Продажи863516

Как определить хорошего менеджера по продажам на собеседовании

Какие методы используют руководители для оценки кандидатов на роль менеджера по продажам?

Отдел продаж – важное звено в любом бизнесе, и именно от навыков и умений менеджеров этого отдела во многом зависят объемы продаж компании, удовлетворенность клиентов и процветание бизнеса.

Но как подобрать сотрудника в отдел продаж и не разочароватсья? Какие методы помогут определять подходящих кандидатов? На что обращать внимание во время собеседования? Редакция Executive.ru подготовила подробный гайд на основе ответов от экспертов.

Какие методы используют руководители для оценки кандидатов на роль менеджера по продажам

1. Изучение резюме

Андрей Мачин, руководитель отдела продаж маркетингового агентства Demis Group

В первую очередь мы оцениваем резюме, в котором должны быть указаны показатели эффективности в конкретных цифрах.

Например, для менеджера показательными будут такие данные:

2. Личные вопросы

Михаил Толкушкин, руководитель белгородского офиса торгово-производственной компании ЦКТ

Самое важное качество для нас – честность, на втором месте – отзывчивость. И совершенно невозможно работать с человеком, у которого нет желания трудиться и развиваться. В процессе стандартного, рамочного собеседования оценить человека можно только поверхностно, по-настоящему человек раскрывается лишь во время работы.

В нашей организации для поиска подходящих кандидатов в менеджеры по продажам основной способ – это открытый разговор. Мы задаем вопросы, кандидат отвечает. Вопросы могут быть как стандартные, так и нестандартные. И если со стандартными вопросами все понятно, то вне рамок мы интересуемся, верит ли во что-то человек, кроме материальных ценностей, каково его отношение к спорту и здоровому образу жизни, как у него дела в семье, какие у него жизненные цели и ожидания.

Порой ответы именно на личные вопросы больше раскрывают человека, нежели предыдущий опыт работы.

Юрий Полозов, директор компании, эксперт Executive.ru

Обычно пользуюсь вопросами по поводу особенностей, усмотренных в резюме кандидата. Если мне что-то не очень понятно из его трудового пути (скачок из налогового инспектора в продавцы, оттуда в технологи, длительный перерыв в записях, частая смена работы более двух раз в году), то прошу рассказать причину.

Обычно на этом валятся все любители халявы на работе и мастера устного слова. Первые не могут обоснованно рассказать, отчего метались с места на место, вторые выдают целые истории про белого и пушистого работника, которого ущемляли злые начальники.

Вторая группа вопросов – про промахи, которые были допущены на прошлом рабочем месте. Про достижения готовят рассказ все кандидаты, а вот про промахи мало кто говорит честно, с заключением – какой опыт вынес и что надо будет делать, чтобы подобное не повторялось.

3. Оценочные тесты

Юлия Елисеева, директор по персоналу международной группы компаний «АЗС Комплект»

Мы используем оценочные тесты, такие как оценка личности или способностей, чтобы оценить пригодность кандидата на роль менеджера по продажам. Эти тесты помогают оценить коммуникативные навыки, адаптивность и стратегическое мышление, которые необходимы для эффективных продаж.

4. Ролевые игры

Андрей Мачин, руководитель отдела продаж маркетингового агентства Demis Group

Даем кандидатам один или несколько практических кейсов (ролевых игр). Как правило, это классический подход «Продайте мне…». При этом смотрим, все ли этапы продаж прошел кандидат, какие техники использует, соответствует ли это тому, о чем он говорил ранее, каким было его поведение.

5. Групповое собеседование

Юлия Елисеева, директор по персоналу международной группы компаний «АЗС Комплект»

Организовываем групповые собеседования, где к кандидату «подсаживаются» еще два соискателя на должности менеджера по продажам из числа наших работников, чтобы оценить способность кандидата убедительно представлять себя и свои лучшие качества.

6. Пробные дни

Мария Волкова, руководитель отдела продаж компании UIS

В нашей компании, даже если менеджер проходит собеседование, мы делаем 1-2 дня пробных, без оформления. Важно посмотреть: как нам на него, так и ему на нас. Сможет ли он работать в нашем темпе. Не боится ли он или она звонить и разговаривать с людьми, чтобы голос не дрожал, и был диалог.

7. DISC-метод

Артем Ступак, сооснователь и коммерческий директор АйдоЛаб, эксперт Executive.ru

Для оценки менеджера по продажам эффективна типология поведения людей DISC, которая позволяет без тестов понять какой типаж у человека. Сразу видны сильные стороны в поведении, насколько кандидат коммуникабельный, обладает ли харизмой, умеет ли влиять и убеждать.

Чаще всего типы поведения D (красный) и I (желтый) преуспевают в сфере личных продаж. Используя типологию DISC, за время собеседования можно увидеть все особенности поведения продавца, как именно он будет выстраивать отношения с клиентами и продавать.

Если менеджер по продажам не может положительно повлиять (по сути, продать себя) во время собеседования, ну или хотя бы преподнести себя с самой сильной стороны, то это сразу плохой сигнал.

