MBA за рубежом110389

Цифровая революция: бизнес-школы перестраивают программы

Как ведущие бизнес-школы отвечают на вызовы цифровизации.

Изменения в технологиях толкают бизнес-школы к корректировке учебных планов и внедрению новых образовательных форматов. 24 предложения по блокчейну и цифровым валютам от ведущих университетов мира и EdTech-новинки – в обзоре Executive.ru.

Мода на криптовалюту

В декабре 2017 года курс биткоина достиг своего исторического максимума в $20 тыс., подогрев интерес бизнеса и общественности к криптовалютам и технологии блокчейн. По данным американской площадки Upwork, специализирующейся на поиске фрилансеров, в прошлом году спрос на сотрудников, связанных с блокчейн-индустрией, в США вырос в 35 раз. При этом потребность в квалифицированных кадрах испытывают не только компании финансового сектора, но и другие отрасли, которые также хотят понимать, какие возможности для бизнеса открывает применение данной технологии.

Активнее всего на возросшие запросы работодателей и слушателей начали реагировать американские бизнес-школы. «Процесс пошел намного быстрее, чем мы предполагали. У бизнес-школ нет иного выбора, как обновлять свои программы»,­ – отмечает Дэвид Ермак, профессор финансов бизнес-школы New York University Stern – эта школа еще в 2014 году обратила внимание на потенциал криптовалют и блокчейна. По словам Ермака, его последний курс по цифровым валютам собрал 230 слушателей, что в два раза больше прошлогоднего потока. На нем слушатели программ MBA знакомятся с функционированием блокчейн-технологии и основными принципами криптовалюты в контексте влияния на будущее финансового сектора.

Бизнес-школы экспериментируют с содержанием и подачей материала, предлагая отдельные курсы по криптовалютам, специализированные программы, проводят дискуссионные клубы с участием приглашенных спикеров, форумы и интенсивы. В частности, по данным CNBC, в 2018 году сразу несколько американских бизнес-школ анонсировали запуск новых курсов в программах MBA:

Многие школы включают проблематику, связанную с цифровыми валютами и блокчейном, в более широкие курсы и программы по финтехам. В частности, в курсе The FinTech Revolution (бизнес-школа Chicago Booth) основной акцент сделан на том, как повлияет использование криптовалют на монетарную политику и как отразится внедрение блокчейна на финансовой отчетности, трейдинге и инвестиционном банкинге.

Бизнес-школы Европы и Азии также не отстают в разработке обучающего контента по цифровым технологиям. Так студенты программ MBA могут послушать курсы по блокчейну в университетах Великобритании, Франции, Испании и Швейцарии. А среди лидеров азиатских программ заметны бизнес-школы Индии и Сингапура.

Курсы по криптовалютам, блокчейну и финтехнологиям в ведущих бизнес-школах

Название

Перевод

Бизнес-школа

Курсы

1. Cryptocurrency

Криптовалюта

Stanford Business School, США

2. Financial Tech

Финансовые технологии

University of Pennsylvania-Wharton, США

3. Fintech & Digital Disruption in the Financial Sector

Финтех и цифровая революция в финансовом секторе

INSEAD (Digital@INSEAD, Франция / Сингапур)

4. Fintech, Student Group

The FinTech Revolution

Финтех, студенческая группа

Финтех-революция

Chicago Booth, США

5. Fintech: Consumer Financial Services

Финтех: потребительские финансовые услуги

Columbia Business School, США

6. Blockchain Courses:

- Cryptocurrency Engineering and Design

- Shared Public Ledgers: Cryptocurrencies, Blockchains, and Other Marvels

- Entrepreneurs without Borders

Курсы по блокчейну:

- Инжиниринг и дизайн криптовалют

- Распределенные публичные реестры: криптовалюты, блокчейн и другие инновации

- Предпринимательство без границ

MIT, США

7. Fintech as a Major, Master of Finance

Курсы по выбору в рамках финтех-специализации, программа Master of finance

IESE Business School, Испания

8. Fintech Intensive, NYC Intensives

Финтех-интенсивы

Cornell Johnson, США

9. BBA Course in Fintech Management

Bachelor of Computing Information with Fintech Specialisation

Финтех-менеджмент для бакалавров

Финтех-специализация для бакалавров по компьютерной информации

National University of Singapore, Сингапур

10. Digital Currencies, Blockchains, and the Financial Services Industry

Цифровые валюты, блокчейн и отрасль финансовых услуг

NYU Stern, США

11. The Disruption – Fintech Revolution Course

Цифровая революция

USC Marshall, США

12. Innovation and Cryptoventures

Инновации и венчурные криптобизнесы

Duke Fuqua, США

13. Blockchain Business Applications

Бизнес-приложения блокчейн

UCLA Anderson, США

14. Digital Finance

Цифровые финансы

IMD, Швейцария

15. Fintech Innovations

Финтех-инновации

Michigan Ross, США

Клубы

16. Blockchain at Berkeley, StudentClub

Блокчейн в Беркли, Студенческий клуб

Berkeley Haas, США

17. Fintech course & Fintech Student Club

Курс по финтехам и студенческий клуб

Yale SOM, США

18. Darden Fintech Club

Дарден финтех-клуб

Virginia Darden, США

Программы

19. Fintech@Kellogg, Programming

Финтех в Келлог, программирование

Kellogg School of Management, США

20. Oxford Blockchain Strategy Programme

Стратегическая программа по блокчейну

Oxford Saïd, Великобритания

21. Fintech Open Programme

Финтех, открытая программа

ESADE, Испания

22. Blockchain / Distributed Trust – Center for Digital Strategies

Серия материалов по блокчейну, подготовленных Центром цифровых стратегий

Dartmouth Tuck, США

Мероприятия

23. Fintech Entrepreneurship specialist pathway, Launchpad

Комплекс лекций / мероприятий для финтех-предпринимателей

University of Cambridge Judge, Великобритания

24. Blockchain workshops and roundtables

ISB Fintech Summit, Annual Industry Event

Воркшопы и круглые столы по блокчейну

Ежегодный финтех-саммит

Indian School of Business, Индия

Перечень школ составлен на основе рейтинга Financial Times Global MBA Ranking 2018. Список курсов не является исчерпывающим.

Несмотря на востребованность данной темы, академическое сообщество все чаще обращает внимание на вызовы, с которыми приходится сталкиваться бизнес-школам при разработке курсов, посвященных криптовалютам и блокчейну. В первую очередь, эта область быстро меняется – структура и содержание учебного плана стремительно устаревают и требуют регулярного обновления.

«Это намного сложнее, чем вести курс по учебнику», – отмечает Дэвид Ермак. Так, при подготовке последнего курса профессору Ермаку пришлось обновлять программу, добавляя уроки по созданию версий криптовалют (хардфорков), а также по ICO (initial coin offerings – первичное размещение токенов).

«Пока вы входите в аудиторию, в вашем курсе что-то уже может стать неактуальным», – добавляет Кэмпбелл Харви, преподающий курс по инновациям и криптовалютам в Duke Fuqua. Кроме того, создание популярного курса требует не только хорошего уровня преподавания, но и привлечения спикеров-экспертов, которых по-прежнему не так много.

EdTech: цифра меняет школу

Цифровые технологии оказывают воздействие не только на учебный контент, но и на физическое пространство бизнес-школ.

Бурно развивающаяся культура стартапов привлекает внимание к технологическому сектору. По данным Forbes на начало этого года, в США пятерку компаний с самой высокой капитализацией составляют высокотехнологические бизнесы – Microsoft, Apple, Google, Amazon и Facebook. Эти компании активно рекрутируют выпускников бизнес-школ. Чтобы готовить квалифицированные кадры, американские бизнес-школы активно внедряют новые образовательные форматы, с фокусом на технологический аспект обучения. Educational technologies или EdTech включают широкий спектр инструментов – от онлайн-платформ и дистанционных курсов до специализированных центров на территории кампусов, где слушатели разрабатывают и тестируют свои инновационные идеи.

