Куда делся драйв из наших офисов?

Наталья Аврина

Я смотрю на наши офисы – офисы большинства нынешних компаний. Я слушаю рассказы знакомых о том, что происходит в их офисах, и не могу понять: что же случилось? Что незаметно для нас так сильно изменилось за последние несколько лет? Почему в офисах вдруг стало скучно и не интересно? Почему большая часть людей как-то незаметно превратилась в серую массу, ничего не желающую, мало знающую, ни к чему не стремящуюся, кроме, разве что, денег? Куда незаметно для нас исчезли те офисы, в которых мы работали – так и хочется сказать «имели счастье работать» - кажется, еще совсем недавно. Куда делись те люди, которые заряжали энергией, на которых хотелось равняться, для которых хотелось работать, из-за которых хотелось непрерывно становиться лучше и лучше?

Очень хорошо помню офис, в котором мы работали десять лет назад. Конечно, первая «серьезная» фул-тайм работа, солидная финансовая компания, я уже какой-ни-какой, начальник, все еще относительно ново и безумно интересно.

Это было начало двухтысячных, и компании еще только начинали становиться серьезными и солидными после лихих девяностых, когда любой бизнес был либо бандитским, либо чем-то из серии лотереи, в которую вдруг повезло.

Многие компании, сейчас считающиеся лидерами отраслей, только зарождались, только становились компаниями, а не горсткой единомышленников, собравшихся, чтобы воплотить какой-нибудь безумный проект, потому что уж очень хочется.

Вспоминаю, с каким настроением мы тогда шли в офис. Это было желание работать, желание сделать что-то, что заметят и оценят, это было то, что называют модным нынче словом «драйв», было ощущение, что мы хотим свернуть горы и сможем абсолютно все, потому что у нас есть желание, команда единомышленников и руководство, которое ценит наш пыл и энергию, и одной харизмой которого можно сдвинуть любые горы.

Это было начало двухтысячных, и в компаниях, где сейчас работает по тысяче человек, тогда было человек 50-70, бизнес только начинал становиться бизнесом, у всех еще оставалось ощущение какой-то безбашенной свободы, чувство, что если очень захотеть, и если немного повезет, в одну секунду можно сделать почти все.

Это было начало двухтысячных, и после работы мы чуть ли не каждый вечер что-то отмечали прямо в офисе: все - от секретарей до генерального директора, от восемнадцати до сорокалетних пили водку, многие курили траву, даже не закрывая двери кабинетов, потом все дружно шли в ближайший бар или клуб, пили, танцевали и совершали более или менее удачные попытки устроить личную жизнь в ближайшем месте, где «никто не видит» чуть ли не до утра. Я не говорю, что это хорошо. Более того, сейчас это выглядит довольно дико. Сейчас все поголовно, даже те, кто чуть ли не только из школы, держаться весьма себе серьезно и ничего лишнего не позволяют. И, пожалуй, это правильно.

Но что бы там ни происходило ночью, утром мы приходили в офис – приходили с желанием сделать что-то, с драйвом, с ощущением, что обязательно свернем горы.

Тогда мы действительно чувствовали себя командой. Не говорили об этом, чтобы понравится отделу кадров, не писали в корпоративных газетах, а именно чувствовали.

Тогда у каждого из нас было столько рабочих планов, столько идей и столько энергии воплощать их в жизнь, что компании росли не по дням, а по часам. И это не красивые слова. Сайт, например, той самой финансовой компании за каких-то полгода усилиями нашего отдела превратился из обычного корпоративного сайта в самый посещаемый ресурс фондового рынка. И это было, действительно, круто. Но тогда нам даже в голову придти не могло, что мы сделали что-то из ряда вон: мы просто работали, мы хотели развиваться, мы «делали вещи», мы смотрели на свое начальство и понимали, что нам есть куда расти, и росли – вместе с нашими компаниями.

С тех пор прошло, кажется, не так уж много лет. Ну что такое какие-то десять для корпоративной истории? Но за эти десять изменилось все. Изменилось так плавно, что мы даже не заметили, но изменилось кардинально. И, к сожалению, не в лучшую сторону.

