Корпоративная практика753514

Продаем услуги? Нет, вакансии!

Пример использования матрицы «потребность-продукт» для формулирования миссии на рынке вакансий на примере образовательного проекта вуза.

«Фабрика знаний» — под фабрикой знаний в данной статье рассматривается любая образовательная структура, где в процессе обучения по какой-то образовательной программе производятся знания — в головах слушателей и преподавателей. Накопленные знания, как правило, фиксируются в публикациях преподавателей и слушателей, используются в их практической деятельности.

Вакансия — в данной статье используется более широкое понятие термина вакансия, чем это пока принято. Под вакансией здесь понимается как вакантное, так и занятое место. При этом продажа каждой такой вакансии производится каждый день. Если ценный для компании работник принес заявление об уходе по собственному желанию, это означает, что фирма не продала в этот день вакансию, ее продал более успешный конкурент на рынке вакансий.

Почему «Фабрика знаний»

Филип Котлер в «Основах менеджмента» перечисляет особенности услуги в отличие от товара — ее неосязаемость, несохраняемость, непостоянство качества и неотделимость от источника оказания услуги.

Однако для ряда услуг еще большее значение имеет такая особенность, как участие покупателя услуги в производстве этой услуги. Яркий пример — образовательные услуги. Продукт «Фабрики знаний» закрепляется в голове и слушателей, и преподавателя.

Оплата за вакансию

Если слушатель участвует в производстве продукта компании — знаний, его можно рассматривать как полноценного работника «Фабрики знаний». А поскольку в данной публикации мы рассматриваем вакансию как не только вакантное, но и занятое место, слушатель, таким образом, является покупателем вакансии.

На обычной работе вакансия, как продукт, включает в себя такие качества, как заработная плата, отношения высшего руководителя, менеджмент в целом, содержание работы, организация рабочего места и др.

Оплата за вакансию, как продаваемый продукт фирмы, осуществляется выполняемыми работником служебными обязанностями, качеством их выполнения, что позволяет компании создавать для рынка обычные продукты по профилю деятельности компании. Из дохода от продажи этих продуктов покрываются издержки на создание и поддержание вакансий, и получается прибыль.

Для моего примера «Фабрики знаний» слушатель, как покупатель вакансии, получает знания, организацию рабочего места для получения этих знаний, услуги преподавателя  и др. А расплачивается за вакансию деньгами, старанием в производстве знаний, участием в создании атмосферы на «Фабрике знаний», своими творческими идеями, которыми он делится во время производства знаний и пр.

Конкретный кейс и сфера его применения

В  одном институте, который специализируется в сфере дополнительного образования, включая управленческое, где я работаю по совместительству, появилась идея нового проекта обучения английскому языку.

По моему мнению, новый продукт существующей организации и стартап имеют много общего. Поэтому я надеюсь, что данная публикация будет практически полезна всем, кто запускает новый продукт или стартап в сфере услуг.

При разработке продукта я решил использовать новую систему координат бизнеса — рынок вакансий. Рынок вакансий существует, хотя он невидим. Но пока не весь инструментарий для работы на этом рынке используется, например, миссия фирмы на рынке вакансий.

В то время как, если миссия сформулирована правильно, она поможет компании лучше понять потребности своих потребителе — понять, словами Питера Друкера, — в чем наш бизнес.

Поскольку как консультант по управлению я начинал с оказания услуг по разработке стратегии, вопросом миссии я озаботился давно, но более 20 лет отказывался ее рекомендовать нашим клиентам из-за недостаточно глубокого понимания ее сущности.

И лишь когда пришла в голову идея построить матрицу «потребность — продукт», стало понятно, что новый инструмент поможет решить существующие проблемы формулировки миссии.

Особенность проблемы, с одной стороны, в том, что рассматривается вроде бы известная, но, как мне представляется, недостаточно понятая категория — миссия фирмы. И при этом, одновременно, применительно к необычному рынку, в существовании которого убеждены пока редкие единицы — к рынку вакансий.

А в период ожидаемого после эпидемии коронавируса экономического кризиса, найм профессионалов и их удержание может стать острой проблемой для любой компании.

Здесь я хочу в качестве иллюстрации вывести миссию для образовательного учреждения в отношении рынка вакансий. Но могу заметить, что хотя выбор такого объекта управления значительно усложнит задачу, поскольку я планирую главный акцент сделать на таких «работниках» этой фабрики, как слушатели. Но это не должно пугать читателей — скорее наоборот — для более простого рынка вакансий задача окажется значительно проще.

Я надеюсь, что после формулировки миссии для рынка вакансий, будет изменена форма привлечения и удержания покупателей вакансий — слушателей описанного ниже образовательного проекта.

Выведение миссии представлено для обсуждения участникам, а если руководство института, при котором планируется создание БШ, примет этот вариант, то он будет использован по назначению.

Применение матрицы «Потребность — Продукт»

То, что я видел в миссиях современных коммерческих компаний, мне категорически не нравилось. Они были похожи как зайцы, притом кроме потребителей в миссию пытались запихнуть и персонал, и общество.

Когда появилась идея матрицы «Потребность — Продукт», стало понятно, что это работающий инструмент для осознания и формулировки миссии компании. Но в этой матрице нет места для персонала, только покупатели продуктов компании и их потребности.

