Продажи48964

5 подводных камней экспорта: о чем надо знать компаниям перед выходом за рубеж

Обзор основных таможенных и логистических трудностей при перевозке товара за границу. Как с ними справиться?

Российские экспортеры в последние годы прошли огонь и воду. Чего только стоит отключение SWIFT и постоянно меняющиеся курсы валют. Наш бренд уже больше пяти лет производит растительные масла, продаем в Южной Корее, Азербайджане, Казахстане, Узбекистане и Беларуси. Первая поставка масел была совершена в Казахстан, и уже на этом этапе компания столкнулась с рядом сложностей. Поделюсь своим походом к экспорту и расскажу о «подводных камнях», которые мы успешно преодолели.

1. Оформление документации

Первая задача экспортера – это оформление всех необходимых бумаг. Этот «камень» точно испугает молодую компанию, ведь нужно знать, какие требования предъявляются к производителям, и позаботиться о наличии всех документов. Например, собрать данные для оформления сертификатов СТ-1 о происхождении товара, который указывает страну изготовления, определяет таможенную пошлину и возможность получения льгот по торговым соглашениям.

Можно разобраться с этим самостоятельно, однако мы выбрали другой, более надежный путь – решили обратиться к экспертам, которые специализируются на работе с подобными документами и знают отрасль «от а до я». Сотрудничество с профессионалами значительно облегчило нам работу, однако задача по сбору требуемой информации (например, о месте производства сырья) оставалась на нас. Брокеры уведомили, какие документы нужны, а все данные для них мы запросили у поставщиков. Такой подход помог нам сократить временные издержки и избавил от лишнего стресса.

2. Доставка товара за рубеж

Для решения проблем с логистикой мы руководствовались тем же принципом, что и в прошлом пункте – искали перевозчика. Изучили варианты и обратились в логистическую компанию, которая доставляет товары в необходимую нам страну. Поделюсь некоторыми лайфхаками, на которые стоит обратить внимание для упрощения логистики:

  1. Часто компании, которым мы продаем товары на экспорт, закупаются у других поставщиков в России. Это значит, что мы не первые, у кого они берут товар в РФ. Поэтому уточните, где они забирают груз и можно ли загрузить машины вашим товаром.
  2. Найдите компанию, работающую с нужной вам страной. В нашем случае была найдена компания по логистике в Новосибирске, сотрудничающая с покупателями из Казахстана. Теперь компания самостоятельно оформляет заявку на отгрузку, а нашей задачей остается доставить товар с готовой заявкой до Новосибирска.
  3. Бывает, что покупатель решает вопрос логистики самостоятельно. Подобный случай у нас произошел с клиентом из Южной Кореи. Импортер без нашего участия нашел место доставки, транспортную компанию, а также решил вопросы по фрахту (плате владельцу транспортного средства за погрузку, перевозку и т.п.). Заранее уточните у второй стороны, как она планирует получать товар – возможно, логистика будет лежать на плечах опытного покупателя.

Помните, что нерешаемых проблем с логистикой нет, есть скорее страх в голове руководителя компании. Поэтому важно действовать и искать все возможные способы организации поставок.

3. Поиск клиентов

Главная проблема экспорта, на мой профессиональный взгляд, заключается в отсутствии покупателя. Вся экспортная логистическая цепочка начинается с клиента, и, если первого звена нет, то вся система лишается смысла. В первую очередь для налаживания экспорта важно найти компанию, заинтересованную в вашей продукции.

Как находить «экспортных» клиентов – проверенные решения

4. Оформление внешнего вида товара

Есть два важных нюанса упаковки экспортного товара, которые могут стать проблемой в организации поставок:

5. Свежесть товара

Иностранные покупатели вряд ли продолжат доверять бренду, если его товары имеют непрезентабельный вид или истекающие сроки годности. При отправке на экспорт важно позаботиться о том, чтобы товар был максимально хорошего качества с точки зрения даты производства. Другими словами, поставляемый продукт должен быть очень свежим.

Бывает такое, что производители отправляют за рубеж складские остатки и не имеют в виду длительность доставки товара, количество времени, что он простоит на таможне, возможный временной простой из-за перегруза. Обязательно стоит учитывать подобные потери времени, пока ваш товар не получит разрешение на продажу. Причем в каждой стране это займет разное время. Рекомендую подстраховаться и отправить максимально свежий товар, чтобы даже после длительного простоя на таможне он был отличного качества.

*****

Несмотря на сложную ситуацию и немалое количество «подводных камней», многие иностранные компании хотят сотрудничать с российскими производителями. Обязательно воспользуйтесь возможностями и попробуйте работу с другими странами, ведь отечественные товары заслуживают международного внимания.

Также читайте:

Смотреть комментарии