Корпоративная практика2266722

Универсальный чек-лист для оценки бизнес-идеи

Перечень вопросов, на которые надо обязательно ответить при принятии решения о реализации бизнес-идеи.

По роду своей деятельности я достаточно долго заседал в Проектном комитете одного приличного (в то время) предприятия. Очень часто на этих заседаниях рассматривались предложения по созданию на предприятии производства нового продукта. Слушая выступающих, поймал себя на мысли, что мне очень часто не хватает информации для вынесения своей оценки предлагаемой проектной идеи.

Начал набрасывать интересующие меня вопросы. Получил очень большой список, который постарался в процессе редактирования максимально сократить. Но меньше, чем далее будет перечислено, сократить не смог. На практике неоднократно убедился, что отсутствие ответа даже на один из оставшихся вопросов, рождает потом большие проблемы. 

Этот перечень вопросов относится только к идеям разработки новых продуктов, (мы их называли «внешними» для предприятия). Были также идеи «внутренние» — то, что связано с реорганизацией производственных процессов предприятия. Для «внутренних» идей я подготовил аналогичный перечень. Он несколько отличается от представленного в этой статье. Готов его также опубликовать, если сама тема и мой подход будут кому-нибудь интересны.

Итак, по моему мнению, докладчик должен осветить следующие вопросы, а члены проектного комитета дать бальную оценку по каждому вопросу:

1. Источник представленной бизнес-идеи и наличие информации о нем:

 2. Краткое описание новой бизнес-идеи:

3. Степень оригинальности бизнес-идеи:

4. Соответствие какому-либо из основных направлений деятельности завода:

5. Наличие на заводе опыта реализации подобного рода идей и проектов:

6. Наличие или необходимость получения каких-то разрешительных документов для реализации бизнес-идеи:

7. Необходимая скорость реализации бизнес-идеи:

8. Оценка существующего рынка сбыта:

9. Оценка потенциального рынка сбыта:

10. Ожидаемый объем сбыта:

11. Маркетинговая стратегия:

12. Оценка потенциально необходимого сервисного обеспечения:

13. Возможная длительность жизненного цикла нового продукта:

14. Ожидаемая себестоимость:

15. Ожидаемая стоимость продажи:

16. Стоимость приобретения бизнес-идеи:

17. Финансовые потребности для реализации бизнес-идеи:

18. Возможность привлечения механизмов господдержки, объемы такой поддержки:

19. Прибыль:

20. Условия распределение прибыли:

21. Воздействие предлагаемой бизнес-идеи на выпускаемые продукты:

22. Создаст ли реализация этой идеи базу для будущих разработок:

23. Наличие инфраструктурных ресурсов, коммерческих помещений, земельных участков:

24. Наличие оборудования для реализации бизнес-идеи:

25. Наличие на заводе специалистов по профилю бизнес-идеи:

26. Патентная чистота бизнес-идеи:

27. Оценка рисков:


Заинтересованный и внимательный читатель конечно увидит, что ничего нового я не изобрел, просто известные всем вопросы собраны в некое подобие системы, которая помогает принять обоснованное решение. Но лично мне с этим списком на руках стало намного удобнее работать на Проектном комитете.

Буду рад, если кто-нибудь дополнит, а еще лучше сократит перечень. У меня, как я уже говорил, еще больше сократить не получилось. 

К этому перечню сделал также матрицу бальных оценок идеи по каждому из вопросов, который готов показать, если кого-нибудь заинтересует сам вопросник. 

Еще раз отмечу, что этот перечень я разрабатывал для работы в рамках Проектного комитета конкретного производственного предприятия. Думаю, что пользоваться таким подходом можно практически на любом промышленном предприятии. Однако не могу оценить степень пригодности этого перечня для непроизводственных идей и проектов, так как у меня нет опыта работы вне сферы производства, (только достаточно небольшой опыт преподавательской деятельности). Буду признателен, если аудитория портала поможет мне это сделать.

Фото: pixabay.com


Текст участник Летнего конкурса статей «Менеджмент-2019»

Смотреть комментарии