На что стоит смотреть:

Каким кандидатам отдают предпочтение работодатели

Юлия Аликина, HR-специалист «Школы бизнеса Турова»

В ходе общения с кандидатом определяем, соответствуют ли главным качествам, которые важны для нас при подборе кандидата:

Если говорить про качества кандидата, то это уверенность, настойчивость, ответственность, стрессоустойчивость. Для определения этих качеств мы проводим тест. И, конечно, мы обращаем внимание на то, как кандидат ведет себя на собеседовании, насколько понятна его речь, умеет ли он слушать и слышать, а также устанавливать контакт и вести диалог.

Анастасия Курникова, HR-менеджер коммуникационного агентства PR Partner

При собеседовании на вакансию менеджера по продажам мы оцениваем:

Александра Логинова, Head of Alfaleads 

Точно можно брать менеджера если есть:

Все эти компетенции проверяются на собеседовании. Стоит также учитывать, что действительно профессиональный менеджер по продажам, скорее всего, не будет тратить время на тестовое задание, ведь у него уже есть парочка офферов на руках и он общается с вами в поисках чего-то более интересного. Чтобы заполучить себе такое золото, вам следует постараться продать себя и компанию.

Андрей Мачин, руководитель отдела продаж маркетингового агентства Demis Group

Мария Волкова, руководитель отдела продаж компании UIS

Чтобы было понятно, подходит ли кандидат на роль менеджера по продажам, он должен продать себя на собеседовании. Голос, уверенность в себе, четкая грамотная речь — все это играет ему в плюс. Не так важно знание продукта на момент собеседования, как сама личность, стержень, умение воспринимать и обрабатывать информацию, желание учиться и развиваться, многозадачность и стрессоустойчивость. Ну и, конечно, жажда роста и активная жизненная позиция.

Я обычно задаю на собеседовании такие вопросы:

Юлия Елисеева, директор по персоналу международной группы компаний «АЗС Комплект»

При оценке кандидата на должность менеджера по продажам я отдаю приоритет нескольким качествам.

Ольга Ковардакова, директор по работе с персоналом IT-компании «Инфосистемы Джет»

Мы обращаем внимание на то, как долго соискатель проработал на прошлых местах работы. IT — это не про быстрые продажи. Человеку понадобится много времени, чтобы изучить портфель продуктов и услуг, разобраться во внутренней структуре и адаптироваться в компании, особенно если он приходит из другой отрасли.

Опытные и достойные специалисты редко меняют место работы, поскольку в новой компании им приходится начинать практически с нуля. А причин для выхода на рынок у них мало, потому что при долгосрочной работе в одной компании у них уже налажены партнерские отношения с заказчиками. Помимо этого, такие сотрудники отлично разбираются в специфике продуктов и услуг компании, хорошо знакомы с проектными командами, и главное, — они знают, что руководство их ценит за множество успешных сделок.

Какие ответы кандидата говорят о том, что он не подойдет

Юлия Аликина, HR-специалист «Школы бизнеса Турова»

Для нашей компании важна этика. Ее легко определить, задавая простейшие вопросы. Например, если человек еще работает, но уже ходит по собеседованиям, можно задать вопрос: «Как относится руководитель к вашему уходу?» Если кандидат ничего не сказал руководителю и ищет для себя лучший вариант, это говорит о том, что с вами он может поступить так же.

Самый распространенный, но важный вопрос кандидату в свободном полете: «Почему вы решили уйти с последнего места работы?». И если ответом будет: «Поругался с руководителем» с последующим выливанием корыта грязи на бывшего работодателя, то наше решение по кандидату сразу будет отрицательным.

Анастасия Курникова, HR-менеджер коммуникационного агентства PR Partner

Звоночки, которые сразу укажут, что не наш человек:

Александра Логинова, Head of Alfaleads 

Точно не брать:

Андрей Мачин, руководитель отдела продаж маркетингового агентства Demis Group

Продажи – это система или искусство? Когда отвечают, что в первую очередь искусство – кандидат не подходит. Не просто так в продажах есть воронки, конверсии, этапы и т д. Поэтому, изначально это все же система. Только системный продавец может делать стабильный результат.

Михаил Толкушкин, руководитель белгородского офиса торгово-производственной компании ЦКТ

Нашей компании не подойдут те менеджеры по продажам, которые сразу на собеседовании «бьют себя кулаками в грудь» и говорят, что они могут продать все, даже грязь с дороги, любую «фигню», которую дадут, такие они опытные. Такой человек не ориентирован на клиента, а только на реализацию собственной выгоды, а это не соответствует ценностям нашей компании.

Юрий Полозов, директор компании, эксперт Executive.ru

После своего рассказа про продукцию и компанию обычно предлагаю кандидату задать вопросы. Плюсы получает тот, кто ознакомился с сайтом и задает адекватные вопросы про продукт и условия работы. Умение задавать открытые вопросы дает двойной жирный плюс. В целом эта часть – прямая проверка кандидата о его навыке работы с потенциальным покупателем.

Минусуются те, кто говорит «да все понятно, нечего спрашивать» и те, кто не спросил про общую систему оплаты, ограничившись моим сообщением «средняя зарплата на должности – N рублей». Поверхностность – главное отрицательное качество менеджера по продажам после патологической лживости.

Но напомню, что «принимают за знания, увольняют за отношение». Ни одно собеседование не даст точного ответа «подойдет или нет этот кандидат». Так что только испытательный срок дает более-менее точный ответ.


Материал подготовлен с помощью сервиса «Лига экспертов» Executive.ru.

Подать заявку в Лигу экспертов

Читайте также:

Смотреть комментарии