Продажи42063

5 главных компонентов, из которых состоит система продаж

Ключевые факторы, от которых зависит успешное создание работающей системы продаж. Убрать одно звено, и пирамида рухнет.

Что следует понимать под термином «система продаж»? Ответы бывают разные, от отражающих полное отсутствие понимания в этом вопросе до уж совсем «неживых» толкований. В свое время нашел довольно грамотное объяснение выше обозначенному термину и годы опыта лишь подтвердили его правдивость.

Пять составляющих системы продаж

Итак, система продаж имеет в своем составе 5 основных подсистем (разделов): кадры, мотивация, обучение, стандарты, управление. Работая над каждым, можно качественно улучшить показатели всей системы.

1. Кадры

Действительно, если не будет людей, то кто будет продавать? Несмотря на попытки внедрения искусственного интеллекта в те или иные сферы, участие людей в продажах все еще имеет весомое значение, даже при 100% автоматизации процесса продаж.

Где же найти необходимые кадры: подготовленных, мотивированных, идейных, грамотных, самостоятельных, инициативных продавцов? Чувствуете, сколько требований к потенциальному кандидату? Но удивляться не приходится, откройте любой сайт по поиску работы и во многих вакансиях именно такие требования. Тем самым, теряя потенциальную возможность обращения к нам «ценных» людей, которые со временем могли бы стать хорошими сотрудниками. Вот только работодатели не хотят ждать, а желают сразу приобрести готового продажника.

Тут видится два основных пути:

  1. Искать лучшего из лучших на 100% соответствующего требованиям к данной должности.
  2. Взять менее подготовленного, но имеющего определенный потенциал кандидата и со временем сделать из него желаемого сотрудника.

Как всегда правильного ответа здесь нет, и истина где-то посередине.

К плюсам первого варианта можно отнести:

К минусам:

К плюсам второго варианта можно отнести:

К минусам:

2. Мотивация

Остановлюсь на банальных вещах, которые часто игнорируются многими руководителями компаний. Выделю два нюанса мотивации, хотя, конечно, их гораздо больше:

3. Обучение

Это не разовое мероприятие, затратив на которое n-сумму денег, руководитель по итогу получает обученных и подготовленных сотрудников. К сожалению, такое мнение до сих пор бытует в головах многих руководителей. Обучение – это бесконечный процесс, принимающий различные формы в зависимости от целей, задач, этапов: передача знаний, наставничество, практика, самостоятельное изучение и пр. Да и как иначе? Как можно за небольшой отрезок времени овладеть знаниями, сформировать умения и навыки?

Не думаю, что кто-то из состоявшихся водителей, прочитав или послушав в первый раз – как нужно водить машину, сразу сел и поехал. На формирование необходимых навыков вождения нужно продолжительное время. А потом мы учимся водить всю свою жизнь, поскольку ситуации на дорогах изменчивы, что вынуждает формировать новые умения. Почему же тогда в процессе обучения продажам должно быть по-другому?

Процесс обучения в компании должен быть организован, и уделять этому время просто необходимо. К сожалению, на практике такой мощный потенциал как обучение не везде реализован в компаниях.

4. Стандарты

Нет двух одинаковых мнений, поэтому люди действуют так, как считают нужным. И порой в коллективе это похоже на басню «Лебедь, Рак и Щука». Хотя цель одна, но реализацию ее каждый понимает по-разному. Для этого и создаются стандарты, чтобы сотрудник меньше думал о рабочих процессах, а больше сосредотачивался на основных целях и задачах.

Любой стандарт просто обязан отвечать трем критериям:

  1. Стандарты – это живой организм, который просто необходимо изменять с течением времени, соответственно текущей обстановке.
  2. Стандарты должны не тормозить, а помогать в работе, облегчая решения тех или иных базовых вопросов, но оставляя возможность свободы действия сотрудникам.
  3. Стандарты – это сугубо практический рабочий инструмент, поэтому простым и понятным языком следует ответить на ключевые вопросы: зачем и почему, что, как, когда и кто?

А в жизни как? Часто разработка стандартов начинается и заканчивается на этапе создания компании. И когда знакомишься с этими документами, понимаешь, где «собака зарыта» и почему не приходит успех.

5. Управление

Это один из ключевых факторов системы. Примечательная аналогия приведена господином Адизесом про пальцы на нашей руке: что в случае повреждения какого-либо из них, остальные стараются компенсировать его отсутствие. Так вот, управление я бы сравнил с большим пальцем руки. И если отсутствие других пальцев можно компенсировать без значительной потери эффективности, то отсутствие большого пальца сильно скажется на функционале руки.

Во многих компаниях отсутствие или слабое развитие какой-либо из подсистем системы продаж вынуждает тратить больше сил и энергии со стороны управления на компенсацию недостающей подсистемы. Можно даже формулами выразить существующие системы продаж в компаниях.

Идеальная:

Частные случаи:

Отсюда видим, что обязательными звеньями системы продаж являются кадры и мотивация, но будет ли это называться системой продаж? Поделитесь вашими взглядами на систему продаж в комментариях.

Фото: freepik.com

Также читайте:

Смотреть комментарии