Карьера сегодня: что сбылось из очерка Executive.ru за 2008 год

«Через несколько лет кадровые агентства потеряют власть над кандидатами, и мы сможем управлять своей карьерой прямо со своих компьютеров. Социальные сети заменят хедхантеров, а в компаниях появится служба HR Support. Утопия или вполне жизнеспособная гипотеза?» – так начинался художественный очерк о возможностях соискателя в 2016 году. Идею публикации предложил в своем блоге крупнейший специалист в области онлайн-рекрутинга Джерри Криспин, интервью с которым мы опубликовали десять лет назад. А 3 июля 2008 года вышел очерк «Будущее нашей карьеры, или Соискатель-2016», с которым вы можете познакомиться ниже. Как минимум один наш прогноз осуществился с точностью 100%. Поиск сотрудников через социальные сети стал обычной практикой бизнеса.

Москва, 2016 год

Звонок мужа застал Ольгу по дороге на работу. С первых же слов она поняла, что ничего хорошего от этого разговора ждать не приходится. Ну конечно, можно очередные выходные загрузить работой под завязку – любимый супруг останется в Праге, поскольку вырваться в Москву у него опять не получится.

Два года назад Андрей получил приглашение возглавить один из восточноевропейских офисов своей компании. Его переезд в Прагу был их совместным решением, поскольку оба прекрасно осознавали, что отказываться от таких перспектив было бы просто глупо. Однако радужные мечты о совместных выходных быстро разбились о постоянную занятость, незапланированные командировки и даже отсутствие подходящих авиарейсов.

Сама Ольга давно и успешно трудилась на российскую корпорацию RusTech Care Inc. – крупного производителя высокотехнологичного медицинского оборудования. Тогда же, когда Андрей переехал в Чехию, она возглавила департамент маркетинга и PR, поэтому последовать за мужем решительно отказалась. Да он и не настаивал – понимал, что карьера жены только-только вышла на совершенно новый этап, преодолев достаточно высокую планку… И вот теперь, по прошествии двух лет, Ольга всерьез начала задумываться о необходимости разрешить давно назревший конфликт между карьерой и личной жизнью.

* * *

До планового проектного совещания оставалось еще 20 минут. Этого времени было достаточно, чтобы Ольга успела открыть корпоративный интранет и просмотреть ссылки на разделы о международных операциях RusTech Care и политике компании относительно глобальных перемещений своих сотрудников. Выбрав опцию «примеры» и просмотрев имеющиеся по теме дискуссии, видео- и аудиоматериалы, а также FAQ, она с сожалением вынуждена была констатировать, что ничего из этой информации не подходит под ее ситуацию.

После этого она выбрала функцию связи со службой HR Client Support, входившей в общий HR-департамент корпорации. В углу экрана незамедлительно появилось улыбающееся лицо Александра Корицкого, одного из трех экспертов службы. То, что это был именно Корицкий, Ольгу особенно порадовало, поскольку в прошлом году она и Саша входили в проектную группу по созданию внутренней социальной сети компании. Проект был более чем сложным, а уложиться надо было в кратчайшие сроки, поскольку перед разросшейся до 40 офисов в 12 странах корпорацией уже замаячила угроза потери внутренней коммуникации, «застаивание» и даже частичная утрата внутреннего знания…

Корицкий нисколько не удивился, приняв поступивший запрос и увидев на своем мониторе лицо Ольги. Он хорошо помнил, что она принадлежит к той категории сотрудников, которые отдают предпочтение визуальной сетевой связи, в то время как многие ограничивались только голосовой коммуникацией. Очень помогало и то, что на его портативном помощнике со специальным HR-интерфейсом сразу высвечивалось ID сотрудника, его имя под изображением и ссылка на все корпоративные файлы с его участием.

Служба HR Client Support RusTech Care в России состояла из трех экспертов, и в настоящее время двое коллег Александра также были доступны онлайн. Система автоматически распределяла между ними поступающие запросы в зависимости от того, кто был свободен в данный момент (если же все эксперты были заняты, появлялось уведомление о причине задержки, приблизительном времени ожидания и кнопка экстренного вызова).

Уже через несколько минут Ольга получила от Корицкого всю информацию по своему вопросу. Политика компании, конечно, предусматривала перевод сотрудников в международные офисы, однако в настоящее время в Чехии не было подходящих вакантных мест, соответствующих уровню квалификации и опыту Ольги. «Мне нужно некоторое время, чтобы обдумать несколько вариантов по твоему вопросу, и до конца этой недели я обязательно свяжусь с тобой», – сообщил Александр перед тем, как прервать связь.

