Когда компания перестает расти, одна из возможных причин – внутренние ограничения топ-менеджеров. Как это бывает: человек отработал 10 лет и считает, что уже все знает, либо просто не понимает, как еще можно стать лучше. Чтобы бизнес развивался дальше, нужно перезапустить мышление руководителей, избавиться от этой установки и мотивировать к развитию.
Я предлагаю сделать это с помощью психологических игр для компании, которые помогут взглянуть на себя и свои возможности с новой перспективы и найти новые точки роста.
Что такое деловые психологические игры
Это формат изучения своего «Я» вместе с другими игроками под руководством компетентного ведущего. Во время игры участники анализируют собственные ощущения и мировоззрение, прорабатывают свойства личности и психики.
В ходе игрового «психотерапевтического» сеанса ведущий выстраивает события игры вокруг внутреннего мира игроков. Благодаря концентрации на переживаниях участники:
- Переносят свои чувства и эмоции из бессознательного в сознательное, чтобы проработать проблемные области.
- Находят внутренние запреты и ограничения, которые мешают профессиональному развитию.
- Проявляют эмпатию к членам команды и налаживают более крепкие взаимоотношения.
Ситуация из практики
Анатолий Сергеевич уже 10 лет занимает должность главного директора компании «N». Все было отлично – и в компании, и во взаимоотношениях. Но прежний собственник решил продать организацию молодому и амбициозному владельцу. Новый учредитель и директор не сработались: владельцу хочется стремительного роста компании и нововведений, а Анатолий Сергеевич предлагает другую стратегию – плавный рост и стабильность «N».
Чтобы предотвратить назревающий внутренний конфликт, руководители приняли участие в психологической деловой игре. В ходе которой нашли причины разногласий, разобрались с собственными взглядами на развитие фирмы и пришли к компромиссному решению.
Чем психологические игры отличаются от других деловых игр
|
Психологическая игра |
Другие бизнес-игры |
Организация игры |
Простая: минимальное количество реквизита |
Сложная: подготовка пространства, декораций и раздаточных материалов требуют больше времени |
Количество участников |
Небольшое: в команде от 3 до 6 человек за столом |
Большое: участие может принимать до нескольких сотен сотрудников одновременно |
Аудитория |
Участники, как правило, топ-менеджеры или собственники бизнеса |
Играть могут все сотрудники компании, вне зависимости от должности |
Конкуренция |
Низкая: в группе преобладает поддерживающая среда |
Более высокая: команды противостоят друг другу |
Цель игры |
Проработать самовосприятие человека, его мировоззрение и характер для достижения личных или командных целей |
Развить профессиональные и личные качества сотрудников |
Задача ведущего |
Узнает, что стоит за действиями и решениями игрока. Помогает сделать их наиболее продуктивными за счет проработки первопричины |
Ведущий отвечает за сюжет, тайминг игры и действия, которые выполняют участники |
Сложность проведения |
Высокая сложность – в этом формате почти невозможно подготовиться. Задачи появляются и решаются на ходу. От ведущего требуется большой опыт и бэкграунд |
Более простые в проведении, часто игры построены по линейному сюжету с предсказуемыми результатами |
Стоимость |
Выше: требуется специалист с психологическим образованием, игротехническими компетенциями и пониманием бизнес-процессов. |
Ниже: команда подбирается под задачи игры и бюджет компании |
Как психологические игры решают проблемы бизнеса и сотрудников
Одно из достоинств психологических игр – гибкость в работе с целями. Например, сначала вы могли предопределить одни цели и задачи, но в ходе игры выявить другие – на основе скрытых мотивов и проблем сотрудников. Игра как раз позволяет подстроиться под такие открытия и работать с тем, что действительно нужнее.
В целом же психологическая деловая игра создает пользу как в целом для бизнеса, так и локально – для личности каждого сотрудника в частности. Особенно это заметно на тех людях, которые работают в компании много лет и не планируют уходить.
Вот несколько примеров конкретных задач, которые можно решить психологической игрой:
- Избавиться от личностных или ценностных конфликтов в компании.
- Наладить психологический климат в коллективе.
- Изменить отношение сотрудников к равным коллегам и руководству.
- Найти и развить скрытые возможности сотрудников, лидерские качества.
- Увеличить вовлеченность в рабочий процесс и мотивацию.
- Снизить риск профессионального выгорания и научить сотрудников расслабляться, переключаться с работы на отдых и обратно.
Например, настольная антистрессовая игра «Время на себя» позволяет расслабиться и переключиться от рутины. Погружение в собственные радостные воспоминания и их повторное проживание помогает снизить уровень стресса и научиться управлять своим психологическим состоянием. Психологические игры на расслабление – хорошая помощь как для ментального здоровья коллег, так и для состояния бизнеса в целом.
С чем сталкиваются участники на психологических играх
В начале статьи я говорил о том, что внутренние страхи и запреты мешают профессиональному росту. На сеансе психологической игры именно эти бессознательные барьеры обнаруживаются и прорабатываются – идет поиск мотивации, силы, ресурсов и даже новых убеждений, чтобы преодолевать эти барьеры и достигать новых высот.
При этом игроки должны открыться перед собой и коллегами. Для многих это бывает тяжело – отсюда в процессе игры могут возникать сопротивление и даже конфликты. Процесс можно сравнить с нарывом: вскрывать его страшно и болезненно, но когда врач уже все сделал и наложил повязку, пациент быстро идет на поправку и чувствует облегчение.
В результате игры участники:
- Выработают собственную стратегию поведения и общения.
- Лучше поймут собственные цели и мотивы коллег.
- Расставят личные и профессиональные приоритеты.
- Увидят, что им мешает достигать поставленных целей.
- Найдут свое место для самореализации в компании.
Бывает так, что после игры участник понимает: ему больше не по пути с компанией. Может быть, он перерос фирму и хочет двигаться дальше, или его мировоззрение отличается от корпоративных ценностей. Если в результате он уйдет – плохой ли это результат?
В моменте для компании уход руководителя – стресс, но на перспективу это исключительно позитивное явление. Увольняются те, кто уже был к этому склонен: выгоревшие, нелояльные. Такие работают вдвое менее эффективно, иногда даже саботируют рабочие процессы, становятся источниками конфликтов в коллективе. Даже их опыт и компетенции не компенсируют негативных факторов – компания выиграет, если им на замену придет менее опытный, но абсолютно лояльный человек с горящими глазами.
Выводы
В психологических играх обычно принимают участие люди, которые уже реализовались в карьере и имеют прокаченные профессиональные навыки. Часто в своей должности им становится тесно: качественно развиваться в рамках hard skills дальше практически невозможно, а потенциальные точки роста лежат именно в сфере гибких навыков.
Следующий скачок развития и преодоления своего «стеклянного потолка» может быть только за счет личности и soft skills. Возникает потребность, закрыть которую можно с помощью психологических игр.
Во время психологической игры участники испытывают сильные чувства: удивление от того, что они многого о себе не знали, и понимание, что теперь им нужно переосмыслить некоторые свои установки и ценности. Участие в психологической деловой игре – это всегда сильный, эмоциональный и, главное, эффективный опыт, который реально меняет мышление и раскрывает перед игроками новые перспективы.
Также читайте: