственности считается объектом качества.

Качество как характеристика управления всех уровней присутствует как в процессе решения социальных вопросов, связанных с ростом уровня жизни населения, так и в повышении эффективности, результативности и мобильности самого процесса управления экономикой.

Системный анализ категории качества управления показывает, что категория качества, являясь сложным многоаспектным объектом управления, играет определяющую роль в экономике. Качество пронизывает все стороны экономики и является ключевым фактором социального устройства жизни и деятельности людей.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Владимир Крючков, Андрей Баландин
Владимир Крючков Владимир Крючков Преподаватель, Москва

Господи, ведь я уже пережил ''пятилетку качества'', слышал кучу докладов о качестве с высоких трибун, пережил крайслероподобный Знак качества, внедрял КСУКП, а самого качества так и не дождался. И вот опять ''Интерес научного и управленческого сообщества к понятию «качество» имеет исторически приходящий волнообразный характер''... Задолбали!
Когда уже о качестве перестанут рассуждать, а начнут его обеспечивать?
Хотя бы качество статей :D

Руководитель, Москва
Крючков Владимир пишет: Господи, ведь я уже пережил ''пятилетку качества'', слышал кучу докладов о качестве с высоких трибун, пережил крайслероподобный Знак качества, внедрял КСУКП, а самого качества так и не дождался. И вот опять ''Интерес научного и управленческого сообщества к понятию «качество» имеет исторически приходящий волнообразный характер''... Задолбали! Когда уже о качестве перестанут рассуждать, а начнут его обеспечивать? Хотя бы качество статей :D
......писать не мешки ворочить........ :D как умеем так и пишем...... :D
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
4
Михаил Лурье
К теме про Калугина, о чем говорили ранее в этой ветке. Сегодня ночью на ОРТ была программа Евген...
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.