В University of Washington у слушателей есть доступ к CoMotion, университетскому пространству – makerspace, где начинающие предприниматели могут воспользоваться инструментами, близкими к HTC Vive или Google Cardboard для разработки креативных бизнес-решений. У них также есть доступ к 3D-принтерам для изготовления и тестирования прототипов своих продуктов. Схожую модель использует и Harvard University. В инновационной лаборатории (i-lab) слушатели получают возможность сходу приступить к работе, благодаря многочисленным ресурсам для совместной и индивидуальной деятельности. Лаборатория оснащена 130 рабочими местами, 12 конференц-комнатами, специальной студией для разработки прототипов. По данным университета, за 7 лет более 30 компаний выросли из i-lab и более 575 команд приняли участие в программе венчурного инкубатора – Venture Incubation Program.

В 2017 году бизнес-школа Kellogg School of Management (Northwestern University) сообщила об открытии Global Hub – отдельного технологически оснащенного корпуса, расширяющего возможности для обучения. В частности, благодаря продвинутой интеграционной технологии профессора и студенты могут заниматься в классах-трансформерах. В зависимости от потребности можно менять формат аудиторий – от многоярусного лекционного типа к небольшим пространствам, идеальным для проектного обучения. Возможности для обучения расширяются благодаря визуальным и аудио-инструментам, которые позволяют слушателям со всей страны присоединиться к занятиям и принимать участие в дискуссиях онлайн. Технология также позволяет приглашенным лекторам и спикерам, которые не могут присутствовать очно, участвовать дистанционно.

IE Business School (Испания) – лидер рейтинга QS Distance Online MBA Ranking 2018 – в конце 2016 года запустила WOW Room («Окно в мир») – футуристический учебный центр на территории кампуса бизнес-школы в Мадриде, в работе которого используются искусственный интеллект, моделирование, Big Data, интерактивные роботы и голограммы. По сути, это видеостена, размером в 24 квадратных метра, состоящая из 48 экранов, которые расположены в форме буквы U, и которая окружает преподавателя на 200 градусов. Аппаратное обеспечение системы включает в себя два тактильных экрана и камеры, которые позволяют записывать и редактировать сеансы в режиме реального времени. Лекции читают профессора, которые либо физически присутствуют в зале WOW Room, либо проецируются в виде голограмм.

Tech-лаборатория при Imperial College Business School (Великобритания) разработала программу Global MBA в дистанционном формате. В процессе обучения используется онлайн-платформа HUB, благодаря которой слушатели получают доступ к материалам программы и отслеживают свои результаты в режиме реального времени. И хотя основной акцент сделан именно на онлайн-составляющей программы, некоторые занятия проходят и в кампусе.

МООК как альтернатива

Альтернативный формат онлайн-обучения представляют массовые открытые онлайн-курсы (МООК), которые предлагают провайдеры дистанционного обучения, такие как Coursera и edX. Благодаря удобству формата и экономичности МООК пользуются большой популярностью среди слушателей. По словам руководителей образовательных онлайн-площадок, их востребованность во многом связана с необходимостью работников постоянно повышать уровень собственной квалификации. Профессионалы нуждаются в различных типах обучения на разных стадиях карьеры.

«Сейчас уже не так важно, есть ли в вашем резюме бизнес-степень. Сотрудникам необходимо будет постоянно обновлять свои навыки», – отмечает Майк Фирик, CEO в Alison.com, ресурса, которым пользуется 8 млн слушателей.

С появлением доступных онлайн-ресурсов мир переходит к непрерывному образованию. Как следствие, это влияет на изменение концепции университетской степени и концепции образовательной системы в целом. По мнению экспертов рынка, трансформация учебных форматов в бизнес-школах – это всего лишь вопрос времени: «Формат монолитных двухлетних магистерских программ изменится в будущем, а подходы к обучению станут более живыми и гибкими», – считает Анант Агарвал, CEO edX.

При подготовке обзора использованы публикации ft.com, cnbc.com, forbes.com, topmba.com, edtechmagazine.com

На фото – учебный центр WOW Room в IE Business School, источник: ie.edu

Смотреть комментарии