Маркетинг912512

Как использовать технологии NFT в бизнесе

Уникальные токены – это не только торговля картинками. Как с помощью блокчейна решать реальные потребности людей и усовершенствовать маркетинговую стратегию?

В этой статье не будет хвалебной оды NFT (non-fungible token – уникальный, коллекционный токен) как средству заработка. Расскажу свое видение, как технология может помочь бизнесу. Невероятная популярность NFT и радует, и пугает, ведь самые громкие новости индустрии связаны с покупкой странных картинок за бешеные деньги. Неудивительно, что технология приобрела репутацию дорогой игрушки. Но если посмотреть глубже, в NFT можно увидеть возможности для реального бизнеса и обычных людей.

Что мы знаем об использовании NFT

Многие думают, что уникальные токены – краткосрочное развлечение, на котором, если повезет, можно неплохо заработать. Ведь именно благодаря громким продажам цифровых картин за несколько миллионов долларов о технологии заговорили. Отчасти это правда. NFT стал способом заработка для художников, иногда неожиданным для них самих, или средством инвестирования для тех, кто надеется перепродать цифровое искусство подороже. Мои наблюдения это подтверждают: многие клиенты нашего криптообменника заработали именно на продаже NFT. Довольно много криптовалюты направляют именно на NFT-маркетплейсы. И я вижу, что растет спрос на хранение NFT в нашем кошельке.

По прогнозам MarketsandMarkets, к 2027 году рынок NFT вырастет до $13,6 млрд. Но и сегодня он оценивается неплохо – в $3 млрд. Как любая быстрорастущая сфера, индустрия NFT получает много внимания, причем не всегда лестного. NFT называют пузырем, искусственно созданным хайпом. В то же время об использовании NFT заявили многие крупные компании, начиная от Nike, Adidas, Gucci и заканчивая IT-гигантами: TikTok, Microsoft, Alibaba и Meta. NBA продает лучшие моменты игр в виде токенов, Coca-Cola и Pepsi наливают виртуальные напитки в метавселенных, McDonalds в Китае устраивает розыгрыш токенов в честь годовщины открытия сети ресторанов в стране.

Так почему же устойчивый, крупный бизнес не обходит стороной технологию, которая приобрела репутацию пузыря? Возможно, сейчас это и пузырь, но в будущем технология NFT имеет все шансы решать реальные проблемы пользователей и бизнеса.

Потенциальная ценность NFT

Эту технологию используют в основном для создания картинок забавных котиков или скучающих обезьян, которые продают за миллионы долларов. Что выглядит смешно и глупо для тех, кто работает в консервативной нише. Но что если я скажу, что благодаря этой технологии будущие сделки с недвижимостью могут проходить без участия нотариусов, кадастровых агентств и всевозможных бюро, а владельцы интеллектуальной собственности быстрее и проще смогут закреплять за собой права и патенты на свои произведения? Ведь главная ценность NFT вовсе не в том, чтобы продавать картинки, а в уникальности токена и невозможности подделать информацию, записанную в нем. Становится интереснее, верно?

Возможности NFT в будущем

Есть множество предполагаемых сценариев, как технология NFT может изменить наш мир.

  1. Упрощение процесса покупки дорогих вещей, начиная от автомобилей и заканчивая недвижимостью. Не нужно будет обращаться к нотариусу и юристу, запрашивать справки в госорганах, чтобы подтвердить владение предметом и законность продажи. Подобная сделка уже проводилась: в 2017 году основатель TechCrunch продал свою квартиру как NFT: покупатель токена автоматически стал владельцем квартиры.
  2. Royalty для автора. Блокчейн содержит данные о первом владельце или авторе, в нем можно установить автоматическое отчисление процента от перепродажи. Такую схему можно применить в любой сфере, где нужны авторские отчисления: литература, искусство, музыка, создание и дистрибуция ПО и так далее.
  3. Подтверждение интеллектуальной собственности. NFT содержит информацию не только о первом владельце, но и обо всех продажах и передаче прав собственности. Поэтому множества споров о правах на произведение, идею или технологию просто не станет.

Это лишь несколько примеров, которые не выглядят фантастикой. Можно придумать еще сотню идей, как NFT упростит наши жизни, но перед этим нужно решить важнейший вопрос – регулирование этой сферы.