И вот уже все рассказы об офисах всех моих знакомых звучат как грустные сказки про скучные кабинеты, заселенные неинтересными людьми, с которыми нельзя поговорить ни о развитии бизнеса, ни о культурных событиях, ни об их личных убеждениях, мечтах, планах просто потому, что как таковых убеждений и планов у них, похоже, нет.

Они не стремятся сделать что-то из ряда вон, не стремятся вывести свои компании на новый уровень, не стремятся развиться, получить новые знания, создать новые проекты. Они вообще ни к чему не стремятся. Предел мечтаний большинства из них – спокойно сидеть на своем месте, получать зарплату, как можно меньше делать, и чтобы никто не трогал.

Что же случилось с этими людьми? Куда делись те люди, с кем мы работали десять лет назад? Как дошли мы до жизни такой?

А ответ-то прост. Очень прост. И он не имеет никакого отношения к поначалу напрашивающемуся: «Э-эх, не та нынче молодежь пошла».

Нет, дело не в них – не в тех, кто сейчас приходит на должности линейных менеджеров. Дело в тех, кто сейчас ими управляет. В том, какими стали за десять лет эти люди.

А люди эти устали. Во многом в жизни разочаровались, порастеряли часть своей харизмы, зато приобрели в процессе перипетий при построении и развитии собственного бизнеса большую или меньшую паранойю, да подутратили веру в людей, узнали многие «границы и препоны» и позабыли окончательно свой пыл прежних лет.

И вот теперь эти люди несут свое новое отношение к жизни в массы. А рыба-то по-прежнему имеет обыкновение тухнуть с головы – массы быстро их настроением проникаются, и там, где должны были быть энергичными и распираемыми энтузиазмом, становятся апатичными, ни во что не верящими и понимающими, что сколько бы они головой в какие стены ни бились, стены не пробьешь.

Собственники и директора слишком многое видели и, как результат, перестали верить в людей и уважать их. А люди – уже другие, новые, ни в чем не повинные – чувствуют это, отсюда и такое «рвение» работать, делать вещи и двигать горы.

И сколько не пытаемся мы – те, кто еще очень хорошо помнит, как интресно может быть в офисах, и как это «интересно» повышает продуктивность – объяснять топам, что людей нужно уважать и мотивировать, толку от этого никакого.

Вот я, например, взываю к генеральному директору: «Ну, зачем требовать от продавца приходить ровно в 9:00, если он не умеет не опаздывать, но зарабатывает для компании миллионы? Да пусть хоть к двеннадцати приходит и сидит целый день в потолок смотрит, лишь бы продажи были высокие. Какая нам разница, может, у него волшебная палочкая какая есть. Нам же главное – результаты его продаж!» И что я слышу в ответ? «Нет, ни в коем случае! Если им разрешить приходить не вовремя, они вообще работать не будут!» Ну, естественно, не будут – они же на процентах сидят, зачем им работать-то?!

А на каждом собрании мы слышим от руководства, что у нас в компании все плохо. Ну, да, вот у этого отдела продажи высокие, вот эти перевыполнили план, но в целом все ужасно просто. А где это самое ужасное-то? Сдя по всему, только в головах у топ-менеджмента. Но почему они никак не поймут, что продавцы очень амбиционы, что публичная похвала для них «стОит» ничуть не меньше премий и процентов, и что после подобных «мотивирующих» речей веры в компанию, в продукт и в себя у них остается все меньше и меньше?

Я искренне надеюсь, что у вас в офисе не так. Что руководство понимает, что такое мотивация, уважает в каждом сотруднике человека и заражает всех собственным энтузиазмом. Я искренне верю, что должны еще быть такие офисы и, более того, надеюсь, что вот еще немного, и менеджмент наших компаний поймет свои ошибки, и офисы снова станут местом, куда хочется идти и где хочется расти и развиваться. Но пока очень уж характерной, к сожалению, выглядит фраза, сказанная моей подруге – PR-менеджеру крупного банка начальнцей из центрального офиса в ответ на совершенно безобидное предложение по проведению конкурса среди сотрудников к празднику: «Я бы советовала воздержаться от этого шага: это может быть расценено как наша инициатива!»