Однако для рынка вакансий все наоборот — в этой матрице нужно рассматривать потребности покупателей вакансий — то, что принято называть персоналом. Что касается покупателей производимых обычных продуктов фирмы, разработку стратегии и, в частности, миссии, нужно производить отдельно, лучше всего, одновременно, чтобы согласовать стратегии на привычном рынке и рынке вакансий.

На рисунке представлена названная матрица для нового проекта нашей «Фабрики знаний», готовой предложить на рынке вакансий новый продукт.

 

 

Новая потребность

Обеспечить присвоение английского языка с учетом существующих у слушателей проблем с нехваткой времени, силы воли, недостаточно эффективной техники запоминания нового материала и др.

Обеспечить увеличение вероятности успешной карьеры слушателей за счет присвоения взаимосвязанного комплекса знаний — по английскому языку, тренировке памяти, воспитанию силы воли, управлению временем и др.

 

Старая потребность

Освоение английского языка (до заданного уровня) с применением классической технологии обучения английскому

Освоение английского языка (до заданного уровня) с применением новой более эффективности технологии обучения английскому

 

Старый продукт

Новый продукт

Старый продукт вполне удовлетворяет старую потребность слушателей как покупателей вакансии, если они достаточно мотивированы для производства знаний английского до заданного уровня в своих головах.

Новый продукт лучше удовлетворяет старую потребность слушателей как покупателей вакансии, если они достаточно мотивированы для производства знаний английского до заданного уровня в своих головах, что особенно важно, когда у них недостаточно времени для освоения английского по классической технологии.

Новая потребность учитывает понимание покупателями вакансии, что одной мотивации к присвоению английского недостаточно, нужно еще отлично управлять своим временем, силой воли, вниманием и пр.

Для лучшего понимания нового продукта для новой потребности я представляю набор предметов, которые предлагается присвоить покупателю вакансии:

  1. Менеджмент (общий).
  2. Персональный менеджмент.
  3. Менеджмент эмоций.
  4. Стратегия карьеры.
  5. Английский язык (по эффективной технологии).

Присвоение этого набора — главная часть оплаты покупателю вакансии «Фабрики знаний» за его деньги и старания.

Одна из специальностей, которую слушатели смогут выбрать — «Руководитель проекта организации обучения английскому языку». И потому мы планируем пригласить на эту программу не только желающих присвоить английский язык, но и тех покупателей вакансии, которые уже им владеют на высоком уровне.

Чем различаются покупатели услуги и покупатели вакансии

Это не только разная система координат, в которой будет реализовываться проект.

Отмечу только один аспект характеристики вакансии как продукта: для покупателя услуги обучения английскому языку в целом не так важно, какой менеджмент в образовательной организации. Хотя очевидно, чем лучше практика менеджмента образовательной организации, тем выше качество услуги, как результата этой практики.

Однако для покупателя вакансии — практика менеджмента на «Фабрике знаний» — одна из важнейших характеристик покупаемого продукта — вакансии.

Подведем итоги

1. Проблема

Одна из проблем производителей услуг заключается в непосредственном участии в таком производстве самого покупателя услуги. Это участие может быть минимальным или очень большим. И потому от того, как работает покупатель, зависит качество услуги, а значит, по большому счету, и бренд. Например, бренд образовательной организации.

2. Решение

Предполагаю, что когда участие покупателя услуги достаточно велико в ее производстве, целесообразнее использовать концепцию не продажи услуги, а продажи вакансии, где покупатель вакансии сам участвует в производстве этой услуги.


Рассмотрение проблемы на примере «Фабрики знаний» это всего лишь частная иллюстрация. Потому не торопитесь выносить оценку — что предложенная система координат не для вашего бизнеса.

Вот другой пример — издательство, где авторы, включая меня, пользуясь услугами издательства, сами производят книги. Они не просто пишут тексты и отправляют их в издательство, а выполняют большой объем разнообразной работы — от выбора дизайна шрифтов, дизайна обложки, до выбора магазинов, где будет продаваться книга автора. И мне представляется, что авторов этого издательства нужно рассматривать как покупателей вакансии этого издательства. Пока же, к сожалению, издательство рассматривает авторов как покупателей услуг, не проводит активную обратную связь со своими авторами, их мало интересуют пожелания покупателей вакансий. А больше интересует продажа дополнительных услуг — услуг дизайнера обложки, редакторов, корректоров, консультантов по продвижению книги и пр.

В завершении крайний пример — продажи услуг туроператором речных круизов, с которым нас связывает более, чем десятилетнее сотрудничество как клиента и консультанта, в частности по оказанию услуг «Тайного покупателя».

Например, выяснилось, что туристом нужно управлять почти как работником фирмы — нужно организовать четкий сбор на экскурсии по городам и своевременный отъезд туристов после экскурсии — иначе теряется драгоценное время на ожидание опаздывающих «покупателей турпродукта», что ухудшает качество этой составляющей круиза. Атмосфера на корабле, концерты силами туристов и др. — это, с одной стороны, важные составляющие услуги по раскрытию творческих способностей отдыхающих, а, с другой стороны, — их прямое участие в производстве турпродукта.

Рекомендую менеджменту и владельцам компании, производящих услуги, серьезно подумать — в чем бизнес, которым вы занимаетесь. Быть может, это в значительной степени бизнес по производству и продаже вакансий?

Читайте также:

Смотреть комментарии