Корпоративная практика83071

5 отличий франшиз-долгожителей от однодневок

Узнайте, почему одни франчайзинговые бренды становятся мировыми, а другие не проживают и года.

Франчайзинг стал трендом: каждый второй инфокурс учит упаковывать бизнес и тиражировать его. Этих знаний достаточно, чтобы получить быстрый результат. Но если вы хотите играть вдолгую и построить бизнес не на один год, то нужно закладывать для франшизы надежный фундамент. Я выделил пять факторов сильной франшизы.

1. Непрекращающееся развитие ядра франшизы

Франчайзи – это предприниматель, который пришел в ваш бизнес. У него уже есть набор качеств, которые вам необходимы – умение управлять, мыслить улучшениями и внедрять их. Теперь вам нужно дать ему инструменты, с помощью которых он будет делать свой филиал успешным и конкурентоспособным: обучать инструментам маркетинга, процессу найма и управлению сотрудниками, вводить новинки товаров, улучшать сайт, развивать IT-систему. Все это – продукт управляющей компании, который создает условия для качественной работы с клиентами, а, значит, рост выручки. Это ядро франшизы и ответ на вопрос франчайзи: «За что я плачу роялти?».

Самый простой способ стать слабее конкурентов – упаковать франшизу, наладить ее продажу и на этом остановиться. Сила – в ядре франшизы. Поэтому задача франчайзера (того, кто создал франшизу) – непрерывно улучшать и дорабатывать ее, при этом осознавая, что идеала достичь невозможно, всегда есть над чем работать.

2. Строгий отбор франчайзи-партнеров

На одной из конференций я слышал мысль, что франчайзи – это клиент управляющей компании. Но кто такой клиент? На бытовом уровне это человек, который пришел в магазин за молоком, то есть принес деньги и обменял их на благо. При таком подходе также ведет себя франчайзи. Как инвестор, он приносит свой капитал, платит роялти и желает получать за это выгоду.

Совсем другой тип франчайзи я встретил на страницах книги «О чем молчит Биг-Мак». Вместо франчайзи, ждущего блага как долга, там появляется франчайзи-партнер, помогающий эти блага создавать. Он развивает продукт вместе с управляющей компанией, мыслит непрерывными улучшениями. Это франчайзи-трудяга, который находится внутри всех процессов и поэтому видит, какие изменения требуются. Это настоящий предприниматель, меняющий франшизу к лучшему.

На начальном этапе у Рея Крока была задача продать франшизу McDonald’s, поэтому он предлагал ее всем желающим и в итоге привлекал франчайзи-инвесторов. Тот же результат получают компании, которые обещают своим франчайзи легкие деньги. Как быстро продавать много франшиз? Рассказывать, что ничего не надо делать, что система идеальна – стоит лишь вложиться и деньги сами польются рекой. Будьте осторожны: если вы даете такой посыл, то вместо трудяг к вам придут клиенты, требующие, чтобы вы делали все за них.

Франчайзи-партнеры, откликаются на другие слова: «халявы не будет», «мы не ищем инвестиции, мы ищем партнеров, и если это не про вас, то нам не по пути». Найти франчайзи этого типа помогают дополнительные фильтры – обучение в управляющей компании, ограничение на покупку лицензий филиалов, многоступенчатый отбор. В этом списке собеседование – самое слабое решение, потому что в нем вы судите по словам. Франчайзи-инвестор может оказаться предпринимателем с большим опытом работы в вашей сфере. У него будет хороший багаж знаний, убедительная речь и бесспорные преимущества. И вы его возьмете и можете прогадать – управление франшизой он отдаст управляющему, который не будет вникать в детали. Этот франчайзи не станет партнером и несмотря на свои сильные стороны не даст сети пользу. Я знаком с одним из таких франчайзи: этот человек массово скупает франшизы разных брендов и отдает их в руки наемным сотрудникам, ожидая возврата инвестиций. Ко внутренним процессам бизнеса у него нет никакого интереса.

Но вы, вероятно, выбрали бы его, а не парня, который до этого работал по найму, и о бизнесе знает только из книг. У него не будет опыта, но будет такое рвение в работе, что он станет лучшим по всей сети. Каждый день он будет приходить в бизнес и вникать в его процессы, следить за показателями, контролировать сотрудников и влиять на качество обслуживания клиентов.

3. Фокус на прибыль

Возьмем для примера франшизу магазина оптики. Управляющая компания поставляет франчайзи очки и на этом зарабатывает, роялти – нет. При этом все ясно: чем больше пар очков удастся продать, тем в большей выгоде останутся обе стороны. Здесь цель – продать очки. И все это понимают: клиенты не идут за консультацией специалиста, проверкой зрения, это не клиника, а магазин, где успех измеряется в проданном товаре.

Эта модель хорошо зарекомендовала себя в товарном бизнесе. Но в бизнесе услуг она равносильна краху. Это быстро понял Рей Крок, и именно это понимание стало его главным конкурентным преимуществом. Во времена становления McDonald’s все сети зарабатывали на продаже своим франчайзи оборудования – грилей, фритюрниц и прочего. Чтобы заработать больше, они сдирали шкуры с франчайзи высокими ценами, а взамен давали оборудование, которое быстро устаревало. McDonald’s отказался от такой системы, так как понимал: продукт сети не в оборудовании, а в скорости работы и качестве продукта. Клиенту все равно, на чем ему поджарили котлету, ему важно получить недорогую и быструю еду.

То, на чем вы собираетесь зарабатывать – ваш фокус работы. Выбирайте его так, чтобы он влиял на прибыль.

4. Контроль, контроль и еще раз контроль

Никто не любит, когда его контролируют. Это факт. Но если франчайзи опытный, он оценит, если управляющая компания будет в курсе его дел – возьмет на контроль качество продукта, выполнение стандартов и основные внутренние процессы. Контроль помогает всем филиалам работать в одном направлении и не смещать фокус вне зависимости от того, кто стоит во главе.

Если вы откажетесь от контроля, ваше франчайзи, как «стадо котов», разбредется в разные стороны. Они будут делать то, что считают нужным, введут новые позиции в ассортимент или наоборот, пустят дела на самотек. Как итог – пострадает ваш клиент. Самое опасное здесь, что посетитель не будет знать, что виноват предприниматель Иванов, а не вся сеть. Автоматически ярлык окажется на всех филиалах. Поэтому отнеситесь к контролю, как к благу: оно несет вам долгосрочные отношения с клиентами и помогает предоставлять единый продукт, даже если франчайзи могут высказывать недовольство. Но недовольны они будут всегда. Проверено: если вы спросите их, что им не нравится – у вас в руках появится внушительный список, а когда вы его исправите, они напишут еще один. Нет предела совершенству!

Недовольство франчайзи – это то, от чего нельзя избавиться, но с чем можно и нужно работать.

5. Прочные внутренние связи

Любое сообщество людей, объединенных одной идеей, – секта. И это хорошо. Выигрывает та компания, которая превращает свою внутреннюю культуру в местную религию. Находясь в ней, франчайзи лояльны, больше доверяют компании во всех вопросах и точно не променяют вас на другую сеть. Чтобы создать корпоративную культуру, прежде всего нужно общаться с франчайзи, давать им возможность высказаться. Для них это очень важно. Есть разные способы сделать это:

* * *

Запустить идеальную франшизу – значит создать условия, при которых франчайзи: 1) никуда не уйдет; 2) будет показывать максимальный результат. Все сказанное выше позволит достичь обеих целей. Конечно, можно закрыть на них глаза и погнаться за быстрыми деньгами. Но так создается только краткосрочный успех.

Смотреть комментарии