Когда наступит NFT-будущее

Сама технология уже проверена, однако пока не появится глобального унифицированного механизма регулирования и признания NFT, массовое использование этой технологии за пределами игр и NFT-маркетплейсов невозможно.

Чтобы технология NFT приносила пользу, нужна серьезная проработка законодательной базы во всех странах мира, где ее планируют применять. В большинстве стран NFT пока не урегулированы или подчиняются законам, которые применяются к традиционным видам искусства. Например, в Беларуси NFT носят такой же статус, как и криптовалюта. Положительная сторона: при продаже токенов не нужно платить налог. Звучит заманчиво, но использовать этот подход для продажи квартиры не получится.

Очевидно, что реализация описанных выше сценариев займет немало времени. Как минимум, для этого должны быть решены многие регуляторные, технологические и организационные задачи. Но нет сомнений, что при наличии желания и спроса эту систему можно создать, как всего-то 40 лет назад объединили усилия патентные бюро мира.

Как применить NFT в бизнесе

На мой взгляд, возможности применения технологии сводятся к одному – упоминание NFT хорошо продает.

Есть большой потенциал в том, чтобы использовать NFT в программах лояльности. Например, начислять токены за активность. Эта концепция называется «X to earn» – пользователь получает награду после совершения действия (прошел обучающий модуль, завершил тур в игре, принял участие в челлендже). Компании могут выдавать NFT за покупки, регулярность заказов, заказ в определенный день, скачивание приложения и так далее. Эту тему можно развить и обменивать выданные NFT на скидку или продукт, использовать как подарочные сертификаты, предоставлять дополнительные сервисы любимым клиентам с наибольшим рейтингом или формировать community или закрытые клубы. Например, приложение для трекинга сна Sleep Future выдает NFT как награду за то, что пользователь вовремя лег спать.

Еще один удачный пример – Bored Apes, сообщество, доступ в которое открывается после покупки NFT обезьянки за несколько тысяч (и миллионов) долларов. Организаторы устраивают закрытые вечеринки для членов своего клуба, в котором уже состоит немало знаменитостей.

Неудивительно, что одними из первых NFT стали использовать компании из gamedev. Для них NFT может становиться игровой валютой или применяться для идентификации пользователей, в виде токенов можно продавать уникальные скины или навыки.

На первый взгляд, использование NFT в маркетинге может показаться сложным решением простой задачи, ведь многие эффективные механики работают без применения блокчейна. Но вот вопрос: писали ли СМИ о вашей уникальной бонусной системе? А вот о коллекции NFT-марок от почты Австралии – писали.

Что для бизнеса значат метавселенные?

Метавселенная – это виртуальное пространство, в котором пользователь становится аватаром и может взаимодействовать с самой вселенной и другими людьми. В отличие от компьютерных игр, там нет сценария взаимодействия, каждый может делать все, что захочет.

Конечно, повторить любое действие там пока сложно. Но если вы, например, не найдете в метавселенной любимое кафе, то вполне можете «открыть» его сами. Земля в метавселенной уже стоит почти как настоящая, цены доходят до $2 тыс. за «квадратный метр». Там же сможете запустить рекламу, а продавать еду и напитки можно за криптовалюту, которая при желании превратится для вас в фиатные деньги, если вывести их через криптообменник.

Столько внимания и интереса метавселенные получают именно потому, что можно зайти в виртуальный мир и просто жить, а не выполнять ограниченный набор миссий, как в игре.

Многие известные бренды уже вошли в метавселенные. Модные дома продемонстрировали результат своей работы, проведя весной этого года первую в истории VR-Fashion week в метавселенной Decentraland, а IT-гиганты начали проводить там свои рабочие совещания.

Представьте, что через несколько лет весь мир будет заходить в одну и ту же метавселенную и проводить там, скажем, пару часов в день. Она может стать, пожалуй, самой окупаемой рекламной площадкой. Хотя, вероятно, и самой дорогой.

Так стоит ли компаниям смотреть в сторону NFT?

Да, стоит. Попробуйте для начала использовать NFT для маркетинга, особенно, если у вас молодая аудитория. Это может стать ценным продающим инструментом, который положительно повлияет на имидж компании и продукта.

Я бы рекомендовал также присмотреться к метавселенным и подумать, как интегрировать туда свой бизнес, хотя бы на перспективу. Это поможет найти новый способ коммуникации с текущими и потенциальными клиентами и занять место в новом цифровом пространстве.

Также читайте:

Смотреть комментарии