Да, инициатива у нас, по-прежнему, наказуема, и все сотрудники, к сожалению, успели это хорошо усвоить.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Инженер-конструктор, Екатеринбург

забавно, но граница не там
я лично полагаю, она там, где РМ, особенно ''старт-ап''
и 70 и в 80 и в 90 и в 2000-х попадал в ''команды'', и даже с одного взгляда научился идентифицировать
про ''зажигать'' - не, не скажу, хотя доводилось...

Аналитик, Москва

Хорошая статья, Наталья, душевно написано.
В последнее время я очень переживаю и испытываю глубокое разочарование именно из-за апатичных настроений сотрудников всех уровней. Не то что никакого куража нет, и глаза не у кого не блестят, а такое ощущение, что никому вообще НИЧЕГО не нужно. Скукотища просто дичайшая. А самое главное – жаль уходящие годы, неиспользуемый потенциал, энергию, которую просто некуда направить… Ведь через каких-нибудь несколько лет огонь просто может потухнуть. :cry:

Дорогу молодым и энергичным! :!: А измученных нарзаном перевести в разряд консультантов, чтобы не давали молодым, слишком много дров нарубить… и все будет хорошо. 8)

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

мы называем это ''Эффектом Мыльникова'' (фамилия изменена). Товарищ как-то сказал ''Ни в коем случае нельзя этого делать! Потому что если на наш сайт придут несколько тысяч юзеров, он может упасть!''.

Даешь аудитории без пиков, сайты без нагрузок, работу до 18-ти, отпуск без телефона, дедлайны через 2 года!

Потому что достали эти пользователи и клиенты, на кой черт они вообще нужны?!... мешают только работать! Сидели бы лучше спокойно, смотрели бы рекламу по телевизору...

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Отличная статья! Знакомая картина.
Насчет молодых- по моему скромному мнению, сейчас у молодых намного меньше драйва, чем у зрелых! :!:

Генеральный директор, Санкт-Петербург
Добрый день коллеги! В дополнение или в поддержку Ваших наблюдений Наталья, я мог бы привести несколько десятков просто ''уникальных компаний'', в которых есть, что угодно, но только не деловая атмосфера. не команда и т. д. Если у людей нет чувство собственного достоинства, они продолжают ''существовать'' в таких компаниях, притаившись как мыши, не попадаясь на глаза уже насытившемуся шефу-самодуру.
Александр Петров пишет: А самое главное – жаль уходящие годы, неиспользуемый потенциал, энергию, которую просто некуда направить… Ведь через каких-нибудь несколько лет огонь просто может потухнуть. smile:cry:
Если это все имеется в наличии, почему не направить его в нужное русло. Создать свой бизнес, уйти в компанию, где интересно работать и творить и т. д. Или ждать пока один день не попадется под горячую руку и не выгонят. Чего ждем коллеги?
Алексей Пянзин Алексей Пянзин Менеджер, Москва

Коллеги, приветствую!
На мой взгляд, всё так происходит, потому что жить люди не умеют, ведь вопрос харизмы и внутренней энергии (будь-то работа или отдых) - отношения внутри себя и к окружающему миру.
Страхи-привычки-клише...
Спасибо за статью.

Менеджер, Санкт-Петербург

У нас в офисе не так, Наталья.
Может кто и перестаёт уважать и прислушиваться, но дело вообще не в этом. Есть такой предмет ''управление изменениями''. Слышали о нём немногие, умеют практиковать в данном поле единицы. Нам повезло, вам нет - вот и всё. Когда психологам в отделах HR дадут трезвую оценку, и должность ''директор по оргразвитию'' станет нормой, что-то изменится. Для начала заключение, что у всех так. Хочется быть как все? Понимаю. Реальность подгонять-то зачем? То, что здесь других руководителей и компаний мало, и моё мнение будет в меньшинстве - так то и понятно. Нормальные компании как счастливы браки, закрыты и не болтают много. Дабы констуктивным быть нашел для коллег несколько ссылок от самых авторитетных ребят в вышеуказанной сфере.
- Что происходит с генеральными директорами http://www.markus.spb.ru/directoru/stress.shtml
- Почему искатели драйва не всегда правы http://markushina.blogspot.com/2010/05/blog-post.html

