Планирование карьеры1208718

Новая роль: что может сделать сотрудник для вторичной адаптации

Вас повысили в должности или объем полномочий и обязанностей существенно расширился? Ваши действия?

В компаниях традиционно уделяется много внимания процессу адаптации нового сотрудника к условиям труда, знакомству с особенностями работы и коллективом. А компании-лидеры разработали собственные программы и процедуры адаптации, ставшие эталонными в отрасли.

Однако при повышении сотрудника или при существенном расширении его полномочий в рамках должности адаптация чаще всего ограничивается сообщением в коллективе и личной беседой с руководителем. Вроде бы логично – сотрудник опытный, хорошо справляется со своей работой, все знает и умеет. Главное – не мешать человеку, и он все сделает в лучшем виде.

При этом не учитывается, что новая должность, полномочия и ответственность, которые сопровождают изменение статуса в организации, еще не осознаны сотрудником в полной мере. Он по инерции будет продолжать действовать в предыдущей системе координат с использованием привычных, хорошо зарекомендовавших себя методов взаимодействия с коллегами и вновь появившимися подчиненными. Вот только эффективность их применения оказывается существенно ниже привычной, в результате у сотрудника возникает искаженное восприятие действительности, которое может развиться в синдром самозванца.

Люди с синдромом самозванца склонны к следующим когнитивным искажениям:

В результате сотрудник теряет уверенность в себе, а из-за малейшей ошибки или неточности в работе испытывает неадекватно большой стресс, становится более тревожным и нервным. Эта ситуация даже может запустить деструктивный цикл положительной обратной связи:

Чрезмерное эмоциональное давление и вредный стресс => Увеличение количества непроизвольных, случайных ошибок => Еще большее увеличение эмоционального давления и вредного стресса => Рост количества случайных ошибок...

Если вовремя не разорвать этот порочный круг, это может привести к трудностям в принятии решений (вплоть до полной неспособности сделать выбор), эмоциональному истощению, профессиональному выгоранию, расстройству сна, и даже к депрессии.

Нередко данная ситуация упускается из вида, замалчивается или попросту игнорируется. Но, как и в любых взаимоотношениях, тут участвуют две стороны. И сотруднику, вместо того чтобы ждать проявления инициативы со стороны компании или прикрываться «фиговым листком» формальных инструкций и официальных переписок, следует набраться смелости и провести честный и открытый диалог со своим руководителем и коллегами.

Вы удивитесь, какой большой кредит доверия и понимания есть у окружающих в отношении вас. Главное – не замалчивать неприятные ситуации и не закрываться в своей «раковине», а общаться, выявлять проблемные зоны, искать конструктивные способы их устранения, и не стесняться просить у руководителя, коллег и подчиненных помощи и совета. Даже самый блистательный менеджер некогда был молодым и неопытным сотрудником, и точно так же нуждался в поддержке и помощи окружающих.

Как адекватно оценить свои компетенции

Задача заключается в том, чтобы адекватно оценить свои текущие навыки и компетенции, определиться с их желаемым уровнем и наметить способы их овладения. А это означает, что в первую очередь необходима объективная картина текущей ситуации. Для этого предлагаю использовать следующую методику, состоящую из трех последовательных шагов.

1. Выявление сильных сторон

Что у вас хорошо получается, и что вы с удовольствием делаете? Для определения сильных сторон ответьте на следующие вопросы:

2. Определение направлений развития

Для выявления областей, которые вам стоит «прокачать», ответьте на следующие вопросы:

3. Проверка на объективность

Это самый трудный этап. Он потребует значительной смелости и уверенности в себе – необходимо убедиться, что данные вами ответы объективны, соответствуют действительности и ваши качества и компетенции воспринимаются окружающими так же, как и вами.

Попросите ваших коллег и руководителя поделиться мнением о вас, ваших навыках, проблемных зонах и попросите их совета. Выберите от трех до семи человек, с которыми вы близки или много работаете, и спросите их – могут ли они дать вам обратную связь, чтобы вы могли стать лучше.

Помните, что для них это также стрессовая ситуация, ведь потребуется дать вам характеристику, которая может оказаться для вас неприятной и гипотетически может ухудшить ваши межличностные отношения. Поэтому, если вы будете максимально конкретны в своих вопросах, это поможет получить желаемую информацию.

Будьте особенно аккуратны на данном этапе, дайте понять своему собеседнику, что он должен быть с вами абсолютно честен, даже если его слова будут для вас неприятны. Ваша задача – получить наиболее точную и объективную информацию о себе от окружающих.

Например, с руководителем следует обсудить следующие вопросы:

В разговоре с коллегами можно попросить их оценить ваш вклад в общую деятельность и дать совет о том, что вы могли сделать иначе, чтобы увеличить его. Или прокомментировать, что вы делаете хорошо, на какие аспекты работы вам, по их мнению, следует обратить внимание, а что вообще перестать делать.

В процессе работы над конкретным навыком не стесняйтесь просить об обратной связи по вашему продвижению в освоении навыка и советов – что еще может помочь вам в этом.

Использование данной методики позволит вам:

Помните: неважно, насколько вы хороши или плохи в конкретных навыках в настоящий момент времени, важно, что именно в ваших силах их развивать и улучшать.

Фото: freepik.com

Смотреть комментарии