Личная эффективность532476

Не учит и не лечит: с какими запросами идти к коучу, чтобы был результат

Чем отличается работа коуча от специалистов других помогающих профессий? Когда коучинг будет уместен, а когда бесполезен?

Слово «коучинг» в настоящий момент – один из самых употребляемых терминов из сферы помогающих профессий. Личного коуча – иметь актуально и престижно, советы продвинутых коучей цитируют и постят в соцсетях. Повышенный спрос на услуги данных специалистов привел к тому, что эта сфера привлекла массу противоречивых и неоднозначных персонажей и коучингом стали называть все что угодно. Своими глазами видел визитку «коуч-таролог». С другой стороны, очевидно, что большое количество нечистых на руку лиц на рынке коучинговых услуг приводит к стремительной девальвации коучингового ремесла и той ценности, которую оно несет.

Написать данную статью меня сподвигло общение с несколькими знакомыми на тему коучинга. После беседы с ними я вынес, что четкого понимания, что такое коучинг, и зачем он нужен у большей части, слышавших это слово – нет. Поэтому я хочу «вернуться к истокам».

Что такое коучинг?

Одно из определений: это технология трансформационной смены формата личностного мышления, улучшения реакций на общество людей и отношения к самой жизни, приобретения навыков понимания глубинной природы человека и открытия новых способностей видеть, слышать, понимать и чувствовать, с переходом на новые уровни достижения целевых напряженных результатов в различных сферах деятельности.

А если бытовым языком, то в коучинге присутствуют: клиент, коуч, клиентский вопрос, процесс коучинга. Клиент озвучивает запрос. Коуч задает различные вопросы, а клиент на них честно отвечает. И по мере того, как он продвигается в своих ответах меняется его представление, как о запросе, так и о способах и путях его решения.

Коучинг родился из спортивной медицины. И его первые задачи были – помочь спортсменам, у которых есть все физические возможности и данные, но чего-то не хватает, найти это «что-то» и достичь поставленной цели – спортивной победы.

Таким образом, коучинг нацелен на будущее, на победу. Основой работы с клиентом является его целевой запрос, задача, которую хочет решить клиент. В процессе своей работы в ходе сессии коуч проверяет запрос на истинность, конгруэнтность, изучает и проявляет клиенту уровень личной мотивации. Что часто приводит к переформулированию запроса или вообще – от отказа от него в принципе.

Далее клиент с помощью коуча проводит инвентаризацию имеющихся ресурсов для достижения цели (решения задачи), определяет квалификационные дефициты и первоочередные шаги на спринт. Рекомендуемый ритм в коучинговых сессиях – не чаще раза в неделю и не реже раза в месяц.

Рабочий инструмент коуча – вопросы. Коуч ничего не советует и не объясняет, за редким исключением. Настоятельно объясняющий или проповедающий что-либо клиенту коуч – это нонсенс!

Базовое состояние коуча  – сонастройка и безоценочность

Коучи принимают клиента во всем его многообразии, используют эмпатию в необходимом для эффективной работы объеме и несут ответственность за технологию, которую применяют в процессе сессии. Клиент же наполняет ее смысловым значением и несет ответственность за свою работу во время и после коучинговой сессии и полученные им результаты.

Скажу больше, в начале сессии коуч понятия не имеет куда приведет их с клиентом совместная работа. Каждый следующий вопрос проистекает из непосредственных ответов клиента на предыдущие. Поэтому и возникают проблемы с результатами специалистов, пришедших в коучинг из терапии. По привычке – еще до начала работы – они уже что-то «представляют» о клиенте и начинают энергично его «туда» вести. И как результат – терпят фиаско.

Истинный коуч, как фонариком, вопросами различного типа подсвечивает и меняет углы и ракурсы восприятия, видения задачи в сознании клиента. Который в свою очередь в этот момент ведет работу по осмыслению полученного результата и принятию решений по своему запросу. Поэтому и не существует «100% убойных по эффективности» скриптов проведения коучинговой сессии.

Философия коучинга

Строится на гуманистических принципах Милтона Эриксона:

  1. С людьми – все в порядке!
  2. У человека уже есть все ресурсы для достижения того, что он по-настоящему хочет.
  3. Намерение человека всегда положительно. Чтобы он ни делал – он хотел как лучше.
  4. Изменения возможны и неизбежны.
  5. Люди всегда делают наилучший выбор из возможных (по их представлению).

