Корпоративная практика53600

Кластерно-ролевой метод управления ресурсами: как он работает?

Как увеличить эффективность категорийного менеджмента и создать идеальное поле для автоматизации бизнес-процессов?

Категорийный менеджмент (КМ) – это концепция управления торговым пространством и ассортиментом, разделенным на категории схожих или взаимосвязанных между собой товаров. Данный метод является стандартом управления ассортиментом не только для российского и мирового ритейла, КМ начали внедрять производственные и оптовые предприятия.

Проблемы категорийного менеджмента

Как показала практика, методика неидеальна. Оказалось, при внедрении возникают затруднения:

После успешного внедрения, например в FMCG-ритейле, у категорийных менеджеров возникают сложности и падает эффективность, поскольку:

Поиск решения

За основу я взял адаптацию определения КМ для B2B, опубликованное в книге Екатерины Бузуковой «Категорийный менеджмент. Практика применения. Управление ассортиментом в кейсах и иллюстрациях». Оно гласит: «КМ – это концепция управления экономическими ресурсами предприятия, влияющими на продажи».

Как обычно происходит управление ресурсами? Множество субъектов, управляя функциональными процессами на основании своих KPI, распределяют подконтрольные им ресурсы. Тем самым оказывая прямое или опосредованное влияние на объем продаж ассортимента: закупают нужный объем, перечисляют деньги поставщику, разгружают, обеспечивают товародвижение, стимулируют продавцов, организует маркетинговые мероприятия, консультируют, отгружают покупателю.

Ассортимент, циклично проходя сквозь бизнес-процессы, потребляет ресурсы и генерирует прибыль. Категорийный менеджер управляет торговой площадью посредством установки ролей.

У меня возникла гипотеза, что используя ассортимент как «стержневой ресурс» для координации и передачи информации – один субъект, устанавливая в каждой товарной единице определенную роль, может управлять всеми процессами и ресурсами.

Ассортимент будет влиять на ресурсы и процессы, а не наоборот. Информация субъектам будет поступать без общения – через свойство товарной единицы, установленное в системе учета. Очевидно, что для этого необходимо создать метод управления ресурсами, дополняющий КМ.

Коллаборация

На этом этапе к исследованию присоединился Алексей Чванов, имеющий опыт создания методик машинного обучения и управления ассортиментом в SAS Россия/СНГ, сети Магнит и Spar.

Мы поставили перед собой задачу – доработать КМ с целью:

Проведя анализ причин затруднений, выделили самые значимые:

Определили основные проблемы организаций, снижающие эффективность субъектов:

Далее, пришли к выводу, что для решения затруднений необходимо:

  1. Уменьшить количество объектов управления до сотни, объединив их в «Кластеры».
  2. Сформировать кластеры из объектов, имеющих одинаковое свойство – «Роль».
  3. Определить роли для каждого ресурса в разрезе «Показателей».
  4. Определить модель управления ресурсами «Ведущий – Ведомый».
  5. Создать инструмент управления ресурсами «Матрицы (ведущий/ведомый)».
  6. Использовать в качестве ведущего («стержневого») ресурса «Ассортимент».

Классификация ресурсов и понятийный механизм

«Организация» – «Ресурс» – «Показатель ресурса» – «Ролевой кластер ресурса» – «Объект ресурса».

Мы решили назвать метод «Кластерно-ролевой метод управления ресурсами». Сокращенно «CROL» и «СatMan-CROL», если метод используется совместно с КМ.

Пример применения метода «CatMan-СROL» в DIY-сети

Определение ролей товарной категории

Учитываем факторы:

Экспертиза, накопленная в компании.

