Корпоративная практика5267725

Мат на работе: запретить или «забить»?

Культуру взаимоотношений в российских офисах пора спасать! Непечатная лексика звучит и в курилках, и на планерках. Но, может быть, не стоит делать проблему из нескольких слов русского языка?

Запретный. Многоэтажный. Родной. Если бы про русский мат снимали промо-ролик, то к нему можно было приклеить именно такой слоган. Впрочем, о запретности скабрезных слов в целом и матерных в частности, можно поспорить. Сальные колкости и одномерный юмор теперь повсеместны, и многие к ним лояльны. Человек, не скрывающий толерантность к непечатным словам раскрепощен, моден и крут. Морщите нос от нецензурщины – а вы разве не современный?

Мат на работе неискореним. В одних сферах его концентрация выше, в других стремится к минимальным значениям. Ругаются гендиректоры и уборщицы, охранники и губернаторы, фрезеровщики и актеры, продавщицы яиц и смотрительницы музеев. Ругаются в порыве гнева и от распущенности, ради точности передачи мыслей и приведения подчиненных в рабочий тонус. Опрос фонда «Общественное мнение», проведенный в 2015 году, выяснил, что 72% россиян употребляют в речи нецензурные выражения. Но большинство опрошенных – 58% – делают это только под влиянием эмоций, а 26% не ругаются никогда. Большинство принявших участие в опросе – 62% – не одобрят мат ни при каких обстоятельствах, а 36% допускают такую возможность.

Одним брань дает возможность расслабиться и самовыразиться, других она напрягает и унижает. Поэтому мы обратились и к тем, кто ругается, и к тем, кто слушает. «Есть ли польза от офисного мата?» – спросили мы сторонников и противников великого и могучего непечатного русского языка. Что приятно, аргументируя свою позицию, наши эксперты смогли удержаться от слов со звездочками.

Противники: матерятся невоспитанные и закомплексованные

Позиция людей, не принимающих грязные словечки, проста: сам не ругаюсь и слушать матюги не люблю. Матоненавистники считают матершинников неуравновешенными людьми с комплексом неполноценности, которые срывают на других свое раздражение и пытаются таким образом самоутвердиться. Для «нежных созданий», радеющих за чистоту языка, матерящийся на планерке начальник – испорченное рабочее утро: несмешно, низко, цинично, унизительно и неэффективно. Ученые поддерживают жертв вербального насилия, утверждая, что по-настоящему умный и воспитанный человек всегда найдет правильные и корректные слова для убеждения подчиненных.

Филолог, культуролог Марина Герасимова отмечает, что лояльность к скабрезностям в настоящее время в обществе действительно повысилась. Это связано со сменой поколений. Молодежь, как говорится, не заморачивается: не считает чем-то зазорным нецензурное слово, метко брошенное в нужной ситуации. А вот люди постарше против речевых вольностей. Однако, хотя ругаются многие, отношение к мату в обществе остается преимущественно негативным.

«Является ли истинный мат свойством культурного человека? И да, и нет, – рассуждает Герасимова. – Мат свойственен культуре в широком смысле этого слова. Потому что нецензурные выражения – речевая экспрессия, а наличие речи, в свою очередь, отличает людей от других живых созданий. Человек, как высшее в интеллектуальном плане существо, говорит, и, нередко, крепко выражается. В этом контексте ругань – если не явление со знаком плюс, то, по крайней мере, объяснима с научной точки зрения. Этимология мата, его структура тщательно изучаются и в наше время. Что касается мата в более узком срезе, то характеристикой культурной личности в привычном нам рафинированном значении он, конечно, не является. За мат ругают детей. Недавно даже прозвучала инициатива запретить мат в семье законодательно: он неуместен в большинстве жизненных ситуаций, является маркером излишней брутальности и эмоциональности, агрессии, невоспитанности, неуравновешенности, закомплексованности. Дирижер, ругающийся матом, не является культурным человеком. Дворник, умеющий убедительно выражающий свои мысли без нецензурщины, – носитель культуры. Хотя между профессией и распространенностью в рабочих отношениях непечатных выражений, конечно, тоже есть связь».

Психолог Сергей Степанов, автор книг «Искусство добиваться своего» и «Сценарий вашей судьбы», поддерживает мысль о том, что образ грубого портового матроса чаще прилипает к людям с хроническими личностными проблемами. Он предлагает сдерживать эмоции: «Чаще всего употребление ненормативной лексики объясняется одной из двух простых причин – скверным воспитанием и неумением держать себя в руках. Больших начальников это касается так же, как и всех остальных, и бывает, что даже не нужно искать более сложные причины. Но, бывает порой и так, что матерящийся начальник таким образом невольно выдает свою скрытую слабость – безотчетную неуверенность в том, что он заслуживает своего высокого статуса. Ведя себя так, как не позволено никому ниже рангом, он словно подчеркивает свое превосходство, в котором не до конца уверен. Действительно большому человеку нет нужды самоутверждаться столь пошлым способом».

В шаблонной картине мира балерины дышат фиалками и на дух не переносят нецензурщины, а сантехники смолят сигареты и вместе с кольцами дыма выпускают такие словесные арии, в которых приличными остаются только предлоги. На самом деле, в той или иной степени матюгаются все. Но фигуристы делают это все-таки реже, чем асфальтоукладчики. Работа – это коллектив, традиции, атмосфера, привычки, статус.