Аналитик, Москва
Шахбан Шахбанов пишет: Добрый день коллеги! В дополнение или в поддержку Ваших наблюдений Наталья, я мог бы привести несколько десятков просто ''уникальных компаний'', в которых есть, что угодно, но только не деловая атмосфера. не команда и т. д. Если у людей нет чувство собственного достоинства, они продолжают ''существовать'' в таких компаниях, притаившись как мыши, не попадаясь на глаза уже насытившемуся шефу-самодуру.
Александр Петров пишет: А самое главное – жаль уходящие годы, неиспользуемый потенциал, энергию, которую просто некуда направить… Ведь через каких-нибудь несколько лет огонь просто может потухнуть. smile:cry:
Если это все имеется в наличии, почему не направить его в нужное русло. Создать свой бизнес, уйти в компанию, где интересно работать и творить и т. д. Или ждать пока один день не попадется под горячую руку и не выгонят. Чего ждем коллеги?
Уважаемый Шахбан Гамидович, в Вашем профиле в графе «О себе» нашел следующую фразу: «применяю, если говорить откровенно, не очень умно написанные законы.» Т.е. несмотря ни на что Вы вынуждены играть по чужим правилам, хотя они Вам и не нравятся. По аналогии с Вашим предложением открыть свой бизнес (в России, сейчас, с нулевым бюджетом), могу Вам посоветовать открыть собственную страну с хорошими и правильными законами. Абсурд, не правда ли? Варианты открыть свой бизнес естественно рассматривались, но при ближайшем рассмотрении стало ясно, что в настоящее время – это просто не возможно. А увольнять меня совершенно не за что и не зачем, т.к. я полностью выполняю то, что от меня требуют. Вопрос в том, что требуют.
Менеджер, Санкт-Петербург

Евгению Минаеву:

Евгений, приятно заметить, что мы читаем одни источники ).
К обсуждению темы о драйве, лидерах и т.д. в офисах добавлю от себя ссылку тоже. Я совсем иначе понимала лидерство до знакомства с данным предметом, а о кристальном не слышала вовсе, но тут недавно встретила такой пример и позавидовала (по-белому) коллективу, у которого такой руководитель http://www.markus.spb.ru/navalochnaya/crown.shtml

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Евгений Минаев пишет: Есть такой предмет ''управление изменениями''.
Вот хотел сказать, но боялся, что закидают тухлыми бананами... Всё, что так пылко описано в статье, все мы испытываем на своей шкуре – кто-то меньше, кто-то больше. И не в последнюю очередь ИМХО потому, что куда ни ткнись, обязательно услышишь совет «а вот есть такой предмет/статья/методика/хзчтоеще». Конечно, опыт перенимать надо и учиться тоже – нивапрос. Но если по каждому поводу, где требуется просто инициатива, мозг, здравый смысл и много работы, тыкать мне (например) в морду всякие методики, я скорее всего не буду эту инициативу проявлять. Потому что очень часто подтаскивание всяких методик («Как проводить тим-билдинг. Вери Смарт Мэн, Афигиннинг Корп., 2006»… да на кой мне хрен это надо?!) приводит к извечному вопросу – вам, господа, шашечки или ехать? Посмотрите на здешний HR-форум, например. Только и видно: дайте методику опросов, методику того, методику сего. Еще раз: учиться надо, спору нет. Но эта вселенская тяга «применить занюханную методику» убивает, как ОМП. Раньше как-то больше мозги включали, а сейчас – методики.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
4
Михаил Лурье
К теме про Калугина, о чем говорили ранее в этой ветке. Сегодня ночью на ОРТ была программа Евген...
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.