Структура спроса компании:

Определяем роли товара. Учитываем доходность, которая зависит от:

4 роли товарных категорий

Стратегическая группа категорий делится на две по доле выручки по точке перегиба:

Стратегическая роль:

Поддерживающая роль:

Нестратегическая группа категорий делится на две по доле выручки:

Основная роль:

Сервисная роль:

Декомпозиция ролей категорий

3 роли товарных единиц (SKU)

Лидер (маячки):

Альтернатива (замена для лидера):

Ассортимент (иллюзия выбора):

Создание реестра ролевых кластеров

Направление PROFF торговой сети DIY:

Ресурс

Объект

Показатель

Ролевой кластер

Клиенты

Клиент

План продаж (прибыль, оборот, рентабельность)

Оборот

Прибыль

Масса

Блогеры

Клиенты

Клиент

Отношение оборачиваемости и отсрочки

Донор

Паритет

Акцептор

 

Ассортимент

Категория

План продаж (прибыль, оборот, рентабельность)

Стратегия

Основа

Поддержка

Сервис

Ассортимент

SKU

План продаж (прибыль, оборот, рентабельность)

Лидер

Альтернатива

Ассортимент

 

Поставщики

Поставщик

Условия отношений

Стратегический

Основной

Второстепенный

Альтернативный

Поставщики

Поставщик

Уровень сервиса

Высокий

Средний

Приемлемый

 

Поставщики

Поставщик

Отношение оборачиваемости и отсрочки

Донор

Паритет

Акцептор

 

Логистика

Логист

Условия контракта

Стратегический

Основной

Второстепенный

 

Логистика

Логист

Отношение стоимости к скорости поставки

Быстро

Стандарт

Эконом

 

Складские площади

Зона хранения

Отдача с м3

Кратковременное

Стандарт

Длительное

Дополнительное

Магазин

Зона выкладки

Отдача с м2

Промо

Импульс

Стандарт +

Стандарт

Персонал

Сотрудник

План продаж (прибыль, оборот, рентабельность)

Звезда

Ключевой

Потенциал

Масса

Персонал

Сотрудник

Вовлеченность

Команда

Союзник

Попутчик

Балласт

Создание матриц управления ресурсами

Мотивация торгового персонала, коэффициент роста премии.

Роли SKU

Роли категорий

Стратегия

Основа

Поддержка

Сервис

Лидер

х2

х1

х1

х1

Альтернатива

х5

х4

х4

х4

Ассортимент

х2

х2

х2

х2

Использование дополнительных площадей склада, %

Роли SKU

Роли категорий

Стратегия

Основа

Поддержка

Сервис

Лидер

20%

20%

5%

 

Альтернатива

20%

20%

10%

 -

Ассортимент

5%

 -

 -

 -

Использование кратковременных площадей склада, (да/нет).

Роли SKU

Роли категорий

Стратегия

Основа

Поддержка

Сервис

Лидер

Да

Да

-

-

Альтернатива

Да

Да

-

 -

Ассортимент

 -

-

 -

Логистика (отношение стоимости к скорости).

Роли SKU

Роли категорий

Стратегия

Основа

Поддержка

Сервис

Лидер

Эконом

Норм

Эконом

Эконом

Альтернатива

Быстро

Быстро

Норм

Эконом

Ассортимент

Норм

Эконом

Эконом

Эконом

Приоритет оплат нестратегическим поставщикам, ранжирование.

Роли SKU

Роли категорий

Стратегия

Основа

Поддержка

Сервис

Лидер

2

4

6

10

Альтернатива

1

5

7

11

Ассортимент

3

8

9

12

Выводы

Мы считаем что «CROL метод», вне зависимости от наличия внедренного КМ:

  1. Поможет формализовать и усилить централизацию в управлении компанией путем установки в системе учета правил взаимодействия между объектами ресурсов, объединенных в ролевые кластеры.
  2. Упростит управление организацией за счет уменьшения количества объектов управления и применения цифровых инструментов управления взаимодействием объектов.
  3. Увеличит эффективность за счет культивирования приоритетных товаров и ограничения второстепенных, а также «программирования» производительности цепочки добавленной стоимости.

Высокая степень формализации, небольшое количество элементов управления и высокая эффективность предприятия являются идеальным полем для автоматизации бизнес-процессов. Поскольку автоматизация должна начинаться с некоторого уровня формализации методики, а не наоборот. Если в компании низкая управленческая степень зрелости, то автоматизация процессов не приживается. Еще один бонус от этой методики – снижение издержек за счет успешной автоматизации.

Использование категорийного менеджмента в сочетании с «CROL методом» может стать основой для создания на базе ERP автоматизированной системы комплексного управления ассортиментом и ключевыми бизнес-процессами, влияющими на скорость товародвижения и объем продаж в разрезе SKU или категорий.

Читайте также:

Смотреть комментарии