Таким образом, если мы чего-то искренне, всей полнотой своей личности хотим – внутри нас уже есть необходимые ресурсы и стратегии. И в чем тогда интрига – спросите вы? За что платить деньги?

Базовым индикатором, того, что «правильной дорогой идем, товарищи» является клиент. А именно – его хочу! Чем более эмоционально включенным, мотивированным в процессе работы становится клиент – тем ближе мы к результату. Коучи называют это конгруэнтностью – это когда слова, поступки и эмоциональное поведение совпадает между собой. Именно она являет подтверждением истинности цели, совпадением ее с типами личности и нервной организации клиента.

Как оценивать результат коучинговой сессии?

Существует несколько вариантов:

Чаще бывает:

Сильный коуч всегда правдив, а его коучинг — это страшное дело, именно потому, что он поставит клиента лицом к лицу с вопросами о смысле и ценности поставленной цели лично для него, об экологичности, о тех ресурсах, которые придется потратить. О том действительно ли хочет клиент достижения поставленных целей, готов ли он? А насколько это действительно ценно и важно для него? Зачем ему это? Самые сильные, ресурсные вопросы – это те, которые клиент никогда не задаст себе сам!

И с другой стороны, честно взглянув на свой вопрос, ответив на иногда очень неудобные вопросы коуча, клиент приходит к истинному запросу, конгруэнтной цели. В этот момент меняется все: лицо, энергетика, пластика. Клиент наполняется такой мощной мотивацией, энергией свое истинного «хочу», что переходит в состояние «вижу цель – не вижу препятствий». Концепция того, что заниматься нужно только тем, что вызывает жгучее желание этим заниматься — это концепция коучинга. В мире коучинга нет прокрастинации.

Еще раз акцентирую внимание – коучинг не учит и не лечит. Первым занимается консалтинг или система образования, вторым психотерапия и психиатрия. Принципиальное отличие – коучинг – это работа «здорового со здоровым». Коуч не работает с отклонениями и тем более с заболеваниями. В случае выявления признаков отклонений – необходимо честно направить клиента к профильным специалистам!

Когда коучинг будет уместен и полезен?

  1. «Пробуксовка». Цель, несмотря на годы потраченного времени и мегаджоули потраченной энергии, все также далека. Стандартный запрос: пытаюсь похудеть (выучить английский, пройти Ironman) уже много лет, но...
  2. «Танец на граблях». Это когда вроде хочется (или надо), но почему-то из раза в раз – не получается. Примеры: отношение с представителями противоположного пола, которые чем дальше, тем токсичнее, постоянный выбор нелюбимой работы и т. д. У меня был кейс, когда человек умудрялся при наличии денег последовательно покупать исключительно проблемные подержанные машины и чем дальше – тем проблемнее.
  3. «Верхи не могут, а низы не хотят». Сложно структурированный запрос, сформулированный, как правило, в терминах рамки «Проблема», подкрепленный мощной внутренней мотивацией избегания и желанием изменить ситуацию. Такой запрос сначала необходимо перевести в формат рамки «Задача», далее, как было выше сказано – проверить на конгруэнтность, ресурсы и т. д.
  4. «Амурский тигр». Идеальный запрос от целеориентированного, заряженного на крутую амбициозную цель человека, который хотел бы верифицировать свою стратегическую карту, проговорить, проверить все ли он учел. Почему «Амурский тигр»? Потому что такой тип запроса настолько редок – так что в пору заносить в Красную книгу.

Когда коучинг не поможет?

  1. Вы точно знаете, что хотите, имеете большую внутреннюю мотивацию этого достичь и вам необходима узконаправленная профессиональная консультация. Например: Вы твердо намерены сменить работу, есть понимание желаемого идеального образа новой работы, но вы не знаете с чего начать. Вам не в коучинг, а к карьерному консультанту.
  2. Проблема связана с травматическим опытом прошлого. В буквальном смысле – есть зона вашего внутреннего мира «прикасаться» к которой невыносимо больно (зона невроза), и вы хотели бы с этим разобраться, поскольку это ощутимо снижает качество жизни. Тогда вам скорее всего нужна консультация профессионального специалиста из области психотерапии.
  3. Вы не готовы ничего менять.

Читайте также:

Смотреть комментарии