* * *

Из всех участников совещания в московском офисе находились только Ольга и второй руководитель проекта Алексей Свиридов. Остальные присоединялись посредством выбранного средства связи из разных отделений корпорации. Ольга посмотрела на сидящего напротив Алексея. Ему было уже 55 лет, и она до сих пор иногда удивлялась, как ей удалось переманить его в свою команду. Пять лет назад Алексей ушел от одного из самых агрессивных конкурентов RusTech Care. Отличный технический специалист, он в свое время заинтересовался разработкой и адаптацией системных приложений по внутренним коммуникациям и вскоре возглавил соответствующую проектную группу в рамках отдела маркетинга в конкурирующей организации. Однако после успешной реализации проекта больше ему там места не нашлось.

«А зря, между прочим», – в который раз отметила про себя Ольга. – «Таких специалистов раз-два, и обчелся, а новоиспеченные таланты из университетов далеко не сразу способны руководить крупными проектами…». Кстати, после этого в RusTech Care перешли еще трое очень перспективных сотрудников из той же компании.

А со Свиридовым вот как получилось. Через три месяца после своего увольнения Алексей получил письмо от коллеги из RusTech Care, где тот изложил ему желание компании создать гибкую информационную рабочую среду и выразил заинтересованность в его участии. Когда Свиридов зашел на соответствующий раздел на сайте RusTech Care, то вместо названий позиций и их описаний увидел интерактивное «меню» из самых различных способностей и навыков. После выбора определенного набора пунктов система выводила на экран примеры того, каким образом указанные навыки могут быть соединены и использованы в конкретных проектах и функциях, которые RusTech Care необходимо закрыть в ближайшее время. Квалификация, опыт и навыки Алексея, как оказалось, на 95% соответствуют тому, что было заложено в качестве необходимых компетенций для реализации нового проекта.

* * *

Закончив совещание, Ольга зашла на сайт карьерного центра своего alma mater – одного из ведущих столичных экономических вузов. Выбрала раздел «выпускники-соискатели». Будучи высококлассным специалистом, Ольга располагала множеством возможностей управления карьерой, однако уже давно отдавала предпочтение профессиональным ассоциациям и рекомендациям коллег.

К этому моменту кадровые агентства и им подобные консалтинговые фирмы уже потеряли большую часть своей доли рынка работы с персоналом. Что же касается крупных «работных» сайтов, то качество многих из них пострадало из-за попыток собрать как можно больше денег в кратчайшие сроки, а начало их упадка можно было датировать еще 2004 годом, когда несколько весьма уважаемых «работных» площадок были уличены в торговле данными кандидатов. К 2016 году стало очевидно, что появилось множество средств поиска, которым люди могут полностью доверять, поскольку они платят за их сервисы через свое участие в социальных сетях, в то время как «работные» сайты и кадровые агентства так или иначе всегда работают на удовлетворение потребностей корпораций, которые и оплачивают их услуги.

Со своей личной страницы на сайте института Ольга перешла на сайт профессиональной ассоциации маркетологов – источник карьерных предложений номер один в ее списке. Зайдя в системный реестр ассоциации, Ольга обновила несколько пунктов своего профайла в разделах «навыки» и «мотивация». Будучи активным, реестр позволял любому пользователю просматривать эти данные. Но при этом рекрутеры, использующие поисковик системы, получали доступ только к анонимным профайлам. Однако с тех пор, как Ольга пришла в RusTech Care, она присвоила своей странице неактивный статус, что автоматически закрыло ее для всех пользователей. Теперь же, одним кликом она изменила статус профайла на активный, оставив скрытыми лишь несколько сертификатов и результаты психологических тестирований.

Быстрый поиск вакансий, размешенных на сайте ассоциации, – раздел, куда имели доступ только ее члены, не принес удовлетворительного результата, но в постоянно обновляющемся списке дополнительных источников нашлось несколько новых ссылок на узкоспециализированные ресурсы. Пройдя по одной из ссылок, Ольга попала на сайт ассоциации маркетологов высокотехнологичных отраслей. Там обнаружился удобный софт для поиска вакансий, в интерфейсе которого Ольга привычно задала такие параметры, как «location», «experience», «interests», а в развернутом – указала такие данные, как предпочтения по стилю менеджмента, пожелания по корпоративной культуре и требования к соцпакету.

Web-приложение программы предложило с помощью специального личного агента обработать ее данные с тем, чтобы автоматически выводить на экран предложения компаний по степени их соответствия квалификации кандидата (связь с интерфейсом первого уровня) и его предпочтениям (связь со вторым уровнем интерфейса). Используя предложенный образец, Ольга сократила число компаний до вполне управляемого списка и синхронизировала его со своим портативным помощником. Некоторые из оставшихся вакансий содержали активные ссылки на «немедленную активную дискуссию». За нехваткой времени Ольга сохранила несколько ссылок, чтобы вернуться к ним позже.

* * *

После разговора с Ольгой у Корицкого осталось ощущение, что ее проблема требует более продуманного и в то же время срочного решения. Беглый просмотр ее файлов подтвердил, что она считалась одним из ключевых сотрудников корпорации, кроме того, ее имя было в списке кандидатов с высоким потенциалом на одну из трех лидерских позиций, которые должны были открыться в течение следующего года. (Система автоматически фиксировала факт просмотра личных файлов сотрудника и отправляла ему уведомление, извещающее, кто и зачем получил доступ к его данным. Сам же Корицкий получал доступ по определенному паролю, который предусматривал предварительное разрешение самого сотрудника на многократный доступ).

То, что Ольгу необходимо удержать, сомнений уже не вызывало. Однако пока готовое решение в голову не приходило, Александр решил подойти к задаче с другого конца и посмотреть, насколько тяжело будет найти замену Ольге, хотя сам сценарий, по которому она покидала компанию, Корицкому решительно не нравился.

На инструментальной панели своего портативного помощника Корицкий выбрал базу данных, обозначенную как «заинтересованные кандидаты» и состоявшую исключительно из адресов электронной почты. Эта база стала результатом посещения сайта RusTech Care косвенно или прямо приглашенными пользователями, которые в конечном итоге оставляли там свои нерабочие e-mail, прикрепляя их к тем позициям в компании, которые на тот момент еще не были вакантными, но показались им привлекательными. В свою очередь компания обещала, что если эти позиции освободятся или откроются им подобные, эти кандидаты узнают об этом первыми вместе с приглашением продемонстрировать свою квалификацию.

Заинтересовавшись источниками происхождения потенциальных кандидатов, Корицкий запросил у системы отчет, из которого явственно следовало, что почти половина зарегистрированных пользователей пришли на сайт по рекомендации сотрудников самой RusTech Care. Объявления в СМИ, баннеры на сайтах ассоциаций и кадровых агентств давали примерно одинаковое число посетителей. Несколько сотен человек были зарегистрированы агентствами, с которыми Александр время от времени работал, и которые постоянно проводили мониторинг открытых вакансий RusTech Care.

Если кандидат уже вышел на работу в компанию, вся релевантная информация, собранная в процессе найма, автоматически переносилась в корпоративную базу данных. Если же человек не был нанят, то его резюме попадало в специальную папку «Перспективные». Вся система в целом была создана, чтобы постоянно поддерживать связь с потенциально интересными кандидатами. С помощью легкодоступного контента неактивные соискатели периодически информировались о том, что в настоящее время компания RusTech Care может им предложить адекватно их навыкам и квалификации.

Вернувшись к вопросу Ольги, Корицкий оставил голосовое сообщение своему боссу – директору по персоналу RusTech Care, высказав свой интерес к обсуждению проблемы удержания сотрудников, отправил e-mail самой Ольге, после чего выбрал в своем личном интерфейсе сотрудника службы HR Client Support регион Восточной Европы.

* * *

Всю неделю Ольга только и думала, что об интригующем письме Корицкого, в котором он выражал уверенность, что решение ее проблемы непременно будет найдено внутри RusTech Care и не потребует от нее радикальных шагов. Тем не менее, в пятницу вечером она вернулась к списку компаний, сформированному в начале недели в файл под названием «Мой выбор». На сайте одной из них оказался отличный раздел, озаглавленный «Вы узнаете о нас все», с подробным текстом, а также аудио- и видеоматериалами сотрудников, которые рассказывали о своих задачах и возможностях в компании. Другая организация выложила на сайте графическую последовательность жизненного цикла своих проектов со ссылками на конкретных участников. Почти все корпоративные сайты предлагали беглое знакомство с корпоративной культурой, ценностями и миссией, а также содержали интерактивные инструменты первичной самооценки – тесты и опросники, которые позволяли человеку самому определить степень своей заинтересованности в работе в этой компании. Только после этого посетителю сайта предлагалось зарегистрироваться, что означало, что человек подтверждает свой потенциальный интерес, но при этом он не оставляет резюме и может не находиться в активном поиске работы.

В нижнем правом углу монитора загорелась иконка, показывающая, что кто-то из сотрудников RusTech Care онлайн и приглашает ее к общению. Подтвердив согласие, Ольга обнаружила себя в режиме аудиосвязи с Дмитрием Репиным – экспертом службы HR Client Support по Восточной Европе. После короткой беседы Ольга договорилась на виртуальное интервью с региональным HR-директором корпорации. Прервав связь, Ольга набрала номер мужа в Праге.

Фото: freeimages.com

Расскажите коллегам:
Комментарии
Системный администратор, Москва

Звучит как д$^%я антиутопия. Надеюсь нефть закончится раньше, чем это всё успеют воплотить. Или тут уже это всё на полном серьёзе обсуждают?

Директор по маркетингу, Москва

Екатерина, это - класс! пошел ставить респект. Всего две мелких технич.ошибки на ВЕСЬ текст, мелочь...зато стиль ! стиль выдержан, художественная задача решена, человеки показаны.Блеск! :!:

Директор по маркетингу, Москва
Крылов Юрий пишет:Звучит как д$^%я антиутопия.
ну-ну :) Насчет службы HR-or-Support'a. Мой однокусрник в силиконовой долине в отпуск как уходит?1. Пришет на компе заявление типа.2. Хлоп нажал кнопочку - улетело куда надо.3. Заодно ему захотелось с семьей куда-то прошвырнуться недели на две. Еще раз нажал.4. Приносит через два дни 'саппортщица' билеты туда и обратно - на всю семью, на удобный рейс.О том, что всё подписано и деньги на карте - надо говорить? :) Вот так - всего два нажатия 'enter'.Он - project manager. Project= Франция+Австралия.
Директор по маркетингу, Москва

Екатерина, это - класс! пошел ставить респект. Всего две мелких технич.ошибки на ВЕСЬ текст, мелочь...
зато стиль ! стиль выдержан, художественная задача решена, человеки показаны.
Блеск! :!:

Директор по маркетингу, Москва
Крылов Юрий пишет: Звучит как д$^%я антиутопия.
ну-ну :) Насчет службы HR-or-Support''a. Мой однокусрник в силиконовой долине в отпуск как уходит? 1. Пришет на компе заявление типа. 2. Хлоп нажал кнопочку - улетело куда надо. 3. Заодно ему захотелось с семьей куда-то прошвырнуться недели на две. Еще раз нажал. 4. Приносит через два дни ''саппортщица'' билеты туда и обратно - на всю семью, на удобный рейс. О том, что всё подписано и деньги на карте - надо говорить? :) Вот так - всего два нажатия ''enter''. Он - project manager. Project= Франция+Австралия.
Аналитик, Москва

Интересно, чуть фантастично. Но как же надоело каждое утро с боем брать Москву!

Аналитик, Москва

На мой взгляд, описываемая система имеет несколько принципиальных недостатков.

Например, Алексей увидел, что он на 95 процентов совпадает с некими формальными требованиями. Так как автор не описывает всей процедуры оценки, становится ясно, что этого оказалось достаточно. Отдалённо это напоминает знаменитые анкеты отделов кадров: не состоял, не привлекался - тоже на 95 процентов совпадение, а может и на все 100. Убеждён, что любые формальные оценки отражают не более, чем субъективный взгляд какого-то эксперта.

База, с которой работает Криницкий хороша только для ограниченного количества потенциальных кандидатов. Так как скорость её наполнения гораздо выше скорости появления новых вакансий, то понятно, что она будет эффективна для незначительного числа счастливчиков, а остальные являются всего лишь основанием всем известной пирамиды.

Уверен, что хорошая кадровая служба должна функционировать по другим правилам.

А написано и правда очень красиво, легким языком.


Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
4
Михаил Лурье
К теме про Калугина, о чем говорили ранее в этой ветке. Сегодня ночью на ОРТ была программа Евген...
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.