Элина Клименко, владелица салона красоты «Анабель», стилист-визажист с 15-летним стажем, согласна с этим утверждением: «В индустрии красоты ни о каком мате в присутствии клиента не может быть и речи. Наш бизнес построен на том, чтобы давать клиентам позитив, удовольствие и эстетическое наслаждение. Что касается личных отношений на работе, выяснения профессиональных вопросов, – то для того, чтобы кто-то из коллектива выругался, нужен серьезный повод и сильные эмоции, бьющие через край. Не помню, когда последний раз у нас было такое. Все конфликты мы стараемся разрешать вежливо и мирным путем. Да, бывают напряженные ситуации. Но напряжение, обиды, стрессы, которые создает ругань, портят всем настроение, сказываются на качестве работы. В салонах красоты нередко образуются сплоченные команды настоящих боевых товарищей, которые готовы поддержать друг друга. Зачем разрушать их грубостью? Мне кажется, что в коллективе ругаются только руководители, не уважающие сотрудников. Ну, анекдоты с соленым юмором, конечно, не в счет».

Сторонники: сдерживать эмоции вредно

Справедливости ради отметим: покрыть реальность матом тянет не только россиян, но и людей по всему миру. Так, американская газета The Washington Post опубликовала результаты опроса 1500 сотрудников, в ходе которого выяснилось, что половина из них матерится на работе, но при этом 94% вставляют грязные словечки в разговорную речь, воздерживаясь от них в переписке. Треть американцев против тотального запрета мата на рабочем месте. 66% заявили, что если их босс будет ругаться, то и они будут делать то же самое. И что примечательно: женщины ругаются почти наравне с мужчинами. Всему виной победивший феминизм: дамы против того, чтобы им затыкали рот.

Исследование, проведенное в США, также выяснило, что «народный язык» у большинства опрошенных ассоциируется с полярными человеческими качествами. С одной стороны – с низкой квалификацией и низким уровнем образования. С другой – с богатым словарным запасом и сильным характером, позволяющим преодолевать трудности.

Что касается российских компаний, то здесь адвокаты мата дружно указывают на философско-эмоциональную сторону брани, уходящую корнями как раз в ту никем до конца не описанную темную сторону русской души, где порывы и чувства заглушают разум. Как можно не материться, если душа неистово требует, а окружение позволяет и одобряют? К чему в таких случаях приличия и кому от них легче? Исполнительный директор компании HEADS Consulting, руководитель АНО «ПравоРоботов» Никита Куликов считает, что спонтанность – верный спутник грязного душевного ругательства. Никогда не знаешь, когда внезапно накроет желание высказать о мире все, что накипело. Так что ругающихся коллег, по мнению Куликова, не стоит судить слишком строго: «В русском языке, в отличие от других языков, мат в определенной степени является именно частью языка, а не чем-то вновь приобретенным и насажденным. В целом употребление ненормативной лексики все же остается неким вызовом окружающим, который можно или культивировать всем на зло, или не практиковать, научившись себя контролировать. Но следует признать, что временами могут произойти такие события, когда употребление матерных выражений вполне обосновано и логично».

Нам так же удалось разговорить руководителя, который не прочь выстроить многоэтажную тираду в присутствии подчиненных и не видит в этом ничего зазорного: все свои и работа не страдает. Зачем лишать себя удовольствия? Начальник цеха предприятия по производству металлоконструкций Павел Гречко рассказывает, что в его коллективе ругается большинство, и уши ни у кого не вянут. Что поделаешь, такая профессия: «Если рабочая обстановка позволяет, то материться очень даже полезно. Начальству тоже позволительно ругаться – если оно умеет это делать художественно и оригинально, а не просто крыть всех подряд без разбора из-за плохого настроения. У таких командиров подчиненные, как правило, тоже матерятся. В таком коллективе атмосфера более доверительная, а работа – эффективная. Знаю на собственном опыте. Нам мат строить и жить помогает!».

При этом не все считают, что интенсивность употребления непечатных выражений связана с уровнем культуры. Например, управляющий партнер Wild PR Денис Родионов считает, что мат давно стал просто экспрессивным способом выражения эмоций и снятия стресса. Понять и простить – вот рецепт взаимодействия с любителями смачно ругнуться в офисе, тем более, что есть гораздо более острые профессиональные проблемы, требующие решения: «Мы в Wild PR относимся к мату по-человечески. Если сотрудник хочет чем-то поделиться, его распирает выругаться, то это нормально. Мы живые люди. Но мат в общении с клиентами – более тонкий момент. Если клиент матерится, не факт, что мы тоже будем это делать. Но с другой стороны, если клиент не стесняется в выражениях, то он в каком-то смысле нам доверяет, не боится открыто выражать свои эмоции».

По словам Дениса Родионова, гораздо вреднее другие привычки: «Например, если говорить про культуру и стандарты, то грамматические ошибки в рекламных текстах, статьях – вот это настоящее зло. У нас, когда тексты для клиентов проходят проверку, мне порой хочется материться, потому что это «крючкотворство» – страшная рутина. Но когда в рекламный текст, который видят, например, 100 тыс. человек вкралась ошибка – это настоящий провал. Ведь никто не будет думать, почему это случилось, кто и на каком этапе накосячил. Все скажут: ну, вот «совок» какой-то, рекламу купили, а на редактора денег не нашлось. Однажды я потерял клиента из-за того, что в письме перепутал его имя. При этом мы при встрече довольно свободно общались и даже немного по-приятельски матерились. Но когда я перепутал его имя в запарке, он перестал отвечать на мои письма».

Денис Родионов не призывает поощрять брань. Но и не видит в смачных словечках проблемы: «Если говорить про работу с сотрудниками, то мат практически не влияет на отношения в коллективе. Гораздо сильнее компанию разрушает безответственность руководителя, командно-административная система «я начальник, ты дурак», зацикленность людей только на своих интересах: я свою работу сделал, остальное меня не волнует. Моя рекомендация: материтесь на здоровье, не нарушая комфорт окружающих».

А вашему настроению на работе мат приносит больше вреда или пользы?

Фото: pixabay.com

Смотреть комментарии